Психолого-педагогическая характеристика глухих обучающихся.
По варианту 1.3 обучаются глухие дети с интеллектуальной недостаточностью: глухие дети с легкой формой интеллектуального нарушения (умственной отсталости) и глухие дети с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения, в результате которой длительное время отмечается функциональная незрелость центральной нервной системы.
Для глухих обучающихся с легкой интеллектуальной недостаточностью характерны детерминирующиеся особенности высшей нервной деятельности и темперамента, проявляющиеся в особом характере и низкой скорости протекания мыслительных процессов, невысокой работоспособности, что обуславливает низкий уровень учебных возможностей, снижение познавательной активности, отсутствие мотивации к учебной деятельности происходит из-за несформированности познавательных потребностей, а также из-за невысокого уровня волевого развития.
Осложненные варианты нарушенного развития обусловливают особые образовательные потребности этих детей и требуют специальных условий организации педагогического пространства в виде специальной полифункциональной образовательной среды. Подобная среда позволяет осуществить постоянный медицинский контроль и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение с учетом индивидуального клинико – психолого-педагогического подхода, учитывающего особенности сложной структуры нарушения каждого глухого обучающегося с интеллектуальной недостаточностью.
Комплексное психолого-педагогическое обследование каждого ученика позволяет определить прогноз его развития, организовать процедуру его клинико-психолого-педагогического сопровождения на разных этапах образования, как в школе, так и в семье. При сложной структуре дефекта обучение ребенка носит компенсирующий характер, определяя приоритет «жизненных» (социальных) компетенций над «академическими». Основной задачей обучения и воспитания становится формирование жизненных компетенций: формирование элементарной картины мира: представлений о природе и жизни людей, навыков личной гигиены и самообслуживания, привитие простых социо-культурных и трудовых допрофессиональных навыков, воспитание культуры межличностных отношений: поведения со взрослыми и сверстниками в школе, дома, на улице и т.д.
Особые образовательные потребности глухих обучающихся:
• формирование и развитие словесной речи (в устной и письменной форме) при использовании в качестве вспомогательных средств общения и обучения дактильной и жестовой речи;
• формирование элементарных операций наглядно-образной мыслительной деятельности: сравнение, обобщение;
• повышение уровня общего развития;
• коррекция познавательной деятельности с широкой опорой на предметно-практическое обучение;
• обеспечение формирования жизненных компетенций, способствующих получению образования и социальной адаптации обучающихся.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для глухих обучающихся (вариант 1.3) содержит:
-планируемые результаты освоения АООП НОО;
-систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО;
-учебный план;
-программы отдельных учебных предметов;
-программу духовно-нравственного воспитания;
-программу коррекционной работы;
-программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
-программу внеурочной деятельности (включая коррекционно-развивающие занятия);
-систему условий реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.
4.1.2. Планируемые результаты освоения глухими обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (вариант 1.3)
В соответствии со Стандартом (вариант 1.3) обучающимся обеспечивается нецензовый уровень начального образования. Результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования глухими обучающимися в варианте 1.3. с оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.
АООП НОО способствует всестороннему развитию этой категории глухих обучающихся, формированию у них жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие, а также интеграцию в социальное окружение, их приобщение к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям, формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
Необходимым условием достижения детьми качественного образования являются формирование базовых учебных действий; достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в обучении и развитии обучающихся; усиление роли информационно - коммуникативных технологий, в том числе при использовании специализированных компьютерных инструментов, разработанных для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом их особых образовательных потребностей.
АООП НОО реализуется на основе учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть включает учебные предметы обязательных предметных областей; часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся, а также их индивидуальных потребностей. Неотъемлемой частью образовательно - коррекционного процесса является внеурочная деятельность, которая организуется по различным направлениям, способствующим всестороннему развитию обучающихся. Обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения обучающимися содержания АООП НОО, является коррекционно-развивающее направление, которому в процессе образования данной категории обучающихся придается важное значение. В состав предметной области внеурочной деятельности «Коррекционно – развивающая работа» входят обязательные предметы: формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия); дополнительные коррекционные занятия «Развитие познавательных процессов» (индивидуальные занятия); музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия); развитие восприятия неречевых звучаний и техника речи (фронтальные занятия), социально – бытовая ориентировка (фронтальные занятия). Выбор остальных направлений внеурочной деятельности и их содержание определяется образовательной организацией с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом задач всестороннего развития детей, их социальной адаптации и интеграции в общество.
Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (вариант 1.3) обеспечивает достижение глухими обучающимися двух видов результатов: личностных, предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом жизненных компетенций, необходимых для овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП начального общего образования включают индивидуально-личностные качества и жизненные компетенции, социально значимые ценностные установки, социальные компетенции, личностные качества обучающегося.
Личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (вариант 1.3) отражают:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
2) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы; пользоваться доступными информационными средствами для осуществления связи со сверстниками и/ или родителями (факс, смс-сообщение, видео-чат и др.);
3) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение достаточным запасом фраз и определений для включения в повседневные школьные и бытовые дела; умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности и др);
4) владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий: задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; обратиться за помощью к взрослому, выразить отказ и недовольствие, благодарность, сочувствие и др);
5) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации (расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы; умение соотносить сезонные изменения природы и жизни людей, взаимосвязи явлений окружающего мира и расширяющегося личного пространства и др);
6) способность к осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей (знание правил поведения в разных социальных ситуациях с близкими в семье, учителями и учениками в школе; незнакомыми людьми в транспорте и т.д.,в том числе слышащими детьми и взрослыми.
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения АООП начального общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные знания глухих обучающихся являются необходимой базой для овладения личностными результатами (жизненной компетенцией) и не рассматриваются как критериальная основа при продолжении образования.
Филология.
Русский язык:
На ступени начального образования предметная область «Филология (Язык и речевая практика)» представлена учебными предметами «Русский язык и литературное чтение», «Предметно-практическое обучение». Предметная область «Русский язык» состоящая из предметов: Развитие речи; Чтение и развитие речи; Письмо (в первом и втором классах) и направлена на:
1) формирование потребности в общении со взрослым (учителем) и сверстниками посредством вовлечения (обучения) в доступные виды предметно-практической деятельности;
2) формирование умения обращаться с просьбой, вопросом;
3) формирование умения сообщать о выполненном действии, чтобы получить разрешение продолжить работу, завершить её.
Чтение: Чтениеявляется одним из основных средств обучения, воспитания и развития. Овладение навыками чтения осуществляется не только на уроках чтения, но и на уроках предметно- практического обучения (чтение поручений, инструкций, текстов и др.). Дети учатся самостоятельному, сознательному чтению, а не изучению предлагаемых им рассказов, текстов и т.д. На уроках чтения отрабатывается техническая сторона процесса чтения, его выразительность, формируется эмоциональное, эстетическое восприятие читаемого. Повышению эффективности обучения чтению способствует целенаправленный подбор текстов, обеспечивающих общее и речевое развитие и одновременно вызывающих у детей интерес к этому виду речевой деятельности.
В обучение чтению включаются такие направления работы:
1) формирование навыков чтения – требования к сознательности, правильности, беглости, выразительности чтения;
2)работа над текстом и формирование речевых умений: соотнесение прочитанного с действительностью, с предметами, с иллюстрациями; чтение и выполнение инструкций, поручений, заданий;
3)обучение адекватной реакции на прочитанное с выражением радости, огорчения, сопереживания;
4)умение передавать содержание прочитанного с использованием доступных обучающемуся вербальных и невербальных средств;
5) ориентировка в книге: нахождение текста на указанной странице; выделение названия произведения, автора и т.д.
Развитие речи:
Приоритетными направлениями в коррекционном обучении являются формирование речевой деятельности и развитие языковой способности, речевого поведения. Усвоение детьми грамматической структуры языка во втором классе осуществляется в основном в процессе практического овладения ими речью.
1) осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;
2) умение использовать дактилологию как вспомогательное средство;
3) использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения;
Математика и информатика. Математика
1) использование начальных знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также элементарной оценки их количественных и пространственных отношений;
2) овладение основами измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов;
3) применение простых математических знаний для решения учебно-практических и житейских задач.
Обществознание и естествознание. Окружающий мир (Человек, природа, общество)
1) расширение знаний о предметах и явлениях окружающего мира; формирование умения наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы;
2) овладение доступными способами изучения природных явлений и процессов и некоторых социальных объектов.
3) формирование уважительного отношения к России, родному краю; природе нашей страны и ее современной социальной жизни;
4) освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, бережного отношения к природе и ее ресурсам; ознакомление с основными направлениями природоохранительной работы;
5) формирование представлений о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека и его безопасность(зависимость от алкоголя, табака, наркотиков, других психоактивных веществ; компьютерная зависимость; участие в азартных играх);
6) формирование представлений о безопасном и адекватном поведении в окружающем мире, а также в случаях возникновения экстремальных ситуаций.
Искусство. Изобразительное искусство (ИЗО)
1) развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;
2) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декаративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, дизайна и др.);
3) овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.
Физическая культура
1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития, повышения работоспособности;
2) овладение умениями правильно организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия и т.д.)
3) формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.
Технологии.
1) формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
2) формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
3) формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);
4) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач.
В соответствии с требованиями Стандарта, обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения глухими обучающимися содержания АООП НОО, является коррекционно-развивающее направление.
Результаты освоения коррекционно-развивающей области адаптированной основной образовательной программы начального общего образования включают:
учебный предмет–Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи(индивидуальные занятия):слухозрительное восприятие (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) знакомого речевого материала разговорного и учебно – делового характера; различение, опознавание и распознавание на слух знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний); восприятие коротких текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные ситуации общения в учебной и внеурочной деятельности, опознавание на слух основного речевого материала (отдельных предложений, слов, словосочетаний) из данных текстов, предъявленных вразбивку; ответы на вопросы по тексту и выполнение заданий; при затруднении в восприятии речевой информации выражение в устных высказываниях непонимания; произнесение речевого материала достаточно внятно, по –возможности, естественно, используя в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации и реализуя сформированные произносительные умения, в том числе, с использованием элементарных навыков самоконтроля; умения вступать в элементарную устную коммуникацию с детьми и взрослыми;
учебный предмет- Музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия):приобщение к эстетической деятельности, связанной с музыкальным искусством; эмоциональное восприятие музыки (в исполнении учителя, в аудиозаписи и видеозаписи); элементарные представления о выразительности и изобразительности в музыке, музыкальных жанрах (марш, танец, песня); определение в словесной форме (с помощью учителя и самостоятельно) характера музыки, жанра (марш, танец, песня), доступных средств музыкальной выразительности; знание названий прослушиваемых произведений, названия музыкальных инструментов; эмоциональное, выразительное, правильное исполнение под музыку несложных композиций народных, современных и бальных танцев, состоящих из элементарных движений, эмоциональная декламация песен под музыку в ансамбле под аккомпанемент и управление учителя при передаче в достаточно внятной речи (при реализации произносительных возможностей) темпоритмической структуры мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков; эмоциональное и, по –возможности, ритмичное исполнение на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле сопровождения к музыкальной пьесе или песне, исполняемой учителем; слухозрительное и на слух восприятие речевого материала, отрабатываемого на занятиях; закрепление произносительных умений при использовании фонетической ритмики и музыки; реализация сформированных умений в различных видах внеурочной художественной деятельности, в том числе совместной со слышащими сверстниками.
учебный предмет - Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия): различение и опознавание на слух звучаний музыкальных инструментов (игрушек); определение на слух количества звуков, продолжительности их звучания (кратко, долго), характера звуковедения (слитно или неслитно), темпа (нормальный быстрый, медленный), громкости (нормально, громко, тихо), ритмов, высоты звучания; восприятие слухозрительно и на слух знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний, коротких текстов); восприятие на слух и словесное определение неречевых звучаний окружающего мира: социально значимых бытовых и городских шумов; голосов животных и птиц; шумов связанных с явлениями природы, различения и опознавания разговора и пения, мужского и женского голоса (с использованием звучаний музыкальных инструментов, игрушек); восприятие слухозрительно и на слух отработанного речевого материала, произнесение отработанного речевого материала достаточно достаточно внятно, по – возможности, естественно, используя в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации и реализуя сформированные произносительные умения, в том числе, с использованием элементарных навыков самоконтроля; применение приобретенного опыта в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыков устной коммуникации в учебной и различных видах внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми и взрослыми.
Специальный (коррекционный) предмет «Развитие познавательной деятельности»: Коррекция и развитие познавательных процессов и личностных особенностей; активизация познавательной деятельности обучающихся.
Специальный (коррекционный) курс «Социально – бытовая ориентировка».Подготовка обучающихся к самостоятельной жизнедеятельности с учетом их возраста, возможностей и особенностей развития. Расширение представлений об окружающем мире; накопление социально-эмоционального опыта; развитие навыков межличностного взаимодействия; выработка приемов самоконтроля за своим поведением, внешностью, обучение умению вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.
Формирование у учащихся умений использовать средства коммуникации для сообщения о своих действиях, обращения за помощью в случае затруднений.
4.1.3. Система оценки достижения глухими обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (вариант 1.3.)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования призвана решить следующие задачи:
- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;
- обеспечивать комплексный подход к оценке результатовосвоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов начального общего образования;
- предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших адаптированную основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательной организации;
- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития жизненной компетенции.
Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.
Личностные результаты глухих обучающихся с особенностями интеллектуального развития не подлежат итоговой оценке.
Оценка личностных результатовпредполагает, прежде всего, оценкупродвижения ребенка в овладении жизненными компетенциями, которые составляют основу этой группы результатов по отношению к глухим обучающимся без интеллектуальных нарушений. Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися жизненными компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной группы. Экспертная группа создается в образовательной организации и в ее состав входят все участники образовательного процесса - педагоги: учителя, воспитатели, дефектологи, педагог-психолог, социальный педагог; медицинские работники: врач, медсестра; родители (законные представители)
Основной формой работы участников экспертной группы является школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК).
Для полноты оценки личностных результатов освоения глухими обучающимися АООП в плане овладения ими жизненной компетенцией следует учитывать оценка всех участников образовательного процесса. Основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (с легкой формой умственной отсталости школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме условных единиц: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение. Подобная оценка необходима для выработки ориентиров экспертной группы в описании динамики развития жизненной компетенции ребенка.
Образовательная организация при разработке АООП разрабатывает собственную программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами организации. Программа оценки может включать:
1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен образовательной организацией.
2) систему балльной оценки результатов;
3) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты всего класса (например, Журнал итоговых достижений учащихся класса);
4) материалы школьного ПМПК для оценки личностных и результатов.
5) локальные акты образовательной организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана.
Оценивать предметные результаты целесообразно начинать со 2-го класса, в тот период, когда у обучающихся могут быть сформированы некоторые начальные навыки письма, счета и чтения, а сама учебная деятельность под руководством учителя станет для них привычной. Во время обучения в первом классах целесообразно стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.
В целом оценка усвоения глухими обучающимися предметных результатов должна базироваться на принципах гуманного и индивидуально-дифференцированного подхода. Усвоенные даже незначительные по объему и элементарные по содержанию предметные знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они важны в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
При оценке итоговых предметных результатов обучения используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале.
Результаты коррекционно-развивающей работы по развитию слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны анализируются в отчетах учителей индивидуальных занятий, которые составляются в конце каждой четверти. В конце учебного года составляется характеристика слухоречевого развития каждого ученика, в которой обобщаются данные о достижении им планируемых предметных результатов. Характеристика слухоречевого развития ученика утверждается на школьном психолого-педагогическом консилиуме и доводится до сведения родителей (законных представителей).
Оценка деятельности педагогов, осуществляющих образовательную деятельность с глухими обучающимися, осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике развития обучающегося («было» – «стало») или в сложных случаях сохранении его психо-эмоционального статуса. В целом эта оценка должна соответствовать требованиям, изложенным в профессиональном стандарте педагога.[25]
Оценка результатов деятельности образовательной организации осуществляется по аккредитационным показателям, в которые включаются итоговая оценки достижения планируемых результатов освоения АООП обучающимися и а результативность аттестации педагогических кадров.
Оценка включает следующие аккредитационные показатели:
-результаты мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);
-условия реализации АООП ОО;
-особенности контингента обучающихся.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных организаций в целом, так и деятельность педагогов, в частности отслеживание динамики образовательных достижений глухих обучающихся в данной образовательной организации.
Содержательный раздел
4.2.1.Программа формирования базовых учебных действий
глухих обучающихся (вариант 1.3)
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) глухих обучающихся (вариант 1.3) реализуется в начальных I - VI классах. Она конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.
Программа строится на основе личностно- деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования глухих обучающихся с легкой формой умственной отсталости.
Основнаяцель реализации программы формирования БУД состоит в формировании у этих школьников как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами трудовой деятельности.
Задачами реализации программы являются:
– формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
– овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
– развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты под руководством педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо: определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся; определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности.
В качестве БУД рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.
Функции БУД:
-обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
-реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
обеспечение целостности развития личности обучающегося.
С учетом возрастных особенностей школьников этой категории БУД целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию роли «школьника», понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в общение со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.