Тема 1.2 Социальное воспитание как фактор социального развития личности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Профессиональная подготовка социальных педагогов включает определенные компетенции в области социального воспитания в таких учебно-образовательных учреждениях, как школа, учреждения дополнительного образования для детей и молодёжи, а также дошкольные учреждения образования.
Актуальность учебной дисциплины «Социальное воспитание в учреждениях образования» (Социальное воспитание в учреждениях дошкольного образования)обусловлена необходимостью подготовки кадров, способных выполнять социальный заказ на воспитание в соответствии с современными изменениями в практике учреждений образования, возросшей потребностью педагогических коллективов учреждений дошкольного образования владеть современными педагогическими технологиями воспитания, образования и организации досуга, которые призваны обеспечить формирование гармонично развитой личности, развитие индивидуальности детей дошкольного возраста, актуализацию их личностного потенциала.
Цели и задачи учебной дисциплины
Цель учебной дисциплины заключается в формировании у будущих специалистов целостного представления о специфике и закономерностях социального воспитания как процесса в учреждениях дошкольного образования.
Задачи:
· сформировать у студентов знания о теоретических подходах к организации социального воспитания детей в учреждениях дошкольного образования;
· раскрыть специфику понятия «социальное воспитание» и его особенностей в учреждениях дошкольного образования;
· сформировать умение организации социально-педагогических условий для воспитания детей дошкольного возраста с разными социально-нравственными потребностями и задатками;
· сформировать умения организации социального воспитания в учреждениях дошкольного образования;
· способствовать развитию профессионально личностных компетенций студента как будущего социального педагога.
Требования к освоению учебной дисциплины
Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Социальное воспитание в учреждениях образования» (Социальное воспитание в учреждениях дошкольного образования) определены образовательными стандартами высшего образования первой ступени по специальности «Социальная педагогика», по циклу специальных дисциплин, который разработан с учетом требований компетентностного подхода.
В результате освоения учебной дисциплины студентдолжензнать:
· теоретические подходы к организации социального воспитания детей в условиях учреждения дошкольного образования;
· - особенности, возрастные задачи и принципы социального воспитания детей дошкольного возраста.
В результате освоения учебной дисциплины студентдолженуметь:
· реализовывать научные подходы к социальному воспитанию детей в условиях учреждения дошкольного образования;
· взаимодействовать с семьей и социальным окружением в процессе социального воспитания детей дошкольного возраста.
В результате освоения учебной дисциплины студентдолженвладеть:
· методами и технологиями социального воспитания детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования;
· навыками создания воспитывающей среды в учреждении дошкольного образования.
Методы и формы обучения и воспитания:
· проблемно-поисковые методы;
· методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
· методы стимулирования и мотивации учебной деятельности студентов;
· методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
На изучение учебной дисциплины «Социальное воспитание в учреждениях образования» (Социальное воспитание в учреждениях дошкольного образования) отводится 58 часов, из них 34 аудиторных часа: 18 часов лекционных занятий, 16 часов – семинарских занятий. Для заочной формы получения образования предусмотрено 8 аудиторных часов: 6 часов – лекции, 2 часа – семинары.
Итоговая форма контроля - зачет.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАЗДЕЛ 1 СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тема 1.1 Социальное воспитание в учреждениях образования как учебный предмет и сфера профессиональной деятельности
Социальное воспитание как система деятельности по организации социального опыта обучающихся в воспитательных организациях, их образованию и оказанию индивидуальной педагогической помощи.
Воспитательные организации учреждений образования как фактор относительно контролируемой социализации личности. Характеристики воспитательных организаций (фиксированное членство, система социальных ролей, система управления, организация взаимодействия и др.)
Особенности содержания, форм и методов изучения учебной дисциплины «Социальное воспитание в учреждениях образования» Детский сад, школа, учреждение дополнительного образования как воспитательные организации и субъекты социального воспитания.
Актуальность изучения особенностей социального воспитания в учреждениях дошкольного образования.
Список литературы
Основная:
1. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп./ Болотина Л.Р., С.П. Баранов С.П., Т.С. Комарова. – М.: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.
2. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. –272с.
3. Козлова, С.А., Дошкольная педагогика: Учебник для студ. пед. учеб. заведений../ С.А. Козлова, Т.А. Куликова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 414 с.
4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2001. –192с.
5. Носова, Е.А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования /Е.А.Носова, Т.Ю. Швецова. –Минск: Нац. ин-т образования, 2008. –68с.
Дополнительная:
1. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: методическое пособие / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-синтез, 2011. –80с.
2. Гуз, А. А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов / А.А. Гуз . — Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2007. — 191 с.
3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов / Под редакцией А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. –СПб.: Питер, 2013. – 486с.
4. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия / пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования /Т.П. Елисеева. –Минск: Лексис, 2004. –68с.
5. Сазонова, Н.П. Дошкольная педагогика: курс лекций / Н.П. Сазонова. –СПб.: Детство-Пресс, 2010. –244с.
6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. N 146 «Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования»
7. Учебная программа дошкольного образования /М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО;Аверэв, 2013. –416с.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
1. Социальное воспитание как общественное явление и фактор социального развития личности.
2. Принципы социального воспитания.
3. Задачи социального воспитания. Направления социального воспитания.
4. Воспитательные организации в учреждении образования как фактор социализации личности
5. Образовательное пространство как фактор социального воспитания личности.
6. Социальный опыт ребенка как результат социального воспитания.
7. Дошкольное образование как фактор социального воспитания. Цели и задачи дошкольного образования.
8. Учреждение дошкольного образования как особый социальный институт и воспитательная организация. Социальные функции учреждения дошкольного образования.
9. Виды учреждений дошкольного образования и специфика их социальных функций.
10. Образовательные стандарты дошкольного образования.
11. Учебная программа дошкольного образования.
12. Особенности организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.
13. Характеристика социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности, основных психических новообразований в дошкольном детстве.
14. Становление базисных характеристик личности в период дошкольного детства.
15. Возрастные особенности социализации личности в период дошкольного детства.
16. Возрастные задачи социализации в период дошкольного детства.
17. Трудности и опасности социализации личности в период дошкольного детства
18. Социализирующая роль воспитателя детского сада.
19. Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие.
20. Связь социального развития и нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста.
21. Методологические, психологические, педагогические основы социально-нравственного развития детей дошкольного возраста.
22. Обучение и деятельность как движущие силы психического развития ребенка.
23. Роль и значение в социально-нравственном развитии дошкольника отношений между ребенком и социальной действительностью, совместной, партнерской деятельности со взрослым, общения со сверстниками.
24. Механизмы социально-нравственного становления личности.
25. Средства социально-нравственного развития детей дошкольного возраста.
26. Методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
27. Содержание социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (общая характеристика).
28. Воспитание гуманных чувств у дошкольников.
29. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста.
30. Воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.
31. Воспитание этики межнационального общения.
32. Своеобразие становления и развития детского коллектива.
33. Социально-педагогические причины отклонений в нравственном поведении и развитии детей дошкольного возраста.
34. Содержание социально-нравственного воспитания и развития дошкольников в учебной программе дошкольного образования.
35. Освоение нравственных норм и приобретение социального опыта в дошкольном возрасте.
36. Воспитание культуры взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
37. Реализация содержания социально-нравственного развития в процессе специально-организованной деятельности.
38. Реализация содержания социально-нравственного развития в процессе игрового взаимодействия в условиях нерегламентированной деятельности.
39. Показатели социально-нравственного развития детей дошкольного возраста.
40. Влияние социальной среды на развитие ребенка дошкольного возраста
41. Общение как фактор социального воспитания детей дошкольного возраста. Методика обучения дошкольников способам общения и взаимодействия.
42. Семья как фактор первичной социализации личности в период дошкольного детства. Воспитательный потенциал семьи, его структура и развитие.
43. Взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи как условие социального воспитания. Принципы, задачи, методы и формы взаимодействия семьи и детского сада.
44. Индивидуальная педагогическая помощь дошкольнику в системе социального воспитания в учреждении дошкольного образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Профессиональная подготовка социальных педагогов включает определенные компетенции в области социального воспитания в таких учебно-образовательных учреждениях, как школа, учреждения дополнительного образования для детей и молодёжи, а также дошкольные учреждения образования.
Актуальность учебной дисциплины «Социальное воспитание в учреждениях образования» (Социальное воспитание в учреждениях дошкольного образования)обусловлена необходимостью подготовки кадров, способных выполнять социальный заказ на воспитание в соответствии с современными изменениями в практике учреждений образования, возросшей потребностью педагогических коллективов учреждений дошкольного образования владеть современными педагогическими технологиями воспитания, образования и организации досуга, которые призваны обеспечить формирование гармонично развитой личности, развитие индивидуальности детей дошкольного возраста, актуализацию их личностного потенциала.
Цели и задачи учебной дисциплины
Цель учебной дисциплины заключается в формировании у будущих специалистов целостного представления о специфике и закономерностях социального воспитания как процесса в учреждениях дошкольного образования.
Задачи:
· сформировать у студентов знания о теоретических подходах к организации социального воспитания детей в учреждениях дошкольного образования;
· раскрыть специфику понятия «социальное воспитание» и его особенностей в учреждениях дошкольного образования;
· сформировать умение организации социально-педагогических условий для воспитания детей дошкольного возраста с разными социально-нравственными потребностями и задатками;
· сформировать умения организации социального воспитания в учреждениях дошкольного образования;
· способствовать развитию профессионально личностных компетенций студента как будущего социального педагога.
Требования к освоению учебной дисциплины
Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Социальное воспитание в учреждениях образования» (Социальное воспитание в учреждениях дошкольного образования) определены образовательными стандартами высшего образования первой ступени по специальности «Социальная педагогика», по циклу специальных дисциплин, который разработан с учетом требований компетентностного подхода.
В результате освоения учебной дисциплины студентдолжензнать:
· теоретические подходы к организации социального воспитания детей в условиях учреждения дошкольного образования;
· - особенности, возрастные задачи и принципы социального воспитания детей дошкольного возраста.
В результате освоения учебной дисциплины студентдолженуметь:
· реализовывать научные подходы к социальному воспитанию детей в условиях учреждения дошкольного образования;
· взаимодействовать с семьей и социальным окружением в процессе социального воспитания детей дошкольного возраста.
В результате освоения учебной дисциплины студентдолженвладеть:
· методами и технологиями социального воспитания детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования;
· навыками создания воспитывающей среды в учреждении дошкольного образования.
Методы и формы обучения и воспитания:
· проблемно-поисковые методы;
· методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
· методы стимулирования и мотивации учебной деятельности студентов;
· методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
На изучение учебной дисциплины «Социальное воспитание в учреждениях образования» (Социальное воспитание в учреждениях дошкольного образования) отводится 58 часов, из них 34 аудиторных часа: 18 часов лекционных занятий, 16 часов – семинарских занятий. Для заочной формы получения образования предусмотрено 8 аудиторных часов: 6 часов – лекции, 2 часа – семинары.
Итоговая форма контроля - зачет.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАЗДЕЛ 1 СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тема 1.1 Социальное воспитание в учреждениях образования как учебный предмет и сфера профессиональной деятельности
Социальное воспитание как система деятельности по организации социального опыта обучающихся в воспитательных организациях, их образованию и оказанию индивидуальной педагогической помощи.
Воспитательные организации учреждений образования как фактор относительно контролируемой социализации личности. Характеристики воспитательных организаций (фиксированное членство, система социальных ролей, система управления, организация взаимодействия и др.)
Особенности содержания, форм и методов изучения учебной дисциплины «Социальное воспитание в учреждениях образования» Детский сад, школа, учреждение дополнительного образования как воспитательные организации и субъекты социального воспитания.
Актуальность изучения особенностей социального воспитания в учреждениях дошкольного образования.
Тема 1.2 Социальное воспитание как фактор социального развития личности
Понятие о социальном воспитании как категории социальной педагогики. Социальный смысл воспитания. Социальное воспитание как категория социальной педагогики. Социальное воспитание и социализация личности. Направленность социального воспитания на формирование социально-значимых качеств личности, накопление опыта социальных отношений в общении, игре, учебе, социально-полезной деятельности.
Принципы социального воспитания: гуманизм, коллективность, вариативность, дополнительность, диалогичность, незавершенность. Центрация социального воспитания на развитие личности. Личностный, возрастной, гендерный и дифференцированный индивидуальный подход в социальном воспитании. Принцип единства воспитания с жизнью. Принцип педагогического взаимодействия с семьей ребенка. Принцип приоритетности социального опыта ребенка. Принцип ценностно-смысловой направленности воспитания. Принцип социальной общности и сотрудничества.
Тема 1.3 Учреждения дошкольного образования как воспитательная организация в системе образования Республики Беларусь
Дошкольное образование как первый уровень основного образования. Цели и задачи дошкольного образования в системе социального воспитания.
Учреждение дошкольного образования как особый социальный институт. Социальные функции учреждения дошкольного образования. Виды учреждений дошкольного образования и специфика их социальных функций. Образовательные стандарты дошкольного образования. Особенности организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.
1. Социально-педагогические проблемы современного учреждения дошкольного образовательного. Задачи социального воспитания. Направления социального воспитания. Учебная программа дошкольного образования /М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО;Аверэв, 2013. –416с.
2. Учебная программа дошкольного образования /М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО;Аверэв, 2013. –416с.
Тема 1.4.Дошкольник как объект и субъект социального воспитания
Возрастные особенности социализации личности в период дошкольного детства. Характеристика социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности, основных психических новообразований в дошкольном детстве. Возрастные задачи социализации в период дошкольного детства (естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические).
Социализирующая роль воспитателя детского сада. Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие. Воспитывающее пространство учреждения дошкольного образования и его характеристики.
Трудности и опасности социализации личности в период дошкольного детства (болезни и физические травмы, аморальность родителей, сиротство, семья в СОП, неполная семья, нищета семьи, отвержение сверстниками, антисоциальный микросоциум, неконтролируемые видеопросмотры).
Тема 1.5 Организация социального опыта воспитанников в учреждениях дошкольного образования
Понятие о социальном опыте и его компоненты. Социальные знания, умения, навыки и способы мышления детей дошкольного возраста. Нормы и стереотипы социально-нравственного поведения в дошкольном детстве. Формирование опыта запечатления, ощущения и переживания. Опыт взаимодействия дошкольников с людьми как основа адаптации и обособления. Самопознание и его роль в социальном воспитании дошкольника. Содействие в самоопределении, самореализации и самоутверждении как форма индивидуальной педагогической помощи детям дошкольного возраста.