Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия. Личностные учебные действия - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия. Коммуникативные учебные действия включают: работать в паре, тройке, в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – тройка, ученики); обращаться за помощью ко взрослому, сотрудничать со сверстниками в разных социальных ситуациях.

Регулятивные учебные действия. Регулятивные учебные действия включают следующие умения: различать понятия «урок», «перемена»; бережно пользоваться учебной мебелью; работать с учебными принадлежностями, материалами и инструментами, спортивным инвентарем и организовывать рабочее место; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, контролировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия. К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т.п. В связи с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий необходимо отдельно отразить эти связи. При этом следует учитывать, что практически все базовые учебные действия формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета.

Динамика базовой учебной деятельности школьника прослеживается от несформированных компетенций, через формирующиеся компетенции к сформированным компетенциям, и может быть представлена в виде индивидуальной образовательной траектории.

4.2.2.Программы отдельных учебных предметов,
курсов коррекционно-развивающей области

Русский язык

Обучение русскому языку предусматривает формирования у детей различных видов деятельности в условиях развития и использования потребности детей в общении.

Речевое развитие осуществляется в условиях организации разных видов деятельности при одновременном формировании лексической, грамматической, фонетической сторон словесной речи. Работа по развитию речи рассматривается с позиции формирования речевой деятельности в разных формах (устной, устно-дактильной, письменной).

Приоритетными направлениями в коррекционном обучении младших школьников языку являются формирование речевой деятельности и развитие языковой способности, речевого поведения. Усвоение детьми грамматической структуры языка во втором классе осуществляется в основном в процессе практического овладения ими речью.

Развитие языковой способности у обучающихся требует особого внимания. Воспитание речевого поведения, являющееся центральной задачей обучения в младших классах, заключается в формировании речевой активности школьника, желания и умения вступать в контакт с окружающими, воспринимать информацию и реагировать на нее на основе словесной речи. Обучение речевой деятельности предусматривает формирование разных ее видов: говорения (разговорной и монологической речи), письма, чтения, слушания (в доступных пределах). Овладение каждым видом речевой деятельности требует формирования у детей потребности в речи, мотивированности высказывания, обучения планированию высказывания, отбору средств и способов его осуществления.

Необходимым условием эффективности педагогического процесса для речевого развития обучающихся является дифференцированный подход к обучению языку.

Важнейшей задачей обучения является формирование у детей социально-трудовых и посильных коммуникативных компетенций. На уроках формируются способы практической деятельности, необходимые для решения проблем в реальных жизненных ситуациях, необходимые для личностной социализации. Этому способствует предметно-практическое обучение, которое является важнейшим пропедевтическим курсом при обучении данной категории обучающихся, а так же основой всего образовательно –коррекционного процесса, который имеет социально-адаптирующую направленность.

Знакомство с новым словом (с новым типом фразы) происходит в условиях предметно-практической деятельности, в ситуациях, требующих употребления конкретного слова (типа фразы) и делающих его значение понятным школьникам. Усвоение и закрепление речевого материала происходит путем многократного повторения его в связи с различными видами образовательной деятельности, на уроках развития речи, чтения, математики.

Современная образовательная организация должна располагать достаточными компонентами полифункциональной образовательной среды, которая способна создать комфортные педагогические условия обучения глухих детей с интеллектуальными нарушениями. В этих условиях оказывается возможным, сформировать некоторый активный словарь самых необходимых житейских понятий, а так же и небольшой объем инициативной речи, доступный этой категории детей. Успех учебно-воспитательного процесса в этом случае обеспечивается за счет уменьшения объема речевого материала, а также за счет организации более частого его повторения в различных учебных ситуациях. Необходимым условием эффективности педагогического процесса для речевого развития глухих школьников является дифференцированный подход к обучению языку.

Письмо

Письмоявляется одним из видов речевой деятельности, овладение которым осуществляется на основе устно-дактильной речи и жестко не связано с обучением чтению. При письме слов и фраз дети дактилируют и устно проговаривают слова. По мере развития произносительных навыков дактилирование становится менее выраженным, однако при затруднении в воспроизведении состава слова школьники вновь возвращаются к дактильному его проговариванию.

В задачу обучения письму входит формирование у детей потребности в этом виде деятельности, в обращении к письменной речи. Обучение графическому начертанию букв идет от графически простых букв к более сложным по написанию. Следует избегать излишних словесных объяснений, сообщения детям правил письма. Учитывая, что двигательный навык письма формируется у детей достаточно долго, учителю необходимо обеспечить большую тренировку детей в письме, которая по мере овладения техникой начертания букв осуществляется на осмысленном речевом материале (слова, фразы, тексты). Многие дети с задержкой психического развития имеют недостаточное развитие мелкой моторики рук или ее нарушение, которое часто сочетается с недостатками зрительно-двигательной координации. В таких случаях письмо детей характеризуется не только плохой каллиграфией, но и неправильным воспроизведением графического образа букв.

Работе по обучению письму предшествует большая подготовительная работа, включающая упражнения по развитию мелкой моторики рук. Большое значение для развития мелких движений имеют дактилирование учащимися, его четкость, быстрота, занятия предметно-практической деятельностью, упражнения на уроках письма. Для тренировки школьников в письме целесообразно чаще использовать письменную речь на уроках предметно- практического развития, развитие речи, чтения и др. Эти упражнения необходимы не только для овладения письмом, но и для обучения пользоваться письменной речью в общении.

Обучение письму включает следующие разделы: овладение техникой письма; списывание текста; нахождение ошибок и исправление их; использование письменной формы речи как средства общения и обучения.

Развитие речи

Основное внимание на уроках в данной предметной области уделяется целостному восприятию смысла предложений и коротких текстов, состоящих из 3-5 простых нераспространенных предложений. Словарь предложений и текстов ограничен и должен быть подготовлен учителем на основе пропедевтических упражнений по формированию словесных понятий на уроках предметно-практического обучения и развития речи, чтения. В 5 - 6 классах предполагается более полная реализация возможностей глухих детей этой категории в речевом и общем развитии за счет дифференциации заданий. Так, после фронтальной работы на уроке над текстом, составленным по описанию сделанного детьми изделия, педагог предлагает части учащихся самостоятельно выполнить задание, а другим - с использованием опорных слов, третьим - вписать в готовый текст пропущенные слова, словосочетания, написанные на карточках. Учащиеся на уроках обучаются практическому умению составлять фразы разговорной речи. Порядок слов в предложениях дети усваивают только в практическом порядке без опоры на изучение правил грамматики. Терминология курса грамматики из программы исключена полностью. Дети практическим путем овладевают грамматическим строем русского языка.

Чтение

Примерный ход работы над произведением предполагает: самостоятельное чтение учащимися нового текста; передачу содержания прочитанного в виде зарисовок детей, составления аппликаций и макетов, ответов на вопросы, бесед и др.; разбор содержания прочитанного (путем сопоставления иллюстраций, сделанных рисунков, аппликаций с текстами; выборочного чтения и др.) с одновременной и последующей отработкой техники, выразительности чтения; пересказ прочитанного (не всех текстов).

Обучение чтению на уроках дополняется внеклассным чтением школьников, где продолжает формироваться интерес к книгам, положительное отношение к самостоятельному чтению, осуществляется дальнейшее речевое и общее развитие детей.

Наши рекомендации