Психолого-педагогическая характеристика слепых обучающихся с ЗПР
В категорию слепых входит также группа обучающихся с нарушением зрения, имеющих недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК.
Группа обучающихся с ЗПР - неоднородна по составу. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все слепые с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные зрительной депривацией, недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех слепых обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в развитии зрительного восприятия, в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у них отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу слепого ребенка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии слепых обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности.
Различие структуры нарушения психического развития у слепых обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям слепых обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения зрения и психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация образовательных программ начального общего образования слепых обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по АООП НОО (вариант 3.2) могут быть представлены следующим образом.
АООП НОО (вариант 3.2) адресована слепым обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения зрительного восприятия, внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Мотивация удовлетворительная, но характеризуется неустойчивостью и зависит от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
Особые образовательные потребности слепых обучающихся
В структуру особых образовательных потребностей слепых входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для слепых обучающихся.
К общим потребностям относятся:
получение специальной помощи средствами образования;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие слепых обучающихся с педагогами и сверстниками;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;
индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучения сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.
К потребностям, характерным для слепых обучающихся, относятся:
целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов (в том числе и остаточного зрения);
целенаправленное руководство осязательным и зрительным восприятием;
формирование компенсаторных способов деятельности;
профилактика вербализма и формализма знаний за счет расширения, обогащения и коррекции предметных и пространственных представлений, формирования, обогащения, коррекции понятий;
использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слепых обучающихся (алгоритмизация и др.);
систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;
развитие полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира;
обеспечение доступности учебной информации для тактильного и зрительного восприятия слепыми обучающимися с остаточным зрением;
учет в организации обучения и воспитания слепого обучающегося с остаточным зрением: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной, тактильной и физической нагрузок; тотально слепыми и слепыми со светоощущением - возраста и времени утраты зрения, режима тактильных и физических нагрузок;
преимущественное использование индивидуальных пособий, рассчитанных на осязательное или осязательное и зрительное восприятие;
учет темпа учебной работы слепых обучающихся в зависимости от уровня сформированности компенсаторных способов деятельности;
введение в структурное построение урока, курса пропедевтических (подготовительных) этапов;
постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях коррекционных целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;
активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений;
реализация приемов, направленных на профилактику и устранение вербализма и формализма речи;
целенаправленное формирование умений и навыков ориентировки в микро и макропространстве;
целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;
создание условий для развития у слепых обучающихся инициативы, познавательной и общей (в том числе двигательной) активности;
развитие мотивационного компонента деятельности, в том числе за счет привлечения слепых обучающихся к участию в различных (доступных) видах деятельности;
создание условий для развития и коррекции коммуникативной деятельности;
коррекция нарушений в двигательной сфере;
целенаправленное развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований;
нивелирование негативных качеств характера, коррекция поведенческих проявлений и профилактика их возникновения.
Особые образовательные потребности слепых обучающихся с ЗПР
Для слепых обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 3.2), характерны следующие специфические образовательные потребности:
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
наглядно-действенный характер содержания образования;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности слепого обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей);
целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития всех сохранных анализаторов и остаточного зрения;
целенаправленное развитие сенсорно-перцептивной деятельности;
обеспечение доступности учебной информации;
преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;
целенаправленное формирование умений и навыков ориентировки в микро и макропространстве;
целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;
развитие и коррекция коммуникативной деятельности;
коррекция нарушений в двигательной сфере.
3.2.1. Планируемые результаты освоения слепыми обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
Планируемые результаты освоения слепыми обучающимися АООП НОО должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учетом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки.
Личностные результаты должны отражать:
формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий, любовь к своему краю; осознание своей национальности; уважение культуры и традиций народов России и мира;
формирование самооценки с осознанием своих возможностей в учении;
умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие значимых мотивов учебной деятельности, любознательности и интереса к новому содержанию и способам решения проблем;
приобретение новых знаний и умений, формирование мотивации достижения результата;
ориентацию на содержательные моменты образовательного процесса;
наличие стремления к совершенствованию своих способностей, ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как примера для подражания;
формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
формирование установки на поддержание здоровьесбережения, охрану сохранных анализаторов; на безопасный, здоровый образ жизни;
сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты должны отражать:
способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению основным общим образованием;
развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; формирование умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формирование умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение умением сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде образовательной организации (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:
междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ компетентности обучающихся»;
программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики», «Изобразительное искусство. Тифлографика», «Музыка», «Технология», «Физическая культура»;
программ курсов коррекционно-развивающей области: «Ритмика», «Адаптивная физическая культура», «Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия», «Социально-бытовая ориентировка», «Пространственная ориентировка», «Развитие осязания и мелкой моторики», «Развитие коммуникативной деятельности».
В данном разделе АООП НОО для слепых обучающихся приводятся планируемые результаты освоения всех обязательных учебных предметов на ступени НОО (за исключением родного языка, литературного чтения на родном языке), курсов коррекционно-развивающей области.
Планируемые результаты освоения родного языка и литературного чтения на родном языке разрабатываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, с учётом требований ФГОС НОО слепых к соответствующим предметам.
Результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов и освоения курсов коррекционно-развивающей области АООП НОО слепые обучающиеся приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информации в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Слепые обучающиеся овладеют следующими умениями:
ориентироваться в текстовом материале с использованием специальных навыков;
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить текст на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Слепые обучающиеся овладеют следующими умениями:
пересказывать текст устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Работа с текстом: оценка информации.
Слепые обучающиеся овладеют следующими умениями:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Формирование ИКТ компетентности слепых обучающихся (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов, освоения курсов коррекционно-развивающей области АООП НОО слепые обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения (для слепых обучающихся с остаточным зрением), цифровые данные, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером со специальным программным обеспечением.
Слепые обучающиеся овладеют следующими умениями:
дифференцировать средства ИКТ по цели, назначению;
работать с конкретным средством ИКТ;
использовать безопасные для остаточного зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные, в том числе офтальмо-гигиенические, приёмы работы с компьютером со специальным программным обеспечением и другими средствами ИКТ;
выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку).
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных.
Слепые обучающиеся овладеют следующими умениями:
использовать компьютер для ввода, поиска, сохранения, передачи информации;
набирать текст, сканировать тексты;
работать в интернете;
использовать сменные носители (флэшкарты);
редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео‑ и аудиозаписей, фотоизображений (для слепых обучающихся с остаточным зрением);
пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;
организовывать, преобразовывать информацию с использованием инструментов ИКТ;
записывать аудиовизуальную (для слепых с остаточным зрением) и числовую информацию, используя инструменты ИКТ;
пользоваться способами переработки информации в соответствии с её особенностями и средством ИКТ;
использовать информационные технологии для расширения коммуникации.
Создание, представление и передача сообщений.
Слепые обучающиеся овладеют следующими умениями:
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
создавать сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов (для слепых обучающихся с остаточным зрением);
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией (для слепых обучающихся с остаточным зрением);
создавать изображения (для слепых обучающихся с остаточным зрением), пользуясь возможностями ИКТ; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация).
Планирование деятельности, управление и организация.
Слепые обучающиеся овладеют следующими умениями:
организовывать учебную деятельность в соответствии с используемым средством ИКТ;
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Предметные результаты
Образовательные области
Русский язык
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» слепые обучающиеся научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. У них будут формироваться первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самопознания; позитивное эмоционально ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию. Русский язык и родной язык станут средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В результате изучения русского языка и родного языка у слепых обучающихся, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи. Обучающиеся овладеют первоначальными представлениями о нормах русского и родного языка и правилах речевого этикета; научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» у слепых обучающихся будут совершенствоваться навыки осязания и мелкой моторики, развиваться и повышаться возможности остаточного зрения (для слепых обучающихся с остаточным зрением), формироваться навыки ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради на приборе Л. Брайля), координация и темп движений, навыки осязательного обследования при работе с дидактическим материалом. Они овладеют умением соотносить рельефные изображения с натуральными объектами и их моделями.
Слепые обучающиеся овладеют умениями и навыками письма с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля. Научатся воспринимать и представлять одну и ту же букву в двух различных положениях: в одном положении при письме, в другом – при чтении. В целях контроля за процессом письма будет формироваться умение читать грифелем написанный текст, не открывая письменного прибора.
Слепые обучающиеся овладеют плоским письмом по системе Гебольда.
Слепой обучающийся научится:
Содержательная линия «Система языка»
Фонетика и графика:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
знать последовательность букв в русском алфавите;
проводить слого - звуковой, фонетико-графический (звуко - буквенный) разбор простых по составу с использованием дидактического материала и без него;
оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко - буквенного) разбора слов.
Орфоэпия:
использовать в речи словесное, логическое (смысловое) и эмоциональное ударение в предложениях;
использовать словообразующую функцию ударения в соответствии с норами современного русского литературного языка;
использовать в речи нормы русского и родного литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические) и правила речевого этикета;
различать орфографическое и орфоэпическое произношение;
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Состав слова (морфемика):
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами с использованием дидактического материала и без него.
Лексика:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью учителя;
подбирать сходные и противоположные по значению имена существительные, имена прилагательные, глаголы при составлении предложений;
выбирать наиболее точные слова для выражения мысли;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных, для успешного решения коммуникативной задачи.
Морфология:
различать части речи;
определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;
определять грамматические признаки местоимения – лицо, число;
свободно применять дидактический материал ко всем видам грамматического разбора, используя готовые и самостоятельно составленные рельефные схемы;
проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения, наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
пользоваться дидактическим материалом при всех видах грамматического разбора слов и предложений, рассматривая его как средство конкретизации усвоенных знаний по грамматике.
Синтаксис
различать предложение, словосочетание, слово;
использовать рельефные схемы слов и предложений в готовом виде и элементы этих схем для моделирования слов и предложений;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами;
выполнять разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора с использованием подвижных рельефных схем;
различать простые и сложные предложения (составленные из двух простых).
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»:
применять правила правописания (в объёме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать с учебника или карточки текст объёмом 50-60 слов;
писать под диктовку текст объёмом 60-70 слов, включающий изученные орфограммы и знаки препинания в простом предложении;
писать буквами плоского письменного шрифта отдельные слова и короткие предложения, а печатным шрифтом – небольшие тексты (до 30 слов) для слепых обучающихся с остаточным зрением;
писать отдельные буквы письменного шрифта, писать предложения и небольшой текст (печатным шрифтом по системе Гебольда) для тотально слепых обучающихся;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записанное, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
писать плоским письмом свои имя и фамилию; подписывать поздравительные открытки, письма печатным шрифтом.
Содержательная линия «Развитие речи»:
Слепой обучающийся овладеет системой знаний, умений и навыков:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
определять свое мнение к содержанию прочитанного или прослушанного и передавать его с помощью интонации;
самостоятельно озаглавливать текст;
определять тему текста и его части;
составлять план текста;
писать изложение текста (не более 70 – 80 слов) по данному учителем и самостоятельно составленному плану;
составлять объяснение рельефного рисунка, красочной сюжетной картинки (для слепых обучающихся с остаточным зрением), используемой для конкретизации прочитанного текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
создавать элементарные тексты рассуждения-доказательства;
подробно, кратко или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устные высказывания на темы, близкие обучающемуся (об интересном случае из своей жизни, о любимом занятии и др.) с использованием разных типов речи: описания, повествования и рассуждения;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Литературное чтение
Слепые обучающиеся осознают значимость чтения для своего личностного развития и успешности обучения по всем учебным предметам. Они овладеют техникой чтения с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля.
У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля. У них появится интерес к чтению художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширить кругозор, обогатить словарный запас.
У обучающихся сформируются представления о мире, российской истории и культуре, первоначальные этические представления, понятия о добре и зле, нравственности.
Слепые обучающиеся будут учиться осознанно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях.
К концу обучения в начальной школе слепые обучающиеся будут готовы к дальнейшему обучению, ими будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, общего реч