КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ

«РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ТЕХНИКА РЕЧИ»

(фронтальные занятия)

На занятиях «Развитие слухового восприятия и техника речи» у обучающиеся развиваются навыки социокультурной адаптации, регуляции поведения, адекватного взаимодействия в социуме за счет получения более полной информации об окружающей среде при ориентации в социально значимых неречевых звучаниях окружающего мира, совершенствования навыков устной коммуникации. У них расширяются познавательные интересы в связи с получением более полной информации об окружающей среде, формируется готовность применять приобретенный опыт в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыки устной коммуникации при реализации различных проектов для организации учебной деятельности и содержательного культурного досуга, в том числе совместно со слышащими сверстниками. Дети овладевают базовыми сенсорными способностями, необходимыми для более полноценного развития речевого слуха, восприятия неречевых звучаний, музыки; у них развивается восприятие различных звучаний музыкальных инструментов (игрушек) - барабана, дудки, гармошки, свистка, металлофона, бубна, ксилофона, маракасов, треугольника, румб, неречевых звучаний окружающего мира - бытовых шумов, шумов, связанных с проявлениями физиологического и эмоционального состояния человека, городских шумов, голосов животных и птиц, шумов связанных с явлениями природы, различение и опознавание разговора и пения, мужского и женского голоса. Наряду с традиционными музыкальными инструментами для обогащения сенсорной сферы учеников могут применяться «Звучащие чаши», включающие молоточек и подушечку, «Большой и малый гонги», передающие целую гамму звуков разнообразных по высоте и глубине звучания; шумовые инструменты «Океан», «Дождь», «Ливень», имитирующие различные звуки природы (от легкого прибоя до девятибального шторма и от «грибного» дождичка до тропического ливня), «Тамбурины», имеющие десятки возможных способов звукоизвлечения; «Африканские ксилофоны» и др. В процессе обучения восприятию неречевых звучаний ученики сначала различают и опознают на слух резко противопоставленные звучания, а затем более близкие. При этом выбор звучаний постепенно расширяется (сначала при выборе из двух, затем – трех и т.п. в зависимости от возможностей обучающихся).

Важное значение на занятиях придается развитию слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны. У глухих детей целенаправленно развиваются мотивы овладения устной речью, достижения высоких результатов в области ее восприятия и воспроизведения, активной устной коммуникации, постоянного пользования индивидуальными слуховыми аппаратами, стремления реализовывать сформированные умения и навыки в процессе устной коммуникации в урочное, внеурочное и внешкольное время.

На фронтальных занятиях «Развитие слухового восприятия и техника речи» реализуются три направления работы:

• формирование у обучающихся базовых способностей, необходимых для слухового восприятия: умений вычленять разнообразные звуковые сигналы (наличие устойчивой двигательной реакции на неречевые и речевые стимулы) и дифференцировать их по длительности, интенсивности, высоте и тембру при использовании элементарных музыкальных инструментов (игрушек);

• развитие восприятия социально значимых неречевых звучаний окружающего мира (уличных сигналов и шумов, бытовых шумов, голосов птиц и животных и др.)

• развитие восприятия и воспроизведения устной речи.

Обучение проводится при пользовании детьми индивидуальными слуховыми аппаратами, в том числе, в условиях индукционной петли или аппаратуры, использующей радиопринцип или инфракрасное излучение.

Содержание занятий должно быть доступно всем учащимся класса. При планировании и организаций работы необходимо знать, какие звучания элементарных музыкальных инструментов (игрушек) ощущает каждый ученик класса и на каком расстоянии, а также какие звучания окружающего мира (в аудиозаписи) и на каком расстоянии воспринимает каждый ученик.

На данных занятиях развитие речевого слуха, слухозрительного восприятия речи, обучение произношению строится на основе преемственности с индивидуальными занятиями. При этом первичные произносительные умения у детей формируются на индивидуальных занятиях, а их закрепление осуществляется как на индивидуальных занятиях, так и на фронтальных занятиях. Это предполагает обязательное совместное планирование специальной (коррекционной) работы по закреплению произносительных умений и навыков, реализацию единых требований к устной речи обучающихся.

Особое внимание уделяется работе над ритмико-интонационной структурой речи обучающихся. На специальных фронтальных занятиях создаются условия, способствующие тому, что дети сначала учатся различать и опознавать на слух определенные элементы динамических, темповых, ритмических и высотных соотношений звуков, характер звуковедения при прослушивании звучаний элементарных музыкальных инструментов или игрушек, а затем воспринимать на слух и воспроизводить (при использовании фонетической ритмики) соответствующие элементы речевой интонации (совместно со звучанием элементарных музыкальных инструментов и без них). Близость сенсорной основы различных по темпу, интенсивности, характеру звуковедения, высоте и др. звучаний элементарных музыкальных инструментов (игрушек) и элементов речевой интонации способствует тому, что развивающиеся у учеников возможности слухового восприятия неречевых звучаний оказывают положительное влияние на развитие у них умений более осознанно вслушиваться в элементы ритмико – интонационные структуры речи, что важно для активизации овладения ими обучающимися.

Речевой материал - слова, словосочетания, фразы, короткие диалоги, чистоговорки, рифмовки, короткие стихотворения, а также слоги, слогосочетания и отдельные звуки, отбирается с учетом знакомости и необходимости детям в общении на уроках и во внеурочное время, а также в соответствие с фонетической задачей занятия (речевой материал специально насыщен закрепляемыми в данный период обучения элементами звуковой и ритмико-интонационной структуры речи).

Мониторинг включаеттекущий учет освоения учениками содержания обучения (проводится на каждом занятии) и периодический учет освоения содержания данного учебного предмета, который проводится в конце каждой четверти. В содержание периодического учета входит изучение результатов работы по развитию у обучающихся слухового восприятия неречевых звучаний - звучаний элементарных музыкальных инструментов (игрушек), звуков окружающего мира, а также восприятия и воспроизведения речевого материала, планируемого вместе с учителем индивидуальных занятий.

Учитель фронтальных занятий по развитию слухового восприятия и технике речи в конце каждой четверти составляет отчет о достижении планируемых результатов обучения по всем его направлениям – развитие слухового восприятия с помощью элементарных музыкальных инструментов (игрушек), развитие восприятия неречевых звучаний окружающего мира, развитие восприятия и воспроизведения устной речи обучающихся, и предоставляет его администрации образовательной организации. Кроме этого учитель принимает участие в ежегодном составлении характеристики слухоречевого развития каждого ученика (совместно с учителем индивидуальных занятий и музыкально –ритмических занятий).

Содержание обучения

Наши рекомендации