Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которымиявляются следующие ценности:
− патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
− социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
− гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
− семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
− труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
− наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
− традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
− искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
− природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
− человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений (перечисляются)
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
− в содержании и построении уроков;
− в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
− в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
− в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
− в личном примере ученикам.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются (перечисляется). Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов: (перечисляются).
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов: УМК «Школа России», система внеклассных мероприятий, система дополнительного образования.
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ (для основного общего образования)
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа воспитательной работы школы обеспечивает эффективность решения воспитательных задач за счет создания единого образовательного и культурного пространства, интеграции содержания основных и дополнительных школьных программ с разнообразными программами, реализуемыми в рамках форм внеклассной работы.
Приложением к данному разделу является «Программа воспитания и социализации обучающихся, воспитанников школы».
2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (для начального общего образования)
Программа формированияэкологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
− неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
− факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
− чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
− активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
− особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Цель программы: построение здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада ОУ.
Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
− сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
− научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
Планируемые результаты реализации Программы:
- сформированы представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- сформированы представления с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- сформированы представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформированы умения и навыки обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- сформирована потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
- сформированы компетентности об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- сформированы умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных ситуациях);
- развит интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- сформировано ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- сформированы умения и навыки элементарного опыта природоохранительной деятельности;
- сформированы умения и навыки бережного отношения к растениям и животным.