Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
• привлечение внимания к природным явлениям и формам жизни;
• формирование представлений об активной роли человека в природе;
• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
• бережное отношение к растениям и животным.
Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по нравственному воспитанию обучающихся
Совместная деятельность образовательной организации, семьи и общественности по нравственному воспитанию глухого школьника занимаются все участники педагогического процесса (педагоги, родители, общественные институты). Единство их действий является залогом успешной социализации таких детей. Противоречия в требованиях способствуют развитию отрицательных черт характера, главное из которых приспособленчество, которое в свою очередь приводит к отклонениям и в моральном облике воспитанников. Особая роль отводится тактичному педагогическому руководству всеми участниками процесса социализации, как детьми, так и взрослыми. Возникает необходимость создания единого воспитывающего пространства «семья – школа – общественность – общество» с учетом этических, конфессиональных, географических и иных региональных особенностей каждого субъекта федерации.
Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении нравственного воспитания глухих обучающихся со ССД должна быть основана на совместной деятельности семьи и образовательного учреждения, и других общественных институтов (Всероссийское общество глухих (ВОГ), Всероссийское общество инвалидов (ВОИ).
Повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей) обучающихся
Повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
• сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
• поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
• содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
• опора на положительный опыт семейного воспитания. Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической компетенции родителей согласуются с годовыми планами деятельности образовательной организации, в котором могут быть использованы различные формы работы (родительское собрание, родительская конференция, лекторий, тренинг и др.).
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания
Каждое из основных направлений духовно-нравственного воспитания глухих обучающихся с легкой формой умственной отсталости должно обеспечивать практическое освоение ими соответствующих ценностей программы духовно-нравственного воспитания.
Воспитательные результаты –знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим.
Индивидуальный подход в воспитании глухого ребенка предполагает организацию педагогического воздействия с учетом психофизических особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также педагогических условий школы-интерната, включая условия его жизнедеятельности и устройства безбарьерных сред.
Осуществление индивидуального психолого-педагогическое сопровождения важно, чтобы весь процесс духовно-нравственного воспитания планировался с учетом «психологического портрета» ребенка и строился от зоны его «актуального развития», (его сегодняшних компетенциях (реального уровня воспитанности) к зоне его «ближайшего развития» (возрастным критериям воспитанности). В процессе индивидуального воспитания, начиная с актуализации социальных компетенций ребенка в сфере самообслуживания, реально приблизить его новому уровню саморазвития. Небольшие шаги ребенка выстраиваются последовательно и целенаправленно, с позиции «не навреди», с учетом его актуальных индивидуальных умственных, физических и психических особенностей
Педагогические условия эффективности воспитательной работы:
• педагогическая компетентность педагога;
• педагогический оптимизм и вера педагога в положительный результат педагогического воздействия и умения видеть и поддерживать каждое минимальное продвижение ребенка;
• педагогическое мастерство педагога, его умение изучать личности в динамике, и на основе динамического наблюдения уметь корректировать намеченную индивидуальную траекторию воспитания, помня об индивидуальности и неповторимости каждой человеческой личности, о потенциальных возможностях духовного, душевного и физического саморазвития;
• создание школьных «безбарьерных» сред, адаптированных к жизнедеятельности ребенка в условиях интерната и за его пределами: на улице, в семье, у бабушки, у родственников, в общественных местах;
• создания социокультурной среды средствами включения глухого воспитанника в следующие виды режимов: двигательный, речевой, санитарно-гигиенический и т.д.;
• создание условий для включения ребенка в совместно разделенную педагогическую деятельность.
Содержание программы духовно-нравственного воспитания.
1. Организация совместно разделенной деятельности: установление контакта между педагогом и школьником, его ближайшим окружением с учетом личностно-ориентированного подхода.
2. Анализ данных анкетирования родителей, продуктов учебной и творческой деятельности ребенка на предыдущем этапе, катамнестический анализ личного дела воспитанника, его медицинского сопровождения (анамнез, динамика), неврологический статус, психологический статус (динамические психолого-педагогические наблюдения над особенностями личностного развития), дневник наблюдений всех педагогов класса (группы), позволяющий отражать и изучать личностное развитие ребенка в ходе разнообразной совместно разделенной с педагогом и его самостоятельной деятельности: игра, режимные моменты – самообслуживание в процессе утренних, вечерних гигиенических процедур, приема пищи, прогулки, свободного от занятий времени.
3. Проектирование развития ценностных (аксиологических) ориентиров, личностных свойств и качеств ребенка, включая правило четырех «Т»: тактичности, терпеливость, толерантность, терпимость с учетом актуального уровня воспитанности.
4. Дальнейшее изучение воспитанника, проектирование его поведения и отношений в естественных и моделируемых педагогом дидактических ситуациях различных воспитательных «мишенях»: мой поступок по отношению к однокласснику (учителю, маме, папе, дедушке, брату, сестре, учителю, гостю).
5. Коррекция намеченного воспитательного маршрута с учетом личностных достижений школьника и его взаимодействия во внутренней и внешней социокультурной среде жизнедеятельности.
6. Анализ результатов коррекции.
7. Планирование нового воспитательного маршрута.
Дневник динамического наблюдения.
Уровень сформированности социальных и коммуникативных компетенций неслышащего школьника со ССД:
• санитарно-гигиенические навыки;
• навыки самообслуживания;
• навыки, проявляемые в режимных моментах: прием пищи, прогулка, занятия, отдых;
• самоподготовка: умение попросить и принять помощь педагога, мамы (папы, бабушки);
• умение организовать собственную рекреацию: увлечения или их отсутствие, досуг или его отсутствие: умение себя занять, использование рекреации для саморазвития;
• коммуникативная культура ребенка; начитанность, коммуникативные навыки или их отсутствие; соблюдение правил этикета.
Оценка компетенций ребенка фиксируется по бально-рейтинговой системе и служит опорой для составления «психологического» портрета ребенка на «режимных моментах», а также на уроках, внеклассных и индивидуальных (коррекционных) занятиях в школе-интернате, обсуждается с каждым обучающимся. Подобный личностно-деятельностный компонент воспитывающей деятельности создает успешный алгоритм самовоспитания, который способен существенно изменить отношение обучающегося к учебе, помощи дома по хозяйству, к выстраиванию новых отношений со взрослыми в диаде «воспитанник -- воспитатель», что в конечном результате положительно влияло на общую картину успеваемости.
4.2.5. Программа формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни глухих обучающихся
Программа формирования экологической культуры, здорового и образа жизни самостоятельно разрабатывается образовательной организацией с учетом специфики особых образовательных потребностей глухих обучающихся с легкой формой умственной отсталости. Программа направлена на:
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, профилактику аддиктивных привычек; пропаганду здорового образа жизни; формирование бережного отношения к природе; формирование установок на необходимость здорового питания; использование двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; соблюдение здоровьеформирующего режима дня; формирование социальных навыков личной гигиены и ухода за своим телом, стремление к поддержания своего здоровье; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
В системе школьного образования особая роль в экологическом воспитании отведена дополнительной подготовке школьников. Это положение реализуется через изучение обязательных дисциплин естественно-научного цикла. В этой связи важна экологизация процесса воспитания глухих школьников, выступающая промежуточным звеном естественно-научного образования. Успешное экологическое воспитание требует соблюдения необходимых условий, определяющих его место и значение в учебно-воспитательном процессе. К таким условиям относятся:
• взаимосвязь дополнительных занятий с учебным материалом на уроках, соответствие школьной программе;
• формирование комплексных знаний и представлений о взаимосвязях всех компонентов природы;
• ориентация на расширение межпредметных связей;
• связь с общественной, трудовой и бытовой деятельностью;
• учёт возрастных, физиологических и психологических особенностей школьников с нарушениями слуха.
При организации экологического воспитания важно реализовать основные принципы:
Знакомство с основами экологической культуры.
Воспитание чувства экологически грамотного, гуманного отношения к живой природе.
Формирование навыков обучения различным видам экологической деятельности во время выездов на природу и выходов на прогулку.
Основная цель дополнительных занятий сводится к расширению полученных ранее знаний по какому-либо предмету (или их группе), дальнейшему формированию уже имеющихся природоведческих умений и навыков.
На занятиях по экологии очень важно использование проблемных заданий. Они призваны выработать у школьников способность самостоятельного поиска решений поставленной проблемы, ориентировать обучающихся на нелинейный творческий подход за счёт интеграции нового и ранее изученного материала, формировать у детей представление о природе как едином целом, в котором все компоненты связаны друг с другом. Воспитатель может самостоятельно наметить список таких заданий, определить их тематику, включив станцию «Экологическая тропа» в программу мероприятий «Туристического слета» или экскурсии в природу, ежедневные прогулки. Подобные мероприятия можно считать современными проектами по экологическому мониторинге окружающей среды и посильному участию в нем неслышащих воспитанников.
Таким образом, распространение экологической культуры среди подрастающего поколения является для воспитателя непростой, но крайне важной задачей. Один из путей ее решения -- продолжение естественно-научного образования обучающихся во внеурочное время через собственную «житейскую» деятельность и формирование соответствующего словаря и фразеологии.