Периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина

Период Годы Ведущая деятельность Новообразование Социальная ситуация развития
Младенчество 0-1 эмоциональное общение ребенка со взрослым ходьба, первое слово Освоение норм отношений между людьми
Ранний возраст 1-3 предметная деятельность "внешнее Я сам" по Выготскому Усвоение способов деятельности с предметами
Дошкольный возраст 3-6(7) ролевая игра произвольность поведения Освоение социальных норм, взаимо- отношений между людьми
Младший школьный возраст 6(7)-10(11) учебная деятелльность произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности.
Средний школьный возраст, подросток 10(11) - 14(15) интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке" Освоение норм и отношений между людьми
Старший школьник (ранняя юность) 14(15) - 16(17) учебно-профес- сиональная деятельность профессиональное и личностное самоопределение Освоение профес- сиональных знаний, умений
Поздняя юность или ранняя зрелость 18-25 Трудовая деятельность, профес- сиональная учеба.   Освоение профес- сионально- трудовых умений
Зрелость после 25 20-50 лет - зрелость, 50-75 - поздняя зрелость, 75- .. - старость      

Тема 16. Учёт возрастных психологических особенностей в педагогическом процессе(см. тему Учёт индивидуальных, возрастных и половых особенностей детей в воспитании и обучении)

Тема 17. Цель и задачи образования в конкретном возрасте

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 11-е изд., стер./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: «Академия», 2010. Стр. 70 – 85.

Возрастные характеристики ребёнка

Целевые ориентиры для каждой ступени образования представлены в виде возрастных портретов, описывающих достижения ребенка к концу ступени. Возрастной портрет ребенка дошкольного возраста отражает идеальные социокультурные ожидания, а не среднестатистический уровень достижений детей этого возраста. Эти ожидания не могут выступать непосредственным основанием оценки качества образования или продвинутости самого ребенка.

Период новорожденности

С первых дней жизни у младенца имеется система безусловных рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных.

Процесс рождения — это тяжелый, переломный момент в жизни младенца. Не случайно специалисты говорят о кризисе новорожденности, или родовом кризисе. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно другие условия (в отличие от внутриутробных): температурные (холодно), по освещенности (яркий свет). Воздушная среда требует иного типа дыхания. Возникает необходимость смены характера питания (кормление материнским молоком или искусственное питание). Приспособиться к этим новым, чужеродным для младенца условиям помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы (пищевые, защитные, ориентировочные и др.). Однако их недостаточно, чтобы обеспечить активное взаимодействие ребенка с окружающей средой. Без ухода взрослых новорожденный не в состоянии удовлетворить ни одну свою потребность.

Основой его развития является непосредственный контакт с другими людьми, в процессе которого начинают вырабатываться первые условные рефлексы. Одним из первых образуется условный рефлекс на положение при кормлении.

Активное функционирование зрительного и слухового анализаторов - важный момент в психическом развитии ребенка. На их основе происходит развитие ориентировочного рефлекса, что такое?

По данным A.M. Фонарева, уже после 5—6 дней жизни новорожденный способен следовать взором за движущимся в непосредственной близости предметом при условии его медленного перемещения.

К началу второго месяца жизни появляется способность сосредоточения на зрительные и слуховые раздражители с их фиксацией в течение 1—2 мин. На основе зрительного и слухового сосредоточения происходит упорядочение двигательной активности ребенка, которая в первые недели его жизни имеет хаотический характер.

Особенности новорожденного:

1. безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретение свойственных человеку форм поведения.

2. развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений.

Необходимое условие нормального психического развития новорожденного: упражнение органов чувств (анализаторов), поступление в мозг получаемых при их помощи разнообразных сигналов из внешнего мира. Источник этих впечатлений – ВЗРОСЛЫЙ.

Наблюдения за новорожденными показали, что первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, некоординированными движениями. На втором месяце он замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Эта реакция получила название "комплекс оживления" –это первая социальная потребность ребёнка.

Реакция ребенка на взрослого указывает на возникшую у него потребность в общении, попытку установить со взрослым контакт. Малыш доступными ему средствами общается со взрослым. Появление комплекса оживления означает переход ребенка к следующему этапу развития - младенчеству (до конца первого года).

Социальная ситуация развития: беспомощность, полная зависимость от взрослого.

Ведущая деятельность: отсутствует

Новообразования:

-инстинктивная психическая жизнь,

- отделение сна от бодрствования,

- выделение взрослого из окружающей действительности, появление ответной реакции на воздействие взрослого (+эмоц-я реакция, улыбка)

- появление новой формы поведения – комплекса оживления.

- развитие органов чувств.

Младенчество

(период развития от 1 мес. до 1 года) заканчивается кризисом 1 года.

Социальная ситуация развития:беспомощность ребёнка, взрослый центр ситуации развития ребёнка. Л.С.Выготский назвал ССР в младенчестве "МЫ" (противоречие ситуации: р. не имеет средств воздействия на взрослого, но максимально зависит от него).

Взрослый обращается с ребёнком так, как будто он всё понимает, вызывая его на общение, появляется первая деятельность ребёнка.

Ведущая деятельность:эмоциональное общение со взрослым (ЧТО ТАКОЕ ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?? ЧТО И КУДА ОНА ВЕДЁ???).

Инициатором выступает не только взрослый, но и ребёнок. Общение носит ситуативные и непосредственный характер (т.е. осущ-ся в конкретной ситуации). Речевого общения – нет.

От 1до 5-6 мес – ситуативно-личностное общение.

От 5-6 мес до 1 года – ситуативно-деловое (общение по поводу предметов и действий с ними). Р овладевает хватанием, установлением зрительно-моторных координаций (рука-глаз), р. удерживает предмет и способен им манипулировать, что создаёт основу для развития манипуляций с предметами. Появляются "круговые реакции" (Ж.Пиаже) – цепи одинаковых повторяющихся действий.

После 7 мес. соотносящие действия (закрывание коробочек).

После 10 мес. функциональные действия – использование предмета по его назначению (катание машинки, бьет по барабану). Но ребёнок так действует только с тем предметом, с которым научился (отсутствует перенос действия на другой предмет).

Зарождаются предпосылки развития речи. Понимание, затем собственная речь.

К концу младенческого возраста тесная ситуация взаимодействия начинает постепенно разрываться за счёт появления новой деятельности – предметной. Дальнейший "разрыв" обусловлен освоением ходьбы, развития самостоятельности ребёнка.

Новообразования:

- возникновение первых форм общения со взрослыми;

- начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами;

- появление социальных эмоций, например, на взрослого;

"Страх расставания" – 7-11 мес.

- появление активности в общении;

- особенности познавательного развития.

Восприятие:

1. совершенствование зрительного сосредоточения (3 мес. – 7-8 мес.)

2. прослеживание движущихся предметов;

3. 4 мес. – активная реакция на увиденное;

4. ребёнок воспринимает форму предметов, выделяет контур. Развитие пространственного восприятия (глубины пространства).

Наглядно-действенное мышление:

1. действует методом проб и ошибок;

2. формирование некоторых представлений.

Память: включаются механизмы памяти, её простейший вид – узнавание, затем воспроизведение.

В три месяца малыш уже выделяет близкого ему человека, а в шесть месяцев отличает своих от чужих. Далее общение ребенка и взрослого начинает все чаще осуществляться в процессе совместных действий. Взрослый показывает ему способы действия с предметами, помогает в их выполнении. В связи с этим меняется и характер эмоционального общения. Под влиянием общения повышается общий жизненный тонус малыша, усиливается его активность, что в значительной степени создает условия для речевого, двигательного и сенсорного развития.

После шести месяцев ребенок уже способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. У него формируется ориентировочная реакция на называемые ему предметы. В словаре малыша появляются первые слова. В перестройке и совершенствовании двигательной сферы особое место занимает развитие движений рук. Вначале ребенок тянется к предмету, не умея удержать его, затем приобретает ряд навыков хватания, а к пяти месяцам — элементы захватывания предметов. Во втором полугодии у него начинают формироваться целенаправленные действия с предметами. С седьмого по десятый месяц он активно манипулирует с одним предметом, а с одиннадцатого месяца — двумя. Манипулирование с предметами дает возможность малышу знакомиться со всеми их свойствами и помогает устанавливать устойчивость этих свойств, а также планировать свои действия.

КРИЗИС 1 ГОДА

Проявления:

- всплеск самостоятельности;

- аффективные реакции, когда ребёнка не понимают (его желаний, слов и т.д.). Особенно при запретах "Нельзя", "Нет" – кричат, падают на пол.

Главное приобретение 1 года – АВТОНОМНАЯ РЕЧЬ (Л.С.Выготский): "па" - упала, "ниняня" - не надо. Дети вкладывают в слово другой смысл, чем взрослый. Значения слов многозначно ("кх" – кошка, усы у дедушки, шапка, шуба и т.д.), ситуативно, вплетено в эмоциональную ситуацию.

Язык ребёнка в 1 год аграмматичен, слова переходят друг в друга без изменений. Речь недоступна пониманию посторонними людьми. Помогает в общении невербальные средства – жесты, мимика.

Таким образом, центральное новообразование возраста – познавательное и эмоциональное развитие ребёнка основанное на потребности в общении со взрослым.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)

Основные достижения возраста:прямохождение; предметная деятельность; речевое общение; осознание самого себя "Я сам".

Социальная ситуация развития (далее ССР):

1. разрушается ситуация непрерывного единства ребёнка и взрослого – ситуация "МЫ" (Л.С.Выготский);

2. психологическое отделение от матери;

3. появление основ самосознания.

4. противоречие ССР в том, что ребёнок не может сам"открыть" функции предметов, им обучает ребёнка взрослый.

Ведущая деятельность:предметная деятельность посредством ситуативно-делового общения. Ребёнок поглощён предметом, не может оторваться от него. Для ребёнка окружающие предметы – это вещи с определённым назначением (ложка, чтобы есть и т.д.).

Развитие предметного действия в 2-х направлениях:

- переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному (взрослый – образец);

- развитие средств и способов ориентации самого ребёнка в условиях действия.

На 1-х этапах действие и предмет тесно связаны (не может "причесаться" палочкой), затем действие постепенно отделяется от предмета.

3 фазы развития вязи действия с предметом:

1. ребёнок может выполнять с предметом любые действия;

2. предмет употребляется только по прямому назначению;

3. свободное употребление предмета, но на др. уровне: ребёнок знает основную функцию предмета.

Особое значение имеют соотносящие и орудийныедействия.

- соотносящие действия – действия, цель которых в приведении 2-х или нескольких предметов в определённые пространственные взаимоотношения (пирамидка из колец, закрывание коробок крышками)

- орудийныедействия – действия, в которых один предмет (орудие) употребляется для воздействия на другой (орудия - ложка, чашка, совочек, лопатка, карандаш).

В раннем возрасте (на 3-м году жизни) зарождаются новые виды деятельности: игра; продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Предпосылки игры - внутри предметной деятельности, при овладении действиями с игрушками.

Наши рекомендации