Тема 20:Дошкольная педагогика как отрасль педагогики

1. Значение и уни­кальность дошкольного возраста.

2. Цели и задачи дошкольного образования.

3. Методы воспитания детей дошкольного возраста.

4. Методы обучения детей дошкольного возраста.

1.Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности — игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Современное российское образование - это непрерывная система по­следовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послеву­зовское, дополнительное образование.

2.Дошкольное образование является первой ступенью системы непре­рывного образования в России. Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов XX в., затронули почти все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольное образование. Очевидные недостатки сложившейся в СССР системы дошкольного воспитания и ее явное несо­ответствие новым идеологическим социально-экономическим реалиям обусловили разработку новой Концепции дошкольного воспитания (авто­ры В.В. Давыдов и В.А. Петровский), которая была утверждена Государ­ственным комитетом по народному образованию СССР в 1989 г. В этой концепции впервые был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного дошкольного образования и намечены главные ориентиры его развития.

Новая концепция в качестве ключевых целей и задач дошкольного воспитания определила следующие:

1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и пси­хического). Приоритетность этой задачи связана с особенностями перио­да раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребен­ка, подверженностью его к различным заболеваниям.

2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми. Данная задача предполагает переориентацию с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, которая направлена на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способ­ностей, на воспитание чувства защищенности и уверенности в себе.

3. Признание уникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека.Исходя из этого, вся работа в дет­ском саду должна быть направлена не на подготовку ребенка к школе, а на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уни­кального периода. Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры), развитие творческого начала и воображения ребенка - это наиболее важные задачи, чем сообщение детям каких-либо конкретных знаний.

4. Переход от зуновской парадигмы образования к ориентации на раз­витие способностей ребенка. Вся предшествующая система образования была направлена в основном на передачу знаний, умений, навыков (ЗУН). Задачей дошкольного образования является, прежде всего, разви­тие главных новообразований дошкольного возраста - творческой актив­ности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показате­лем эффективности образования в этой связи следует считать не «обученность» детей или сумму усвоенных ими знаний, а уровень психиче­ского развития каждого ребенка.

5. Воспитание основ базиса личностной культуры, который включает в себя ориентацию на общечеловеческие ценности (красота, добро, исти­на), средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально - оценочного отношения к происходящему. Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.

Методы воспитания.

1. Б.Т.Лихачев:

- методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования)

- метод доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации)

- методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, обращение к сознанию, к чувству…)

2. В.Г.Нечаева:

- организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых…);

- формирование нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин…).

3. В.И.Логинова:

- методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);

- методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа);

- методы стимуляции чувств и отношений (пример, поощрение, наказание)

МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

- чтение художественной литературы;

- слушание музыки;

- наблюдение окружающей действительности;

- рассматривание картин, иллюстраций;

- беседы (использовать прием сравнения)

- рассказы воспитателя;

- игры-путешествия;

- дидактические игры;

- занятия по рисованию, лепке, конструированию, музыкальные;

- труд;

- игры-упражнения;

- связь с семьей;

- сюжетно-ролевые игры.

Наши рекомендации