Слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

(вариант 3.3.)

Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю
I II III IV V Всего
Обязательная часть
Язык и речевая практика Русский язык
Чтение
Математика Математика
Естествознание Окружающий мир
Искусство Музыка
Изобразительное искусство
Технология Ручной труд
Физическая культура Физическая культура
Итого
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса
Предельно допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

Внеурочная деятельность

Направления внеурочной деятельности Количество часов в год
I II III IV V Всего
Коррекционно-развивающая область
Другие направления внеурочной деятельности
Итого:

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ включает коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область может быть представлена следующими коррекционными курсами: ритмика, сенсорное развитие, двигательное развитие, предметно-практические действия, социально-бытовая ориентировка, основы пространственной ориентировки, социально-коммуникативное развитие, индивидуальные коррекционные занятия

Примерный учебный план начального общего образования
слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой,
глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии)

(вариант 3.4.)

Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю
I II III IV V Всего
Обязательная часть
Язык и речевая практика Русский язык
Чтение
Устная речь
Математика Математические представления
Окружающий мир Развитие речи и окружающий мир
Искусство Музыка
Тифлографика
Технологии и предметно-практическая деятельность Ручной труд
Физическая культура Адаптивная физкультура
Итого
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
Предельно допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

Внеурочная деятельность



Направления внеурочной деятельности Количество часов в неделю
I II III IV V Всего
Коррекционно-развивающая область
Другие направления внеурочной деятельности
Итого:

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ включает коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область может быть представлена следующими коррекционными курсами: ритмика, сенсорное развитие, двигательное развитие, предметно-практические действия, социально-бытовая ориентировка, основы пространственной ориентировки, социально-коммуникативное развитие, индивидуальные коррекционные занятия

СЛАБОВИДЯЩИЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО для слабовидящих обучающихся, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть учебного плана содержит перечень учебных предметов: русский язык, чтение, окружающий мир (человек, природа, общество), математика, изобразительное искусство, музыка, технология (труд), физическая культура.

Количество часов, отводимых на изучение предметов «Русский язык», «Литературное чтение», может корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учетом психофизических возможностей слабовидящих обучающихся.

Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает:

факультативные курсы, обеспечивающие реализацию индивидуальных особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся;

внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких направлений работы как духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и, обеспечивающую личностное развитие слабовидящих обучающихся;

коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой направлены
на минимизацию негативного влияния слабовидения на результат обучения и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии.

Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы: ритмику, адаптивную физическую культуру, развитие зрительного восприятия, социально-бытовую ориентировку, пространственную ориентировку, развитие коммуникативной деятельности, которые являются обязательными и проводятся в форме групповых
и индивидуальных коррекционных занятий.

Образовательное учреждение вправе самостоятельно определять технологии, способы организации деятельности обучающихся в процессе освоения курсов коррекционно-развивающей области.

Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую учебную нагрузку и проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется
за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования).

Примерный учебный план начального общего образования
слабовидящих обучающихся

(вариант 4.2.)

Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю
I II III IV V Всего
Обязательная часть
Филология Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык - -
Математика и информатика Математика
Обществознание и естествознание (окружающий мир) Окружающий мир (человек, природа, общество)
Искусство Музыка
Изобразительное искусство
Технология Технология (труд)
Физическая культура Физическая культура
Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы религиозных культур и светской этики - - - -
Итого
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений -
Предельно допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

Внеурочная деятельность

Направления внеурочной деятельности Количество часов в неделю
I II III IV V Всего
Коррекционно-развивающая область
Другие направления внеурочной деятельности
Итого:

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ включает коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область может быть представлена следующими курсами: ритмика; адаптивная физическая культура; развитие зрительного восприятия; социально-бытовая ориентировка; пространственная ориентировка; развитие коммуникативной деятельности; индивидуальные коррекционные занятия.

Примерный учебный план начального общего образования
слабовидящих обучающихся

(вариант 4.3.)

Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Всего
I II III IV V
Обязательная часть
Филология Русский язык
Чтение (Литературное чтение)
Математика Математика
Естествознание Окружающий мир
Искусство Музыка
Рисование
Технология Ручной труд
Физическая культура Физическая культура
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений*
Предельно допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе
Внеурочная деятельность
                         

Внеурочная деятельность

Направления внеурочной деятельности Количество часов в неделю
I II III IV V Всего
Коррекционно-развивающая область
Другие направления внеурочной деятельности
Итого:

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ включает коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область может быть представлена следующими курсами: ритмика; адаптивная физическая культура; развитие зрительного восприятия; социально-бытовая ориентировка; пространственная ориентировка; развитие коммуникативной деятельности; индивидуальные коррекционные занятия.

ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Структура учебного плана образовательного учреждения представляет собой единство обязательной и вариативной частей и приложения «Внеурочная деятельность».

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР):

формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения
в экстремальных ситуациях;

личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;

коррекция/профилактика рече-языковых расстройств;

формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ТНР.

Учитывая возможное негативное влияние языковой интерференции для обучающихся
с ТНР на I отделении обязательной частью учебного плана не предусматриваются часы
на изучение учебного предмета «Иностранный язык». Обучение иностранному языку возможно на факультативных занятиях с обучающимися, речевые и психические возможности которых позволяют овладеть основами данного предмета. Изучение иностранного языка должно обеспечить подготовку обучающихся для продолжения образования на следующей ступени, развитие учебных и специальных умений, а также приобретение социокультурной осведомленности в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Для изучения иностранного языка возможно использовать и часы внеурочной деятельности.

Вариативная часть учебного плана формируется участниками образовательных отношений и включает часы, отводимые на внеурочную деятельность и коррекционно-развивающую область.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Коррекционно-развивающая область включает часы следующих коррекционных курсов: «Логопедическая ритмика», «Произношение», «Развитие речи». В структуру коррекционно-развивающей области включаются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по коррекции речевых нарушений, развитию речи, когнитивных, коммуникативных и творческих способностей обучающихся. Индивидуальные логопедические занятия проводятся с одним обучающимся в течение 20 минут. Частота посещений индивидуальных занятий обучающимися – не менее 2 раз в неделю. Подгрупповые логопедические занятия с 2-4 обучающимися составляют 20-25 минут. Частота посещений подгрупповых логопедических занятий – не менее 2 раз в неделю.

Часы учебного плана образовательного учреждения в совокупности не должны превышать величину недельной образовательной нагрузки.

В целях обеспечения индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:

учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и необходимую коррекцию недостатков в речевом, психическом и/или физическом развитии;

учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;

учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область, включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются обязательными.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Время, отведенное на внеурочную деятельность,
не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, и не должно допускать перегрузку обучающихся в течение учебного дня,
но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы.

Вся образовательная и воспитательная деятельность должна быть построена так, чтобы на всех уроках и внеклассных мероприятиях осуществлялась работа
по коррекции/профилактике нарушений и развитию речи обучающихся с ТНР, обеспечивающая тесную связь содержания образования с его развивающей направленностью.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с ТНР в процессе освоения АООП НОО реализуется в урочное и внеурочное время и осуществляется следующими специалистами: педагогами, психологами, медицинскими работниками (врач-педиатр, медицинская сестра, в случае, если в учреждении лицензирована медицинская деятельность).

Учебный план сохраняет преемственность изучаемых учебных предметов на каждом уровне общего образования.

Примерный учебный план начального общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Вариант 5.2.

I отделение

Лет обучения

Предметные области Учебные предметы Количество часов в год по классам Всего
I доп I II III IV
Обязательная часть
Филология Русский язык - -
Обучение грамоте - - -
Литературное чтение - -
Математика и информатика Математика
Обществознание и естествознание Окружающий мир
Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики - - - -
Искусство Изобразительная деятельность
Музыка
Технология Труд
Физическая культура Физическая культура
Итого:
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
Предельно допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

Внеурочная деятельность

Направления внеурочной деятельности Количество часов в неделю
I доп. I II III IV Всего
Коррекционно-развивающая область
Другие направления внеурочной деятельности
Итого:

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ включает коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область может быть представлена следующими курсами: произношение, развитие речи, логопедическая ритмика, индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа.

Примерный учебный план начального общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

(вариант 5.2.)

Года обучения

Предметные области Учебные предметы Количество часов в год по классам Всего
I II III IV
Обязательная часть
Филология Русский язык -
Обучение грамоте - - -
Литературное чтение -
Математика и информатика Математика
Обществознание и естествознание Окружающий мир
Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики - - -
Искусство Изобразительная деятельность
Музыка
Технология Труд
Физическая культура Физическая культура
Итого:
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
Предельно допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

Внеурочная деятельность

Направления внеурочной деятельности Количество часов в неделю
I II III IV Всего
Коррекционно-развивающая область
Другие направления внеурочной деятельности
Итого:

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ включает коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область может быть представлена следующими курсами: произношение, развитие речи, логопедическая ритмика, индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа.

Примерный учебный план начального общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

(вариант 5.2)
(II отделение)

Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю по классам Всего
I II III IV  
Обязательная часть
Филология Русский язык -
Обучение грамоте - - -
Литературное чтение -
Иностранный язык -
Математика и информатика Математика
Обществознание и естествознание Окружающий мир
Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики - - -
Искусство Изобразительная деятельность
Музыка
Технология Труд
Физическая культура Физическая культура
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
Предельно допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Направления внеурочной деятельности Количество часов в неделю
I II III IV Всего
Коррекционно-развивающая область
Другие направления внеурочной деятельности
Итого:

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ включает коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область может быть представлена следующими курсами: произношение, развитие речи, логопедическая ритмика, индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа.


Наши рекомендации