Научное руководство курсовой работой и консультирование

3.1. Непосредственное руководство курсовой работой осуществляет научный руководитель, назначение которого оформляется приказом декана факультета социальных наук.

3.2. Руководство курсовой работой может быть возложено на аспиранта соответствующей Аспирантской школы.

3.3. В обязанности научного руководителя курсовой работы входит:

3.3.1. оказание консультационной помощи студенту в определении окончательной темы курсовой работы, в подготовке программы исследования, в подборе литературы и фактического материала; предоставление рекомендации на консультации (в отдельных случаях – организация консультаций) с профильными специалистами из состава профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) Факультета / сотрудников Университета и/или сторонних организаций;

3.3.2. содействие в выборе методики исследования;

3.3.3. осуществление систематического контроля над ходом выполнения курсовой работы, в соответствии с порядком подготовки и сроками выполнения курсовой работы (общие сроки указаны в Приложении 1, индивидуальные сроки выполнения определяются научным руководителем);

3.3.4. информирование академического руководителя образовательной программы о случаях несоблюдения студентом сроков выполнения курсовой работы;

3.3.5. квалифицированные рекомендации студенту по содержанию курсовой работы;

3.3.6. оценка качества выполнения курсовой работы, в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями, в соответствии с критериями, рекомендованными действующим Положением о КР и ВКР и указанными в настоящих Правилах. Руководитель обязан составить отзыв на курсовую работу и выставить оценку, используя форму, приведенную в Приложении 6. При выставлении отличной или неудовлетворительной оценки научный руководитель обязан дать развернутое обоснование (не менее двух страниц) сильных и слабых сторон работы.

3.4. В случае, если руководитель курсовой работы не является работающим на постоянной основе сотрудником из числа ППС Департамента, который поддерживает реализацию образовательной программы «Политология», на которой обучается студент, в обязательном порядке назначается консультант курсовой работы из числа ППС Департамента.

3.4.1. Академический руководитель образовательной программы и руководитель Департамента, который поддерживает реализацию образовательной программы «Политология», на которой обучается студент, совместным решением могут отказать в назначении руководителя курсовой работы, не являющегося работающим на постоянной основе сотрудником из числа ППС Департамента, если тематика курсовой работы и профессиональные интересы руководителя курсовой работы не соответствуют направлению подготовки студента, обучающемуся по образовательной программе «Политология».

3.5. В целях оказания консультационной помощи могут быть назначены консультанты курсовой работы из числа представителей ППС Департамента / Факультета / Университета, а также из числа научных сотрудников других структурных подразделений Университета или работников сторонних организаций, профессиональная деятельность и/или научные интересы которых связаны с темой курсовой работы.3.6. Консультант обязан:

3.6.1. оказывать консультационную помощь студенту в выборе методики исследования, в подборе литературы и эмпирического материала, предоставлять рекомендации (в отдельных случаях – осуществлять организацию) консультаций с профильными специалистами из состава представителей ППС Департамента/Факультета/Университета и/или сторонних организаций;

3.6.2. давать квалифицированные рекомендации по содержанию курсовой работы.

3.7. В случае если руководитель курсовой работы не является работающим на постоянной основе сотрудником Департамента из состава представителей ППС, консультант, являющийся представителем ППС Департамента, также обязан:

3.7.1. совместно с руководителем осуществлять систематический контроль над ходом выполнения курсовой работы в соответствии с программой исследования и графиком выполнения курсовой работы;

3.7.2. информировать академического руководителя образовательной программы о несоблюдении студентом графика выполнения курсовой работы.

3.8. Студент вправе подать заявление о замене руководителя с обоснованием своей просьбы на имя академического руководителя образовательной программы «Политология» не познее чем за два календарных месяца до установленного в приказе срока предоставления курсовой работы. Академический руководитель образовательной программы «Политология», в свою очередь, имеет право отклонить просьбу студента о замене руководителя, аргументировав свое решение.

3.9. Научный руководитель вправе подать заявление об отказе от выполнения руководства курсовой работой с обоснованием своей просьбы на имя академического руководителя образовательной программы «Политология» не познее чем за два календарных месяца до установленного в приказе срока предоставления курсовой работы.

3.10. При возникновении конфликтных ситуаций в связи с отклонениями просьб о замене руководителя/об отказе от выполнения руководства, принятие решения выносится на заседание Академического совета образовательной программы «Политология».

3.11. Замена руководителя, назначение консультантов (при необходимости) согласовывается с академическим руководителем образовательной программы «Политология» и руководителем Департамента и оформляется приказом Декана не позднее установленных решением Ученого совета Факультета сроков.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

4.1. К курсовым работам предъявляются следующие общие требования:

4.11. Актуальность темы, соответствие ее современному состоянию определенной области науки и перспективам развития соответствующей сферы научного поиска, корректное определение объекта и предмета исследования.

4.1.2. Наличие артикулированного исследовательского вопроса, а также гипотезы (если таковая требуется).

4.1.3. Изучение и критический анализ научных монографий, периодических научных изданий и иных материалов по теме исследования.

4.1.4. Анализ и характеристика истории исследуемой проблемы и ее современного состояния.

4.1.5. Использование обоснованной исследовательской методологии, ее соответствие поставленным в исследовании задачам.

4.1.6. Обобщение результатов, их обоснование, формирование развернутых выводов и возможных практических рекомендаций.

4.1.7. Оформление курсовой работы в соответствии с принятыми стандартами и настоящими Правилами.

4.2. Курсовая работа не может выполняться в формате реферата. В разделах, посвященных обзору научной литературы, допустимы элементы реферативного изложения содержания изученных работ.

4.3. Студент может писать курсовую работу на английском языке по согласованию с научным руководителем и академическим руководителем образовательной программы. Работа на английском языке должна быть оформлена в едином стиле (например, APA, APSA и др.) в зависимости от цели (например, подготовка в будущем статьи для определенного журнала) и по согласованию с научным руководителем. Подробная памятка по техническому оформлению предоставляется научным руководителем.

4.4. Научно-исследовательский уровень курсовой работы должен отвечать соответствующей программе обучения и демонстрировать наличие сформированных в процессе освоения образовательной программы общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с перечнем компетенций, содержащихся в Образовательном стандарте Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»по направлению подготовки 41.03.04. «Политология» (квалификация: Бакалавр), утвержденным Ученым советом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Протокол от 28.11.2014 г. № 8.

4.5. Выполнение курсовой работы включает следующие содержательные этапы:

4.5.1 Выбор темы и научного руководителя.

4.5.2. Написание заявления (форма в Приложении 4), включающее перевод темы на английский язык и подписанное научным руководителем.

4.5.3. Ознакомление с требованиями, предъявляемыми к написанию и оформлению курсовых работ; сбор, систематизация и анализ имеющихся источников и научной литературы по проблематике исследования.

4.5.4. Разработка программы исследования и согласование ее с научным руководителем.

4.5.5. Проведение исследования и написание текста курсовой работы на его основе.

4.5.6. Проверка готового текста курсовой работы, устранение опечаток и стилистическая правка.

4.5.7. Загрузка курсовой работы в систему «LMS».

4.5.8. Сдача ответственным сотрудникам ОСУП комплекта, состоящего из:

· законченной и оформленной в соответствии с требованиями, сброшюрованной (переплетенной) любым образом курсовой работы,

· электронной версии курсовой работы на цифровом носителе (предпочтительно – CD±R/RW или DVD±R/RW),

· распечатанного отчета из системы «LMS»,

· отзыва научного руководителя.

4.5.9. Публичная защита курсовой работы осуществляется в присутствии комиссии.

4.6. Выбор темы курсовой работы.

4.6.1. Выбор темы осуществляется студентом самостоятельно с учетом ее актуальности, важности для специализации студентов и практической значимости для будущей профессиональной деятельности, наличия реальной проблемы для исследования. Предпочтительным является выбор темы, обеспеченной достаточным количеством источников и научной литературы.

4.6.2. В русскоязычном названии курсовой работы не разрешается использовать слова на иностранных языках (допускается их транслитерация).

4.6.3. При написании заявления студент и научный руководитель несут ответственность за его полноту в части именования названия на русском и английском языках.

4.7. Структура и содержание работы. Курсовая работа включает следующие структурные элементы:

4.7.1. Титульный лист (см. Приложение 2).

4.7.2. Содержание (см. Приложение 3).

4.7.3. Введение.

4.7.4. Основная (содержательная) часть, включающая в себя не менее двух глав.

4.7.5. Заключение.

4.7.6. Список использованных источников и литературы.

4.7.7. Приложения (если такие имеются).

4.8. Объем работы.

4.8.1. Под объемом курсовой работы понимается объем авторского текста без учета списка литературы и приложений.

4.8.2. Для студентов второго курса бакалавриата – от 1 а.л. до 1,5 а.л. (оформленных в соответствии с настоящими Правилами).

4.8.3. Для студентов третьего курса бакалавриата – от 1,5 до 2 а.л. (оформленных в соответствии с настоящими Правилами).

4.8.4. Авторский лист – 40 тыс. знаков с пробелами. Объем приложений не регламентирован.

4.9. Стиль изложения.

4.9.1. В курсовой работе необходимо придерживаться научного стиля языка, принятой в данной области терминологии, обозначений, условных сокращений и символов.

4.9.2. В тексте курсовой работы не допускается подмена специальной терминологии медийными и повседневными клише, жаргонизмами. Не допускается использования эмоциональных конструктов, постановки риторических вопросов. Текст должен фокусироваться на сути излагаемой проблемы, аргументация должна быть ясной и точной, без использования условного наклонения.

4.10. Требования к оформлению курсовой работы.

4.10.1. Технические требования.

Текст выполняется в редакторе Microsoft Word 7.0 и выше для Windows или в аналогичных программах, обеспечивающих возможность чтения файла после передачи ответственному лицу департамента электронной версии работы (форматы .doc, .docx, .pdf). Гарнитура – Times New Roman. Величина шрифта в тексте – 14 кегль. Межстрочный интервал – 1,5. Поля: верхнее – 2 см.; нижнее – 2,5 см.; левое – 3 см.; правое – 1,5 см. Все объекты, таблицы, графики, рисунки должны быть вставлены в текст за исключением случая, если они по объему превышают одну страницу. В таком случае они выносятся в приложения. Отступ абзаца – 1,25 см. Выравнивание по ширине.

Сноски печатаются шрифтом Times New Roman – 10 кегль; выравнивание по ширине; межстрочный интервал – 1 (единичный).

Для оформления ссылочно-сносочного аппарата обязательным является ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»[1].

При этом не допускаетсяпараллельное использование различных вариантов оформления, допускаемых стандартом. Наиболее корректным является использование системы подтекстовых сносок со сквозной нумерацией.

В конце работы прилагается список использованной литературы и источников, библиографические записи в котором оформляется по правилам, установленным в ГОСТ Р 7.0.5-2008. Области заглавия и сведений об ответственности, выходных данных и физической характеристики приводятся в полном объеме.

. Не допускаетсяпараллельное использование различных вариантов стандартов для оформления списка источников и литературы.

Разрешается использовать для акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, различное начертание шрифтов: полужирный, курсив, подчеркнутый.

Страницы курсовой работы с рисунками и приложениями должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Страницы отчета следует нумеровать арабскими цифрами. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки. Иллюстрации и таблицы, расположенные на листах формата А3 учитывают как одну страницу. Каждая новая глава начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку использованных источников, приложениям и т.д.).

4.10.2. Правила написания буквенных аббревиатур.

В тексте курсовой работы, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, могут быть использованы вводимые лично авторами буквенные аббревиатуры, сокращенно обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.

4.10.3. Правила написания формул, символов.

Формулы располагают отдельными строками в центре листа или внутри текстовых строк. В тексте рекомендуется помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные. Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, располагают на отдельных строках. Для экономии места несколько коротких однотипных формул, выделенных из текста, можно помещать на одной строке, а не одну под другой. Для начертания формул рекомендуется использовать компьютерные редакторы формул (например, Microsoft Equation или подобные).

Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в работе. Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы.

4.10.4. Правила оформления таблиц, рисунков, графиков.

Таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию (например, табл. 1, рис. 3). Нумерация таблиц и рисунков должна быть сквозной для всего текста курсовой работы. Порядковый номер таблицы проставляется в левом верхнем углу над ее названием. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия.

Порядковый номер рисунка и его название проставляются под рисунком. При построении графиков по осям координат вводятся соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выносятся на концы координатных осей, фиксируемые стрелками. При необходимости вдоль координатных осей делаются поясняющие надписи.

4.10.5. Правила цитирования источников.

При использовании в работе материалов, заимствованных из литературных источников, цитировании различных авторов, необходимо делать соответствующие ссылки, а в конце работы помещать список использованной литературы. Не только цитаты, но и произвольное изложение заимствованных из литературы принципиальных положений включаются в курсовую работу со ссылкой на источник. Отсутствие ссылки на источник является нарушением правил цитирования, согласно Порядку применения дисциплинарных взысканий при нарушениях академических норм в написании письменных учебных работ в Университете,являющегося приложением кПравилам внутреннего распорядка Университета.

4.10.6. Правила оформления списка источников и литературы.

Список источников и литературы включает в себя статистические и другие источники, материалы которых использовались при написании бакалаврской работы. Он состоит из: научно-учебной литературы (исключая учебники и учебные пособия), периодической литературы (статьи из журналов и газет), нормативно-правовых актов, статистических сборников и других отчетных и учетных материалов, электронных источников. Список источников и литературы строится следующим образом:

· Источники (нормативно-правовые акты, архивные документы, статистические базы данных) – если имеются

· Монографии

· Статьи в научных журналах

· Электронные источники (к которым относятся документы, существующие исключительно в электронном формате)

Способ расположения материала в списке литературы и источников следующий: источники представлены в алфавитном порядке; в начале списка – источники на русском языке, далее – на иностранных языках.

При оформлении списка источников и литературы указываются, согласно ГОСТ Р 7.0.5.-2008, следующие реквизиты книги: фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, название издательства и количество страниц. Для статей, опубликованных в периодической печати, следует указывать наименование издания, номер, год, а также занимаемые страницы.

4.10.7. Правила оформления приложений.

Приложение – заключительная часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы или аргументации тезисов автора. В приложения может быть вынесен материал, который по своему объему будет занимать в основном тексте работы объем более 1 страницы. По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчётных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т.д. По форме они могут представлять собой текст, копии официальных документов (сканированные изображения), таблицы, графики, карты.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме. Отражение приложения в оглавлении работы делается в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

В приложения не включается список использованной литературы и источников.

4.11. Студент может писать курсовую работу на английском языке по согласованию с научным руководителем и академическим руководителем образовательной программы. Работа на английском языке должна быть оформлена в едином стиле (например, APA, APSA и др.) в зависимости от цели (например, подготовка в будущем статьи для определенного журнала) и по согласованию с научным руководителем. Подробная памятка по техническому оформлению предоставляется научным руководителем.

Наши рекомендации