Развитие познавательной сферы (индивидуальные занятия)
Основные направления коррекционной работы:
Совершенствование движений сенсорной деятельности: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; артикуляционной моторики; ритма
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительной памяти и внимания; слухового внимания и памяти; фонетико-фонематических представлений.
Развитие основных мыслительных операций: формирование навыков относительного анализа; развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; развитие комбинаторных способностей.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; словесно-логического мышления.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизации, чтения по ролям).
Развитие речи, владение техникой чтения.
Расширение и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Воспитание целенаправленного, устойчивого, сосредоточенного внимания.
Содержание коррекционной работы.
I. Коррекция памяти: вырабатывать навык прочного запоминания; постепенное увеличение объема памяти; развитие логической памяти; развитие механической памяти; развитие смысловой памяти; развитие словесно-логической памяти; развитие скорости запоминания; развитие полноты запоминания; развитие сознательного запоминания; тренировать прочность и точность запоминания.
II. Коррекция внимания: воспитывать целенаправленное внимание; воспитывать устойчивость внимания (не отвлекаться), наблюдательность; расширять объем внимания.
III. Коррекция ощущений, восприятий, представлений: работать над расширением зрительных восприятий, восприятием и осмыслением изображенного на картине; развивать зрительное восприятие образного слова и моторного акта, связанного с его записыванием; учить быстрому соотношению воспринимаемых при посредстве зрения букв соответствующими буквами через коррекционные занятия (повторение, название букв, чтение стихов); развивать представления и творческую активность; увеличивать скорость ориентации движений взора.
IV. Коррекция мышления: классифицировать предметы (их изображение) на группы на основании родового признака; называть группы предметов (однородных) обобщенными словами; развивать умения последовательно рассуждать, делать выводы из наблюдаемых фактов, самостоятельно думать, выделять интеллектуальную задачу; развивать гибкость мышления; конкретизировать понятия.
V. Коррекция воображения: развивать быстроту воображения; оригинальность, необычность образов воображения; формировать эмоциональности образов.
VI. Коррекция эмоционально-волевой сферы: формировать навыки нравственных и культурных потребностей; воспитывать аккуратность и настойчивость в выполнении упражнений; воспитывать волю и целенаправленность при выполнении упражнений; воспитывать чувство коллективной ответственности (личной «перед» коллективом), бережное отношение к вещам (инструменту, оборудованию), честность и доброжелательность при проведении игр.
VII. Развитие моторики: развивать общую и мелкую моторику; обучать пальчиковой гимнастике; развивать артикуляционную моторику.
Коррекционный курс «Социально – бытовая ориентировка» (фронтальные занятия).
Основные задачи реализации содержания:
формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира в ходе специально организованной практической социально – бытовой деятельности, развитие жизненных компетенций, необходимых в учебной и внеурочной деятельности, способствующих социальной адаптации;
овладение информацией о людях с нарушениями слуха, их социокультурной жизни, достижениях, средствах коммуникации; реализация сформированных представлений в процессе общения со слабослышащими, позднооглохшими и глухими детьми и взрослыми;
формирование взаимоотношений с детьми и взрослыми - слышащими людьми и имеющими нарушения слуха, на основе толерантности, взаимного уважения;
формирование основ личной гигиены и здорового образа жизни;
развитие навыков самообслуживания, помощи близким, в том числе, выполнения различных поручений, связанных с бытом семьи;
формирование элементарных знаний о технике безопасности и их применение в повседневной жизни;
знакомство с трудом родителей и других взрослых.