Общая характеристика АООП НОО для слепых обучающихся
Вариант 3.4 предполагает, что слепой обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слепых сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 - 5 классы).
На основе данного варианта Организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося.
Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов детей со слепыми и видящими обучающимися, а также взрослыми.
Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, его развитие в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).
Обязательным является использование, с учетом медицинских показаний:
специальных тифлотехнических (азбука – колодка по Брайлю (колодка шеститочия) и другие) и оптических (очковые средства коррекции зрения, электронные лупы, карманные увеличители различной кратности и другие) средств, облегчающих учебно-познавательную деятельность обучающимся;
устройств позволяющих преобразовывать визуальную информацию: в речь (посредством использования программ невизуального доступа к информации, синтезаторов речи и читающих устройств);
в случае наличия у слепых обучающихся глухоты используются средства контактной тактилологии.
Психолого-педагогическая характеристика слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии)
Для слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) АООП НОО, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение. Это в свою очередь, значительно затрудняет социальное развитие, адаптацию ребенка, в частности, к условиям школьного обучения.
Уровень психофизического развития слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами и уровнем развития слепых обучающихся, не имеющих дополнительных нарушений. Тяжелые органические нарушения, которые чаще всего являются причиной множественных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности обучающегося в семье и обществе сверстников. При этом каждый слепой, имеющий тяжелое нарушение зрения в сочетании с другими первичными нарушениями, имеет своеобразную, специфическую картину развития. Уровень психического развития обучающихся данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления каждого из отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания в сложной структуре, а также от сроков и качества коррекционной помощи.
Особенности психического развития слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) проявляются в грубом нарушении познавательного развития. Грубо нарушено чувственное познание, слуховое и осязательное восприятие обучающихся характеризуется недифференцированностью, фрагментарностью, оно не может быть основой для формирования представлений об окружающем мире. У обучающихся данной группы не формируются представления и понятия, не устанавливаются логические связи, для их мышления характерна инертность, регидность, чрезмерная конкретность. Несформированность познавательной деятельности обусловливает отсутствие развития игровой деятельности, в рамках которой формируются предпосылки учебной деятельности.
У данной группы обучающихся, на момент поступления в школу, наряду с ярко выраженными особенностями психофизического развития, имеет место чрезвычайно низкий уровень развития компенсаторных процессов, необходимых для систематического обучения. Зачастую у обучающегося практически отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, ориентировки (даже на собственном теле), общения, контроля над своим поведением.
Социальная незрелость слепых обучающихся проявляется в ограниченности контактов, отсутствии представлений о нормах поведения. Для коммуникативного развития слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) характерна низкая заинтересованность в общении со сверстниками и взрослыми, ограниченность невербальных и вербальных средств коммуникации. У большинства слепых данной группы выявлены расстройства эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся у одних обучающихся в преобладании возбуждения, негативно-агрессивного поведения, у других – в вялости, пассивности. У всех слепых обучающихся с умственной отсталостью отмечаются нарушения поведения, расторможенность, быстрая истощаемость, низкая произвольность поведения.
Независимо от состояния зрения и времени потери (нарушения) зрения слепые с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) значительно отстают в физическом развитии, что выражается в низких антропометрических показателях (рост, масса тела, окружность грудной клетки), нарушении осанки, малом объеме двигательных умений и навыков.
Значительное недоразвитие двигательной сферы выражается в снижении точности движений головы, рук, тела, в отсутствии пластичности и координированности движений. У них наблюдается множество лишних нецеленаправленных движений, неумение объединить отдельно выполняемые движения в единое слитное целое.
У обучающихся значительно снижены такие показатели как сила, быстрота и выносливость, они испытывают значительные трудности при сохранении рабочей позы в течение урока, они очень быстро утомляются, у них чрезвычайно снижена работоспособность.
Серьезные нарушения психомоторики затрудняют развитие простых форм деятельности (например, навыков самообслуживания).
В эту группу входят также обучающиеся, имеющие помимо слепоты, тяжелые двигательные нарушения, сочетающиеся с интеллектуальными нарушениями разной степени. Двигательные нарушения могут быть представлены в виде детского церебрального паралича и других тяжелых нарушений опорно-двигательного аппарата. Степень тяжести двигательных нарушений может быть различной: от тяжелой степени, для которой характерны выраженные параличи конечностей, до легкой, при которой дети в состоянии передвигаться, обслуживать себя. При этом выраженные коммуникативные и речевые трудности у обучающихся данной группы нередко не позволяют выявить степень и тяжесть нарушений интеллектуального развития, для этого требуется длительный период диагностического обследования.
Среди слепых обучающихся выявляется группа слепоглухих, обучение которых должно строиться в соответствии с программами для слепоглухих. У некоторых обучающихся тяжелые нарушения слуха и зрения сочетаются с умственной отсталостью различной тяжести. Сочетание тяжелых сенсорных и интеллектуальных нарушений обусловливает дополнительные значительные сложности в их обучении.
У слепых обучающихся каждой из перечисленных групп, наряду с наличием тяжелых нарушений слуха, интеллекта, движений, могут отмечаться расстройства аутистического спектра, другие тяжелые эмоциональные и поведенческие расстройства. У некоторых детей выявляются текущие психические заболевания (эпилепсия, шизофрения), которые значительно осложняют развитие и обучение. Обучающиеся данной группы часто соматически ослаблены, имеют нарушения деятельности внутренних органов, нуждаются в длительном лечении и медицинской реабилитации, что также необходимо учитывать в процессе организации систематического обучения. У некоторых слепых обучающихся, имеющих тяжелые генетические нарушения, расстройства интеллекта, моторики, слуха, эмоционально-волевой сферы в динамике могут утяжеляться.
Слепые обучающиеся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) требуют постоянного ухода со стороны взрослых, сопровождения в ежедневных бытовых ситуациях, они полностью зависимы от взрослых.
Картина трудностей и возможностей слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) к школьному возрасту значительно различается в зависимости от того, получал ли ребенок адекватную специальную коррекционную помощь. Вовремя начатая и правильно организованная психолого-педагогическая помощь позволяет поддержать попытки обучающихся вступить в более активные и сложные отношения с миром и предотвратить формирование наиболее грубых вторичных и последующих отклонений в развитии.
На развитие слепых обучающихся данной группы серьезное влияние оказывает состояние зрительных функций, по которому выделяют: тотальную слепоту, светоощущение, практическую слепоту (наличие остаточного зрения).
Тотально слепые обучающиеся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии), характеризуются абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, что детерминирует полное отсутствие у них даже зрительных ощущений (отсутствие возможности различить свет и тьму). В качестве ведущих в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности данной подгруппы обучающихся выступает осязательное и слуховое восприятие. Другие анализаторы выполняют вспомогательную роль.
Слепые со светоощущением с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) в отличие от первой подгруппы, имеют зрительные ощущения, что обеспечивает им возможность различать свет и тьму.
Слепые с остаточным зрением (практическая слепота) с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) имеют относительно высокие зрительные возможности по сравнению с другими группами обучающихся, т.к. имеют показатели остроты зрения (острота зрения варьируется от 0,005 до 0,04 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции). Это, в свою очередь, создает возможность зрительного восприятия предметов и объектов окружающего мира. Способность воспринимать цвет, форму, размер предметов и объектов обеспечивает возможность получения данной подгруппой обучающихся очень некачественных, но и, тем не менее, зрительных представлений. Однако в силу того, что остаточное зрение характеризуется неравнозначностью нарушений отдельных функций, лабильностью (неустойчивостью) ряда компонентов и зрительного процесса в целом, повышенной утомляемостью, ведущим в учебно-познавательной деятельности данной подгруппы обучающихся должно выступать осязательное и слуховое восприятие. Зрительное же восприятие должно исполнять роль вспомогательного способа ориентировки, контроля своих действий и получения информации.
Кроме того, в данную группу входят также обучающиеся с более высокой остротой зрения, у которых имеет место глубокое нарушение поля зрения: границы поля зрения сужены до 10-15 градусов или до точки фиксации. По своим зрительным возможностям такие обучающиеся являются практически слепыми, так как в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности они могут использовать зрение весьма ограниченно.
У слепых с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) значительно снижено внимание, что проявляется в трудностях привлечения внимания, невозможности длительной его концентрации, наличии быстрой и легкой отвлекаемости, рассеянности, низком объеме внимания.
Обучающихся с остаточным зрением с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) характеризуют несформированность как умения рационально использовать остаточное зрение для восприятия предметов и объектов окружающего мира, так и умения использовать в этих целях информацию, получаемую с помощью сохранных анализаторов. Вследствие этого, у обучающихся данной группы оказываются нарушенными: предметное (наличие неадекватности, недифференцированности, схематичности образов), пространственное (несформированность пространственных представлений) восприятие, установление связей между объектами восприятия и др.
Данной группе обучающихся не зависимо от состояния зрительного анализатора характерно снижение произвольного и непроизвольного запоминания, наличие неотчетливых и мало дифференцированных представлений, наличие трудностей при воспроизведении событий и др.
У подавляющего большинства обучающихся отмечается нарушение речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, звукопроизношение, грамматический строй. Нарушение грамматического строя речи проявляется во фрагментарности, структурной неоформленности предложений, в пропусках главных членов. Им характерен замедленный темп связной речи и имеют место качественные ее особенности: вербализм, формализм речи, трудности вербализации, трудности понимания причинно-следственных связей, временных и пространственных обозначений, бедность словарного запаса.
Обучающиеся слепые с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) имеют конкретное, негибкое мышление, образование отвлеченных понятий у них значительно затруднено или невозможно.
У подавляющего большинства слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) наблюдается нарушение строения деятельности, проявляющееся в неправильном соотношении цели и действия. Им характерно некритичное отношение к результатам, полученным в процессе деятельности, практическое отсутствие познавательных интересов.
Кроме того у них имеет место недоразвитие эмоциональной сферы. Эмоциональные реакции чаще всего неадекватны, не пропорциональны по своей динамике воздействиям окружающего мира, имеют место быстрые переходы от одного настроения к другому. Часто у обучающихся нарушены волевые процессы: они безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять ее определенной цели, неспособны адекватно оценивать свои поступки.
Особые образовательные потребности слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии)
Наличие особенностей психофизического развития, обусловленных сочетанием слепоты с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии), детерминирует наличие у обучающихся наряду с общеобразовательными особых образовательных потребностей, которые детерминируют необходимость:
организация максимально раннего специального обучения, которое должно начинаться после сразу же после выявления сочетанных первичных нарушений развития;
учет потребности во введении специальных учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка;
использование специальных методов и средств обучения, «обходных путей», необходимых для обучающихся с учетом его индивидуальных особенностей;
потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации общеобразовательной среды;
потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательной организации;
потребность в пролонгированном обучении, выходящем за рамки школьного возраста;
потребность в согласованных требованиях, предъявляемых к ребенку со стороны всех окружающих его людей;
потребность в совместной работе специалистов разных профессий: специальных психологов и педагогов, социальных работников, специалистов здравоохранения, а также родителей обучающихся в процессе его образования;
специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие компенсаторных процессов в условиях общеобразовательной организации и в семье;
формирование потребности в общении, овладении средствами коммуникации со сверстниками и взрослыми;
формирование навыков самообслуживания и других практических умений, способствующих нормализации и улучшению ежедневной жизни;
развитие самостоятельности и большей независимости от близких взрослых в повседневной жизни;
обучение обучающихся использованию специальных технических средств, способствующих ориентировке в окружающем мире, налаживанию общения со сверстниками и взрослыми;
целенаправленное социальное, эмоциональное, познавательное, моторное развитие обучающегося;
организация обучения и воспитания: слепого обучающихся с остаточным зрением, с учетом зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможность коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, рекомендуемой оптической коррекции и приборов для улучшения зрения, режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузок; слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии), имеющих тотальную слепоту или светоощущение - возраста утраты зрения и времени жизнедеятельности в условиях слепоты, режима тактильных и физических нагрузок;
целенаправленное развитие деятельности сохранных анализаторов, формирование компенсаторных способов деятельности;
профилактика вербализма и формализма знаний за счет расширения, обогащения и коррекции сенсорных, предметных и пространственных конкретных и обобщенных представлений;
формирования умений и навыков поэтапного обследования предметов;
широкое использование специальных приемов организации учебно-практической деятельности (работа по инструкции, приёмы пошагового обучения и др.);
обеспечение доступности учебной информации для тактильного, слухового и зрительного (для слепых с остаточным зрением) восприятия обучающимися;
предъявление информации в наглядно-образной форме;
целенаправленное развитие мотивационно-потребностной сферы, речевой деятельности;
коррекции нарушений в двигательной сфере;
нивелирование негативных и поведенческих проявлений и профилактика их возникновения;
целенаправленного формирования предпосылок учебной деятельности, базовых учебных действий.
Особые образовательные потребности слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) обусловливают необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития.Специальная индивидуальная программа развития (далее - СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной образовательной программы и нацелена на образование слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) с учетом их уровня психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей.
Целью реализации специальной индивидуальной программы развития является включение слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов, достижение ребенком самостоятельности в доступных для него пределах в решении повседневных жизненных задач.
СИПР составляется на ограниченный период времени (полгода, один год), который определяется решением ПМПК образовательной организации. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с обучающимся при участии его родителей (законных представителей).
Принципы и подходы к построению АООП для слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в большом разнообразии возможностей освоения содержания образования. Слепой обучающийся, имеющий другие тяжелые нарушения развития, получает образование по адаптированной основной образовательной программе, на основе которой образовательная организация разрабатывает СИПР, учитывающую его общие и специфические образовательные потребности. Разработка СИПР базируется на следующих положениях:
• учет типологических и индивидуальных особенностей развития обучающихся; особых образовательных потребностей;
• обеспечение образования вне зависимости от тяжести нарушений развития, вида образовательной организации;
• создание образовательной среды в соответствии с возможностями и потребностями обучающихся;
• введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в АООП НОО для слепых обучающихся (варианты 3.2, 3.3);
• необходимость использование специальных методов, приёмов и средств обучения, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
• адекватность программы возможностям обучающегося со слепотой и умственной отсталостью, другими тяжелыми первичными нарушениями, ее соответствие запросам семьи и рекомендациям специалистов;
• неоднородность состава данной группы обучающихся; широкий диапазон возможностей освоения обучающимися АООП НОО образовательных программ, курсов коррекционно-развивающей области в различных условиях обучения;
• направленность процесса обучения на формирование практических умений и навыков, способствующих нормализации и улучшению ежедневной жизни;
• учет потенциальных возможностей обучающихся и «зоны ближайшего развития»;
• использование сетевых форм взаимодействия специалистов общего и специального образования;
• включение родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса.
Разработка СИПР рассматривается как необходимое условие получения образования слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР).
Обучаясь по АООП НОО и разработанной на ее основе СИПР, слепой обучающийся получает образование, не сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слепых обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Вариант 3.4 АООП НОО может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность[29], а также на условиях индивидуального, в отдельных случаях – надомного обучения (с частичным включением в школьный образовательный процесс).
АООП НОО для слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами, а также санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Для обеспечения освоения обучающимися с ОВЗ образовательной программы может быть реализована сетевая форма взаимодействия с использованием ресурсов как образовательных, так и иных организаций[30].
Выбор варианта 3.4 АООП НОО для слепого обучающегося с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с согласия родителей (законных представителей).
СтруктураСИПРвключает: общие сведения об обучающемся; психолого-педагогическую характеристику, содержащую оценку развития обучающегося на момент составления программы; условия ухода и присмотра; основные задачи воспитания и обучения; условия выполнения программы (общий и двигательный режим, средства коммуникации и др.); перечень необходимых технических средств, условий их использования; список специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР; индивидуальный учебный план; содержание образования в условиях образовательной организации; содержание воспитания и обучения в семье; перечень возможных задач и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося; средства мониторинга и оценки динамики обучения. Кроме того, программа может иметь различные приложения, включающие задания и рекомендации для персонала образовательной организации, волонтеров, учителей дополнительного образования, организации досуговой деятельности обучающихся.
I.Общие сведения содержат:
1) персональные данные о ребенке и его родителях;
2) характеристику семейных условий (бытовые условия, отношение членов семьи к образованию ребенка;
3) заключение ПМПК и другие медицинские документы.
II. Характеристика слепого обучающегося с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) составляется на основе психолого-педагогического обследования, проводимого специалистами общеобразовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. Характеристика отражает:
1) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии обучающегося;
2) особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления;
3) состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
4) характеристика поведенческих и эмоциональных реакций обучающегося; характерологические особенности личности обучающегося со слов родителей (законных представителей);
5) сформированность социально-значимых навыков, умений: коммуникативные возможности, самообслуживание, предметно-практическая деятельность, игра; интеллектуальные умения: счет, письмо, чтение, содержание представлений об окружающих предметах, явлениях;
6) потребность в уходе и присмотре; необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
7) на основании анализа результатов психолого-педагогического обследования делаются выводы о приоритетных задачах развития и обучения ребенка, определяются основные образовательные области, учебные предметы, курсы коррекционно-развивающей области для дальнейшей педагогической работы с ребенком.
III. Условия выполнения программы (количество занятий, занятия в классе и индивидуальные, общий и двигательный режим, средства коммуникации и др.).
IV. Индивидуальный учебный план, включающий доступные для обучающегося образовательные области, учебные предметы, курсы коррекционно-развивающей области и определяющий объем недельной учебной нагрузки на обучающегося.
V. Содержание образования СИОП включает конкретные задачи по формированию представлений, действий/операций по каждой из программ учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного развития, воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности). Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода или год).
VI. Необходимым условием реализации общеобразовательной программы ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.
VII. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
VIII. Программу сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает задачи, включающую повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей (законных представителей) к конструктивному взаимодействию со специалистами, привлечение родителей (законных представителей) к участию в разработке и реализации СИПР.
IX. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
X. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты общеобразовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
5.2.1. Планируемые результаты освоения слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
В соответствии с требованиями Стандарта результаты освоения АООП НОО слепыми с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и индивидуальными образовательными потребностями обучающихся. Стандарт устанавливает требования к:
личностным, предполагающим осознание своей принадлежности к определенному полу; освоение доступных социальных ролей; формирование элементарных представлений о нравственных нормах и общепринятых правилах поведения;
предметным,связанным с овладением обучающимися предметными областями и характеризующим достижения в усвоении знаний и умений по учебным предметам, применении их в практической деятельности (в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся) и с достижениями в коррекционно-развивающей области.
Планируемые личностные результаты могут отражать: осознание своей принадлежности к определенному полу; осознание себя как «Я»; овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери и др.); наличие элементарных представлений о нравственных нормах («хорошо» - «плохо»), общепринятых правилах поведения, эстетических чувств; развитие доброжелательности и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; сформированность элементарных представлений о здоровом образе жизни; приобретение опыта безопасного поведения в быту и природе.
Планируемые предметные результаты:
Предметные области
Язык и речевая практика
Слепой обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) овладевает определенной системой знаний, умений и навыков.
«Русский язык»:
овладение умением ориентироваться в приборе Л. Брайля;
проявление интереса к чтению тактильных книг и книг, напечатанных рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля;
формирование умения отвечать на вопросы по рельефным изображениям;
овладение грамотой, простейшими речевыми формами и правилами их применения;
овладение основами письма с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля;
умение использовать знания в области русского языка при решении практических задач.
«Чтение»:
умение читать вслух целыми словами тексты, напечатанные рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля;
умение эмоционально реагировать на прослушивание литературных произведений;
умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
сформированность представлений о мире, первоначальных этических представлений (о добре и зле, нормах поведения).
«Устная речь»:
обогащение речевой практики, в том числе приобретение опыта в словоподражании, звукоподражании;
владение номинативной функцией речи, обогащение словаря (умение называть предметы ближайшего окружения, собственные действия, эмоциональные проявления окружающих);
проявление интереса к освоению слов и простейших речевых конструкций, актуальных для жизнедеятельности;
умение использовать устную речь (в соответствии с индивидуальными возможностями).
Математика
«Математические представления»:
овладение элементарными математическими представлениями о количестве, числе, цифрах, составе числа (в доступных обучающемуся пределах);
освоение записи и чтения чисел, математических знаков с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля;
умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, цвету (для учащихся с остаточным зрением);
умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много);
умение использовать математические знания при решении соответствующих возрасту бытовых задач;
умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, соотносить время с началом и концом деятельности;
освоение элементарных практических действий с предметами, умение действовать по словесной установке.
Окружающий мир
«Развитие речи и окружающий мир»:
проявление интереса к окружающему миру, в том числе к предметам и объектам живой и неживой природы;
овладение опытом действий (манипулятивных, утилитарных, познавательных) с предметами, объектами живой и неживой природы;
сформированность представлений об объектах живой и неживой природы;
умение узнавать предметы и объекты постоянного окружения;
накопление опыта обследования предметов и объектов с помощью сохранных анализаторов;
обогащение представлений об объектах, находящихся преимущественно в зоне жизнеобеспечения обучающегося;
сформированность представлений об окружающих людях, социальных ролях людей, входящих в ближайшее окружение;
понимание своей половозрастной общности с другими и отличие от других;
освоение опыта соблюдения правил безопасности и поведения в помещении и на улице.
Искусство
«Тифлографика»:
развитие интереса к доступным видам изобразительной деятельности;
развитие способности выполнения элементарных рельефно-графических изображений;
обогащение опыта самовыра<