Можно ли запрограммировать рождение одаренного ребенка?
С давних времен люди пытались улучшить свое потомство. Даже родилась целая наука евгеника. Псевдонаука основывалась на дешевом и примитивном научном анализе. Чарльз Давенпорт изучил несколько поколений семей и, доказав, что болезнь Хамптингтона передается по наследству, стал утверждать, что такие явления, как преступность, бедность, морская болезнь и талант также имеют генетическую природу. В доказательство неопровержимости своей теории евгенисты приводили династии композиторов: Бахов, Штраусов, Скарлатти.
Для создания одаренного поколения евгенисты предлагали соединять родителей с хорошей наследственностью. Для тех же, кого Господь не наделил талантом или, что еще хуже, создал не совсем здоровыми, был придуман иной план. В 1934 году в Германии был принят закон о принудительной стерилизации душевнобольных, в результате которого только за год около 70 тысяч так называемых низших членов общества были стерилизованы, а к концу 1945 года эта цифра достигла 400 тысяч!
Евгенист Ньюстон Чемберлен высказал гипотезу, что для улучшения мирового генофонда численность неполноценных народов должна быть попросту уменьшена. Его идею воплотил в жизнь Адольф Гитлер.
Следующая волна интереса к генетике вызвана исследованиями и манипуляциями с ДНК. В связи с этим есть основания опасаться возрождения неоевгеники. Возможности современной науки гораздо шире, чем в начале века: возможно клонирование, манипуляции с генами. А значит, и больше опасность воплощения в жизнь программ борьбы с социальными недостатками при помощи биологии.
Считается, что брак пожилого мужчины и молодой женщины благоприятен для появления на свет гения. Но наукой это не подтверждено, хотя тенденция такая существует. А вот если родители жили в разных местностях - шанс на рождение одаренного ребенка повышается. Это также ведет к рождению крепкого, здорового, красивого потомства.
Благодаря новейшим разработкам теперь можно иногда даже до зачатия, но чаще во время беременности установить болезненно низкий уровень интеллекта - олигофрению будущего ребенка, а также другие болезни, мешающие развитию нервной системы, которая без этих помех могла бы, возможно, взлелеять выдающиеся способности.
В первую очередь визит к врачу рекомендуется генетическим группам риска - супругам, имеющим повышенный шанс на рождение малыша с наследственным заболеванием, парам, где, как минимум один партнер страдает тяжелым наследственным заболеванием, семьям, где оба супруга здоровы, но кто-то из родственников болел наследственным недугом, супругам старше 35 лет, а также живущим в браке родственникам II и III степени.
На 6-8-й неделе беременности специалисты возьмут ворсинку эмбриона и сделают ее генетическое сканирование, которое покажет, какие хромосомные и биохимические нарушения заложены в зародыше. Если ребенку грозят серьезные недуги, до 22-недельного срока женщина может сделать аборт.
В случае наследственного нарушения обмена веществ, ведущего к слабоумию детей, теперь используется специальное питание, исключающее вещества, неправильная переработка которых организмом и создает внутреннее отравление нервных клеток. Например, при достаточно распространенном заболевании фенилкетонурии применение такой спецдиеты в течение первых лет жизни ребенка позволит потом перейти на обычное питание и при этом не иметь никаких помех развитию интеллекта, ранее обреченного на олигофрению!
Сейчас все ударились в гороскопы, но, увы, научных доказательств оптимального времени зачатия не существует.
Таким образом, рецепты для получения вундеркинда просты, но не являются гарантией успеха. Поэтому положитесь на судьбу.
8. Направления работы с одаренными детьми в сфере образования
Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
В качестве основных направлений работы с одаренными детьми следует выделить создание для одарённых детей систему дошкольных образовательных учреждений; общеобразовательных школ; систему дополнительного образования; школ.
Формы обучения одаренных детей:
1. Формы обучения детей в условиях общеобразовательной школы
Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы должно проходить на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса.
2. Формы обучения детей в системе дополнительного образования
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:
1) обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);
3) очно-заочные школы;
4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
6) детские научно-практические конференции и семинары.
3. Формы обучения в условиях школ, ориентированных на работу с одаренными детьми.
Учебные программы, ориентированные на обучение одаренных детей с общей (умственной) одаренностью (и некоторыми видами специальной одаренности, например, лингвистической, математической и т.д.), должны отвечать целому ряду специфических требований.
Можно выделить четыре стратегии обучения, которые могут применяться в разных комбинациях. Каждая стратегия позволяет в разной степени учесть требования к учебным программам для одаренных детей.
1. Ускорение. 2. Углубление.
3. Обогащение. 4. Проблематизация.
Оглавление
1. Возникновение и развитие педагогической профессии………….……………………………………..1
2. Роль и место педагога в век информационного общества. Социальная значимость профессии педагога. Роль самообразования и самовоспитания в профессиональном становлении педагога……..2
3. Профессиональные и личностные качества и способности педагога. Требования к профессиональной компетентности и мобильности воспитателя………….……………………………..3
4. Подготовка педагогических кадров. Спектр педагогических специальностей………….……………4
5. Возникновение, становление и развитие педагогики за рубежом и в России на разных исторических этапах………….……………………….………………….……………………….…………5
6. Предмет педагогики. Основные педагогические понятия…………………………….……………..…8
7. Структура педагогической науки, её основные отрасли. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития. Связь педагогики с другими науками. Источники педагогической науки………….……………………….……………….………………………………….…………………10
8. Принципы обучения и воспитания. Значение и логика целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности…………………………….……………………….……………………….12
9. Формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения…………………………….……………………….……………………….………….……….14
10. Целостный педагогический процесс (ЦПП) – объект изучения в педагогике….………………….16
11. Понятие о биологических и социальных факторах развития,
их влияние на развитие человека…………………………….……………………….…………………...17
Тема 12. Необходимость учета индивидуальных, возрастных и половых особенностей в воспитании и обучении детей…………………………….……………………….……………………….………………..19
Тема 13. Модели взаимодействия педагога с ребенком в педагогическом процессе…………………….…29
14. Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения. Основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания….30
15. Общие основы возрастной педагогики. Возрастная периодизация. Учёт возрастных психологических особенностей в педагогическом процессе…………………………….………………32
16. Учёт возрастных психологических особенностей в педагогическом процессе ……………………35
17. Цель и задачи образования в конкретном возрасте…………………………….…………….………35
18. Система образования…………………………….……………………….…………………………….42
19. Современные проблемы дошкольного образования…………………………….……………………45
20. Перспективы развития системы дошкольного образования…………………………………………46
-Извлечения из государственной программы РФ "Развитие образования" на 2013-2020 годы (от 15 мая 2013 г. № 792-р)………………………………………………………………...………………………47
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"(26 декабря 2012 года)…………………………….……………….…………………………49
- ФГОС ДО………….………………………….………………………..….……………………….……...50
- СанПиН………………………………………………………………………………………………….53
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (30 августа 2013 г. № 1014 г.)……………………………………………………………………………..56
- Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)…………….……………………….……………………………………….……………………….58
21.Дошкольная педагогика как отрасль педагогики…………………...…………………………………62
22.Программа воспитания и обучения в детском саду - государственный документ. История создания и совершенствования программы…………….…………………………………………….…………………74
23. Понятие «одарённый ребёнок», виды одарённости…………….………………….…………………75
Оглавление……………………………………………………………………………………………...…...81
[1] Приложение 3 к письму Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О прихолого-педагогической ценности игр и игрушек» (методические указания для работников дошкольных образовательных учреждений.