Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся
I ВАРИАНТ
Учебный план для детей с легкой умственной отсталостью (I вариант) разработан
на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
8.1.1. Примерный недельный учебный план начального общего образования
(нормативный срок освоения 5 лет)
Учебные предметы | Количество часов в неделю | ||
II | III | IV | |
Федеральный компонент | |||
Русский язык | |||
Чтение | |||
Математика | |||
Окружающий мир | |||
Музыка | |||
Изобразительное искусство | |||
Технология (трудовое обучение) | |||
Физическая культура | |||
Итого: | |||
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения при 5-дневной учебной неделе | |||
Предельно допустимая учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
8.1.2. Примерный недельный учебный план начального общего образования
(нормативный срок освоения 4 года)
Учебные предметы | Количество часов в неделю | ||
II | III | IV | |
Федеральный компонент | |||
Русский язык | |||
Чтение | |||
Математика | |||
Окружающий мир | |||
Музыка | |||
Изобразительное искусство | |||
Технология (трудовое обучение) | |||
Физическая культура | |||
Итого: | |||
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения при 5-дневной учебной неделе | |||
Предельно допустимая учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
8.1.3. Примерный недельный учебный план начального общего образования
Учебные предметы | Количество часов в неделю | ||||
V | VI | VII | VIII | IX | |
Русский язык | |||||
Чтение | |||||
Математика | |||||
История | |||||
Обществознание | |||||
Природоведение | |||||
География | |||||
Биология | |||||
Музыка | |||||
Изобразительное искусство | |||||
Технология | |||||
Физическая культура | |||||
Социально-бытовая ориентировка | |||||
Итого: | |||||
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения при 5-дневной учебной неделе | |||||
Предельно допустимая учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе | |||||
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения при 6-дневной учебной неделе | |||||
Предельно допустимая учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
8.1.4. Примерный недельный учебный план начального общего образования
Учебные предметы | Количество часов в неделю | ||
X | XI | XII | |
Русский язык | |||
Литературное чтение | |||
Математика | |||
Обществознание | |||
Этика и психология семейной жизни | |||
Технология | |||
Физическая культура | |||
Социально-бытовая ориентировка | |||
Итого: | |||
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения при 5-дневной учебной неделе | |||
Предельно допустимая учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе | |||
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения при 6-дневной учебной неделе | |||
Предельно допустимая учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
II ВАРИАНТ
8.2.1. Примерный недельный учебный план начального общего образования
(нормативный срок освоения 12 лет)
Учебные предметы | Количество часов в неделю | ||||||||||
II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | |
Развитие речи и окружающий мир | |||||||||||
Альтернативное чтение | |||||||||||
Графика и письмо | |||||||||||
Математические представления и конструирование | |||||||||||
Музыка и движение | - | - | - | ||||||||
Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности | |||||||||||
Социально-бытовая ориентировка | |||||||||||
Ручной труд | |||||||||||
Адаптивная физкультура | |||||||||||
Занятия по выбору образовательного учреждения | |||||||||||
Итого: |
Учебный план для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
(II вариант) разработан на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п
«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности
и познавательных возможностей обучающегося.
На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.
Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей относится к пропедевтическому уровню образованности.
Это отражается в названиях учебных предметов: альтернативное чтение, графика
и письмо, развитие речи и окружающий мир, математические представления
и конструирование, здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, музыка и движение, социально-бытовая ориентировка, ручной труд, адаптивная физкультура.
III ВАРИАНТ
8.3.1. Примерный недельный учебный план начального общего образования
(нормативный срок освоения 9 лет)
Учебные предметы | Количество часов в неделю | |||||||
II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | |
Инвариантная часть | ||||||||
Зрительно-слуховая стимуляция | ||||||||
Тактильная стимуляция | ||||||||
Стимуляция обонятельной чувствительности | ||||||||
Адаптивная физическая культура | ||||||||
Коммуникативная стимуляция | ||||||||
Итого: | ||||||||
Вариативная часть | ||||||||
Индивидуальные занятия | ||||||||
Максимально допустимое количество часов |
Учебный план для обучающихся с глубокой умственной отсталостью
и множественными нарушениями развития (III вариант) разработан на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников
с отклонениями в развитии», методических рекомендаций Министерства образования
и науки Российской Федерации по вопросам обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Основополагающим принципом организации учебного процесса является гибкость индивидуального учебного плана, который разрабатывается на основе учебного плана образовательного учреждения. Индивидуальный учебный план для каждого обучающегося должен быть основан на психолого-медико-педагогических рекомендациях и индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида.
Приложение 3
к письму Комитета по образованию
от _______________ № ____________
Примерные учебные планы образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
(в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ
и ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
ГЛУХИЕ ОБУЧАЮЩИЕ
Учебный план образовательных учреждений, реализующих адаптированную основную образовательную программу начального общего образования (далее – АООП НОО)
для глухих обучающихся, определяет общий объем учебной нагрузки обучающихся, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам
и учебным предметам.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для глухих обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, входит в максимально допустимую недельную нагрузку обучающихся и используется, прежде всего, на увеличение учебных часов, отводимых
на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, входящих в предметные области «Филология (язык и речевая практика)», «Математика и информатика»
и «Обществознание и естествознание». В первом дополнительном и первом классах
в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть учебного плана отсутствует.
Количество часов, отведенных на освоение глухими обучающимися учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
В учебный план входит внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательно-коррекционного процесса в образовательном учреждении. Время, отведённое на внеурочную деятельность (недельная нагрузка – до 10 часов на каждого обучающегося), не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной образовательной программы.
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся
с ОВЗ, внеурочная деятельность организуется по различным направлениям, способствующим всестороннему развитию личности обучающихся.
Обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения глухими обучающимися содержания АООП НОО, является коррекционно-развивающая область, в состав которой входят следующие обязательные предметы: формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия); музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия); развитие слухового восприятия
и техника речи (фронтальные занятия), социально – бытовая ориентировка (фронтальные занятия).
Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи, музыкально-ритмические занятия и фронтальные занятия по развитию восприятия неречевых звучаний и технике речи представляют собой единый блок специальных (коррекционных) занятий, направленных на формирование слухового восприятия речи и неречевых звучаний, включая музыку, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, развитие познавательной, двигательной, эмоционально-волевой сферы, что имеет важное значение для более полноценного развития обучающихся, формирования личности, достижения глухими детьми планируемых результатов начального общего образования.
Учебный предмет «Социально-бытовая ориентировка» способствует развитию жизненных компетенций обучающихся, их социальной адаптации, практической подготовке к самостоятельной жизни в условиях целенаправленного развития нравственной, познавательной, трудовой и коммуникативной культуры знакомству с историей и культурой лиц с нарушенным слухом, активизации взаимодействия с достаточно широким кругом детей и взрослых, включая слышащих людей, в различных видах внеурочной деятельности.
Выбор остальных направлений внеурочной деятельности: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное и др., их содержание определяется образовательным учреждением с учётом запроса обучающихся
и их родителей (законных представителей) при реализации задач всестороннего развития личности, достижения планируемых результатов начального основного образования глухих детей, их социальной адаптации и интеграции в общество.
Предусматривается, что на коррекционно-развивающую область внеурочной деятельности отводится не менее 5 часов в неделю; остальное время (не более 5 часов
в неделю) используется на внеурочную деятельность по различным ее направлениям.
В учебном плане в разделе «Внеурочная деятельность» дано количество часов
в неделю, отводимое на обязательные курсы по классам: на все виды фронтальных занятий указано количество часов на класс; на индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи количество часов в неделю указано
из расчета на одного обучающегося (общая недельная нагрузка на класс зависит
от количества обучающихся в классе).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет образовательное учреждение.
Реализация АООП НОО способствует всестороннему развитию личности обучающихся, в том числе формированию у них жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие, а также интеграцию
в социальное окружение; приобщению к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям, формированию здорового образа жизни, элементарных правил поведения
в экстремальных ситуациях.
Примерный учебный план начального общего образования
для глухих обучающихся
Вариант 1.2.
Предметные области | Учебные предметы Классы | Количество часов в неделю | ||||||
I доп. | I | II | III | IV | V | Всего | ||
Обязательная часть | ||||||||
Филология (язык и речевая практика) | Русский язык | |||||||
Литературное чтение | ||||||||
Предметно-практическое обучение | - | |||||||
Математика и информатика | Математика | |||||||
Обществознание и естествознание | Ознакомление с окружающим миром | |||||||
Окружающий мир | - | - | - | |||||
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | - | - | - | - | - | ||
Искусство | Изобразительное искусство | - | - | |||||
Технология | Материальные технологии | - | - | - | - | - | ||
Компьютерные технологии | - | - | ||||||
Физическая культура | Физическая культура (адаптивная) | |||||||
Итого | ||||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | - | - | ||||||
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
Внеурочная деятельность
Направления внеурочной деятельности | Количество часов в неделю | ||||||
I доп. | I | II | III | IV | V | Всего | |
1.Коррекционно-развивающая область | |||||||
1.1.Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи | 3* | 3* | 3* | 3* | 3* | 3* | |
1.2.Фронтальные занятия в слуховом кабинете | - | - | - | - | |||
1.3.Коррекционные занятия, определяемые ОО | |||||||
2. Другие направления внеурочной деятельности | |||||||
Итого: | 18Хn+42 |
Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ включает коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область может быть представлена следующими курсами: формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия*); музыкально-ритмические занятия; развитие слухового восприятия и техника речи; социально-бытовая ориентировка).
*На обязательные индивидуальные занятия по формированию речевого слуха
и произносительной стороны устной речи количество часов в неделю указано из расчета
на одного ученика. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества учеников
в классе (3Хn (n – количество детей в классе) + часы (другие направления коррекционной работы и внеурочной деятельности).
Примерный учебный план начального общего образования
Для глухих обучающихся
Вариант 1.3.
Предметные области | Учебные предметы Классы | Количество часов в неделю | Всего | |||||
I доп. | I | II | III | IV | V | |||
Обязательная часть | ||||||||
Филология (язык и речевая практика) | Русский язык и литературное чтение | |||||||
Предметно-практическое обучение | - | |||||||
Математика и информатика | Математика | |||||||
Обществознание и естествознание | Ознакомление с окружающим миром | |||||||
Окружающий мир | - | - | - | - | ||||
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | - | - | - | - | - | ||
Искусство | Изобразительное искусство | - | - | |||||
Технология | Технология | - | - | |||||
Физическая культура | Физическая культура (адаптивная) | |||||||
Итого | ||||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | - | - | ||||||
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
Внеурочная деятельность
Направления внеурочной деятельности | Количество часов в неделю | ||||||
I доп. | I | II | III | IV | V | Всего | |
1.Коррекционно-развивающая область | |||||||
1.1.Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи | 3* | 3* | 3* | 3* | 3* | 3* | |
1.2.Фронтальные занятия в слуховом кабинете | - | - | - | - | |||
1.3.Коррекционные занятия, определяемые ОО | |||||||
2. Другие направления внеурочной деятельности | |||||||
Итого: | 42+18 Хn |
Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ включает коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область может быть представлена следующими курсами: формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия*); музыкально-ритмические занятия; развитие слухового восприятия и техника речи; социально-бытовая ориентировка, развитие познавательных процессов).
*На обязательные индивидуальные занятия по формированию речевого слуха
и произносительной стороны устной речи количество часов в неделю указано из расчета
на одного ученика. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества учеников
в классе (3Хn (n - количество детей в классе) + часы (другие направления коррекционной работы и внеурочной деятельности).
Примерный учебный план начального общего образования
Для глухих обучающихся
Вариант 1.4.
Предметные области | Учебные предметы Классы | Количество часов в неделю | ||||||
I | II | III | IV | V | VI | Всего | ||
Обязательная часть | ||||||||
Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация (Жестовый язык. Русский язык) | |||||||
Математика | Математические представления | |||||||
Окружающий мир | Окружающий природный мир | |||||||
Человек | ||||||||
Домоводство | - | - | ||||||
Окружающий социальный мир | ||||||||
Искусство | Изобразительная деятельность | - | ||||||
Физическая культура | Физическая культура (адаптивная) | |||||||
Технологии | Предметно-практические действия | - | - | |||||
Профильный труд | - | - | - | - | ||||
Занятия по выбору образовательного учреждения | ||||||||
Итого |
Внеурочная деятельность
Направления внеурочной деятельности | Количество часов в неделю | ||||||
I доп. | I | II | III | IV | V | Всего | |
1.Коррекционно-развивающая область | |||||||
1.1.Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи | 3* | 3* | 3* | 3* | 3* | 3* | |
1.2.Коррекционно-развивающие занятия (познавательное развитие), определяемые ОО | |||||||
2. Другие направления внеурочной деятельности | |||||||
Итого: | 42+18 Хn |
Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ включает коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область может быть представлена следующими курсами: формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия*); музыкально-ритмические занятия; коррекционно-развивающими занятиями, (познавательное развитие).
*На обязательные индивидуальные занятия по формированию речевого слуха
и произносительной стороны устной речи количество часов в неделю указано из расчета
на одного ученика. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества учеников
в классе (3Хn (n - количество детей в классе) + часы (другие направления коррекционной работы и внеурочной деятельности).
I отделение
(вариант 2.2.)
Предметные области | Классы Учебные предметы | Количество часов в год | ||||
I | II | III | IV | Всего | ||
Обязательная часть | ||||||
Филология | Русский язык (обучение грамоте, формирование грамматического строя речи, грамматика) | |||||
Литературное чтение | - | |||||
Развитие речи | ||||||
Математика и информатика | Математика | |||||
Обществознание и естествознание (окружающий мир) | Ознакомление с окружающим миром | - | - | |||
Окружающий мир (Человек, природа, общество) | - | - | ||||
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | - | - | - | ||
Искусство | Изобразительное искусство | |||||
Технология | Технология (труд) | |||||
Физическая культура | Физическая культура | |||||
Итого | ||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | - | |||||
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
Внеурочная деятельность
Направления внеурочной деятельности | Количество часов в неделю | ||||
I | II | III | IV | Всего | |
1.Коррекционно-развивающая область | |||||
1.1.Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи | 2* | 2* | 2* | 2* | 8 Хn |
1.2.Коррекционно-развивающие занятия, определяемые образовательным учреждением | |||||
2. Другие направления внеурочной деятельности | |||||
Итого: | 32+ 8Хn |
Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ включает коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область может быть представлена следующими курсами: формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия*); развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия); музыкально-ритмические занятия).
*На обязательные индивидуальные занятия по формированию речевого слуха
и произносительной стороны устной речи количество часов в неделю указано из расчета
на одного ученика. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества учеников
в классе (2Хn (n – количество детей в классе) + часы (другие направления коррекционной работы и внеурочной деятельности).
Примерный учебный план начального общего образования
слабослышащих и позднооглохших обучающихся
II отделение
(вариант 2.2.)
Предметные области | Классы Учебные предметы | Количество часов в неделю | ||||||
1 д | I | II | III | IV | V | Всего | ||
Обязательная часть | ||||||||
Филология | Русский язык (обучение грамоте, формирование грамматического строя речи, грамматика) | |||||||
Литературное чтение | - | - | ||||||
Развитие речи | ||||||||
Математика и информатика | Математика | |||||||
Обществознание и естествознание (окружающий мир) | Ознакомление с окружающим миром | - | - | - | ||||
Окружающий мир (Человек, природа, общество) | - | - | - | |||||
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | - | - | - | - | - | ||
Искусство | Изобразительное искусство | |||||||
Технология | Технология (труд) | - | ||||||
Физическая культура | Физическая культура | |||||||
Итого | ||||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | - | - | ||||||
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
Внеурочная деятельность
Направления внеурочной деятельности | Количество часов в неделю | ||||||
I доп. | I | II | III | IV | V | Всего | |
1.Коррекционно-развивающая область | |||||||
1.1.Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи | 3* | 3* | 3* | 3* | 3* | 3* | |
1.2.Коррекционно-развивающие занятия, определяемые образовательным учреждением | |||||||
2. Другие направления внеурочной деятельности | |||||||
Итого: | 42+18Хn |
Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ включает коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область может быть представлена следующими курсами: формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия*); развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия); музыкально-ритмические занятия).
*На обязательные индивидуальные занятия по формированию речевого слуха
и произносительной стороны устной речи количество часов в неделю указано из расчета
на одного ученика. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества учеников
в классе (3Хn (n – количество детей в классе) + часы (другие направления коррекционной работы и внеурочной деятельности).
Примерный учебный план начального общего образования
СЛЕПЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ
Учебный план по предметным областям обеспечивает введение в действие
и реализацию требований ФГОС начального общего образования.
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время. Объем и содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей обучающихся.
Примерный учебный план начального общего образования
слепых обучающихся
(вариант 3.2.)
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю | |||||
I | II | III | IV | V | Всего | ||
Обязательная часть | |||||||
Филология | Русский язык | ||||||
Литературное чтение | |||||||
Иностранный язык | - | - | |||||
Математика и информатика | Математика | ||||||
Обществознание и естествознание (окружающий мир) | Окружающий мир (человек, природа, общество) | ||||||
Искусство | Музыка |