I ступень - начальные классы.

В ходе освоения образовательной программы при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:

-закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

-формируются универсальные учебные действия;

-развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.

Базисный учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

Учебный план ГБОУ ООШ № 36, реализующий основную общеобразовательную программу начального общего образования формировался в соответствии с :

Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);

Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации
от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов);

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

Письма Депортамента образования города Севастополя №4684 от 10.08.2015г. « О направлении инструктивно-методического письма»., приложения к письму :

Инструктивно- методическим письмом «О формировании учебных планов образовательных организаций Севастополя, реализующих основные общеобразовательные программы на 2015-2016 учебный год».

Учебный план является частью образовательной программы образовательной организации. Образовательная организация разрабатывают образовательные программы
в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования и с учетом примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Учебный план ГБОУООШ № 36 на 2015/2016 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10), и предусматривает:

4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IV классов;

Устанавливается следующая продолжительность учебного года:

Учебный год начинается 01.09.2015 г. и заканчивается 25.05.2016 г.

I класс – 33 учебные недели;

II-IV классы – не менее 34 учебных недель;

Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10.

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:

для обучающихся I классов – не должен превышать 4 уроков и один день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

для обучающихся II-IV классов – не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во II-III классах – 1,5 ч., в IV-V классах – 2 ч.

Каникуы в 2015-2016 учебном году:

С 31.10.2015г. по 08.11.2015 г.;

С 26.12.2015 г. по 10.01.2016 г.;

С 19.03.2016 г. по 27.03. 2016г.

Учебные занятия организуются по четвертям:

1 четверть с 01.09. по 30.10. 2015 г.

2 четверть с 09.11.по 25. 12. 2015 г.

3 четверть с 11.01. по 18.03.2016 г.

4 четверть с28.03. по 25.05.2016 г.

Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

– учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;

– использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 45 минут каждый);

– в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

– обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

– дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется следующим образом. В сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок (всего 48 уроков) следует проводить в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации, уроки-игры. Содержание нетрадиционных уроков должно быть направлено на развитие и совершенствование движения обучающихся. Уроки в нетрадиционной форме распределяются в соответствии с рабочими программами учителей следующим образом: 24 урока физической культуры и 24 урока по другим учебным предметам, в том числе: 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 экскурсии по изобразительному искусству, 4-6 нетрадиционных занятий по технологии; 4-5 уроков-театрализаций по музыке, 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике (кроме уроков русского языка и литературного чтения).

Режим работы по пятидневной учебной неделе с 1 по 4 классы в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-1 1.6

При составлении учебного плана образовательной организации индивидуальные, групповые, факультативные занятия учитываются при определении максимально допустимой аудиторной нагрузки обучающихся согласно СанПиН 2.4.2.2821-10.

Образовательная организация для использования при реализации образовательных программ выбирают:

– учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253);

– учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 14.12.2009 № 729).

В соответствии с требованиями ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно- оздоровительное).

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в ГБОУ ООШ №36. Школа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет ГБОУ ООШ №36. Для развития потенциала лиц, проявивших выдающиеся способности могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Может быть организовано дистанционное образование. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, сформировано с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляться на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

3.1.1. Годовой учебный план начального общего образования

(пятидневная учебная неделя)

Предметные области Учебные предметы Количество часов в год Всего
I II III IV
Обязательная часть
Филология Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык  
Математика и информатика Математика
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Окружающий мир
Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики      
Искусство Музыка
Изобразительное искусство
Технология Технология
Физическая культура Физическая культура
  Итого:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка
Внеурочная деятельность до 330 до 340 до 340 до 340 до 1350

3.1.2. Недельный учебный план начального общего образования

(пятидневная учебная неделя)

Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Всего
I II III IV
Обязательная часть
Филология Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык  
Математика и информатика Математика
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Окружающий мир
Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики      
Искусство Музыка
Изобразительное искусство
Технология Технология
Физическая культура Физическая культура
  Итого:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык          
Максимально допустимая недельная нагрузка

Примечание к пунктам 3.1.1. и 3.1.2.:

Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов. Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательная организация.

Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы. Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано:

– на проведение учебных занятий для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;

– на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

Организация образовательной деятельности по основной образовательной программе начального общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы начального общего образования.

Углубленное изучение отдельных учебных предметов организуется в условиях пятидневной учебной недели (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10). Для реализации образовательной программы, обеспечивающей углубленное изучение учебных предметов, предметных областей, используется 1 час в неделю части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. При этом рекомендуется организовать дополнительное изучение русского языка в рамках внеурочной деятельности.

В I классе образовательных организаций, реализующих образовательную программу, обеспечивающую углубленное изучение отдельных учебных предметов, а также в I-IV классах других образовательных организаций, 1 час в неделю части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, рекомендуется использовать на изучение учебного предмета «Русский язык», «Севастополеведение» (при формировании часов внеурочной деятельности).

В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ). Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся. На основании произведенного выбора формируются учебные группы вне зависимости
от количества обучающихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп из обучающихся нескольких классов или формирование учебных групп из обучающихся нескольких образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия.

Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.

За счет часов регионального компонента учебного плана выделены дополнительные часы для развития содержания учебного предмета «Русский язык язык»

1 класс- 1 час;

2 класс-1час;

3 класс-1 час;

4 класс- 1 час.

В первом классе используется «ступенчатый» режим обучения, в первом полугодии ( сентябрь,октябрь-по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый, январь-май по 4 урока по 45 минут каждый).

Дополнительные недельные каникулы в 1 классе в середине третьей четверти с 08.02.2016 г. по 14.02.2016 г..

Наши рекомендации