Развитие речи и окружающий мир
Развитие способности узнавать предметы и объекты постоянного окружения, обследовать их с помощью осязания и всех сохранных анализаторов.
Растительный мир. Представление о растениях (дерево, куст, трава). Представление о деревьях (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна). Представление о фруктах (яблоко, слива, вишня, банан, лимон, апельсин, груша). Представление об овощах (помидор, огурец, капуста, лук, картофель, морковь, свекла). Представление о ягодах (смородина, клубника, малина, крыжовник). Представление о грибах (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка). Представление о цветах (астра, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион). Представление о комнатных растениях, особенностях ухода за ними, значением в жизни человека (украшение помещения, очищение воздуха в помещении). Представление о зерновых культурах (пшеница, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль). Представление о значении растений в жизни человека, сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов, способах переработки (изготовление сока, варенья, джема; варка, жарка, засол и др.).
Животный мир. Представление о домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, кот, собака). Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось). Представление о птицах: домашних птицах (курица, петух, утка); перелетных и зимующих птицах (голубь, ворона, воробей, дятел); водоплавающих птицах (лебедь, утка, гусь). Представление о рыбах (сом, окунь, щука). Представление о насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей). Представление о морских обитателях (кит, дельфин, морская звезда, осьминог). Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, изготовление одежды и др.).
Объекты природы. Представление о почве, воде, воздухе, огне, земле и небе. Представление о реке, водоеме. Представление о лесе, луге. Представление о формах земной поверхности, об изображении земной поверхности на рельефной карте. Представление о полезных ископаемых (уголь, нефть, гранит) с учетом местных природных ресурсов. Представление о значении объектов природы в жизни человека.
Временные представления. Представление о частях суток, о неделе, о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду.
Человек. Представления о себе. Идентификация себя со своим имением, своей половой принадлежностью (как мальчика или девочки). Представление о частях тела. Представление о лице человека. Представление о строении человека. Представление о состоянии своего здоровья, важности соблюдения режима дня и правил личной гигиены. Называние своего возраста, даты рождения. Представление о возрастных изменениях человека. Называние своего имени и фамилии. Представление о занятиях в свободное время. Умение рассказать о себе.
Семья. Представление о членах семьи, о родственных отношениях в семье. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Умение рассказать о своей семье.
Соблюдение правил безопасного поведения в помещении и на улице.
Традиции, обычаи. Представление о празднике. Представления о школьных традициях: День знаний, последний учебный день, день рождения школы и др., участие в школьных мероприятиях. Представления о традициях, праздниках.
Страна. Представление о государстве Россия и государственной символике. Представление о правах и обязанностях гражданина России. Представление о некоторых значимых исторических событиях России. Представление о выдающихся людях России. Представление о странах мира. Представление о выдающихся людях мира.
Искусство
Тифлографика
Развитие способности обследования предметов и объектов с помощью осязания и всех сохранных анализаторов, способности узнавать предметы постоянного окружения. Развитие способности выполнения элементарных рельефно-графических изображений по рельефному образцу.
Лепка. Лепка предмета, состоящего из одной детали, из нескольких деталей на основе рельефного образца.
Оформление изделий: несложное декорирование изделия на основе рельефного образца.
Декоративная лепка: лепка изделия с нанесением декоративного орнамента (растительного, геометрического) на основе рельефного образца.
Рельефное рисование.
Знакомство с приборами и инструментами для рельефного рисования. Различение инструментов, материалов и приспособлений. Правила техники безопасности при работе с приборами и инструментами. Рельефное рисование основных элементов. Рисование точек. Рисование линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные). Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по трафарету, шаблону. Выполнение работы в контуре. Заполнение рельефного контура точками. Штриховка (слева направо, сверху вниз, по диагонали).
Предметное рисование. Рисование контура предмета (по контурным линиям, по трафарету, по шаблону). Рельефное рисование простейшего предмета (объекта) с натуры.
Декоративное рисование. Выполнение орнамента (растительного, геометрического) на основе образца и использования аппликации из заготовок картона, пластилина.
Музыка
Слушание. Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной и медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Слушание (различение) высоких и низких звуков. Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения. Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения.
Пение. Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций, припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни). Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре. Различение запева, припева и вступления к песне.
Движение под музыку. Топанье под музыку. Хлопки под музыку. Покачивание с одной ноги на другую. Начало движения под музыку вместе с началом ее звучания и остановка по ее окончании. Движение (ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание) под музыку разного характера. Выполнение под музыку действия с предметами. Чередование движений разными частями тела под музыку.
Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений. Выполнение движений, соответствующих словам песни. Соблюдение последовательности движений в соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни. Ведение хоровода. Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмичная ходьба под музыку. Ускорение или замедление движения под музыку. Смена движения при изменении метроритма произведения. Смена движений при чередовании запева и припева. Смена движения при изменении силы звучания. Выполнение танцевальных движений в паре с другим танцором. Выполнение развернутых движений одного образа. Имитация игры на музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах. Слушание (различение) по звучанию музыкальных инструментов (контрастные по звучанию, сходные по звучанию). Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте. Игра в ансамбле.
Физическая культура.
Адаптивная физическая культура[33]