Система изучения морфемного состава слов
Под системой изучения языкового материала понимается целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определенной, научно обоснованной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на их основе практических умений (общеречевых, грамматических, словообразовательных, орфографических). Система определяет:
1) место изучения морфемного состава в общей системе изучения программного материала по русскому языку;
2) последовательность работы над понятиями корня, приставки, суффикса, окончания;
3) взаимодействие между изучением морфемного состава слова и его лексического значения;
4) связь работы над формированием навыков правописания морфем с усвоением основ знаний из области словообразования и грамматики.
При построении системы в качестве ведущих выступают следующие положения:
—все морфемы в слове взаимосвязаны;
—значение каждой морфемы раскрывается в составе слова;
—изучение корня, приставки, суффикса и окончания проводится во взаимодействии;
—сущность всех морфем раскрывается в сопоставлении друг с другом;
—в отдельности каждая морфема изучается с семантико-словообразовательной и орфографической сторон.
В системе выделяются четыре этапа:
1-й этап — пропедевтические (предварительные подготовительные) словообразовательные наблюдения (I класс);
2-й этап — знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении (II класс);
3-й этап — изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов и окончаний; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирование навыка правописания корней и приставок (II класс);
4-й этап — углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением частей речи (III класс).
На всех этапах предусматривается систематическая работа над лексическим значением слов, точностью их употребления в речи и
написанием.
Указанная система учитывает лингвистические особенности изучаемого материала, возрастные возможности младших школьников и такие дидактические принципы, как сознательность, преемственность и перспективность обучения. От ознакомления с особенностями всех морфем учащиеся переходят к изучению каждой морфемы в отдельности, а при изучении частей речи создаются условия для углубления знаний о составе слова.
ПРОПЕДЕВТИКА ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Задача пропедевтической работы (I класс) состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической и структурной соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами. Специальному изучению морфемного состава слов предшествуют наблюдения над «родством» слов со стороны их смысла и состава. Наблюдения в I классе органически включаются в содержание изучаемого материала при возникновении необходимости раскрыть смысл слова, объяснить его написание.
Поиски ответа на вопрос: Почему тот или иной предмет так назван? — являются наиболее доступной для первоклассников формой подготовки к пониманию соотносимости однокоренных слов. От выяснения учащимися, почему предмет так назван, можно постепенно перейти к выяснению соотносимости в языке одного слова с другим (учебник— учить, скворец — скворечники т.д.). При выяснении происхождения названия предмета или его признака учащиеся подводятся к установлению общности слов по смыслу и по составу. Все это помогает школьникам понять сущность образования однокоренных слов: одно слово образуется от другого на основе связи между понятиями, которые данные слова
обозначают.
Пропедевтическая работа в I классе подразумевает подготовительные упражнения, которые должны носить целенаправленный и систематический характер. Вместе с тем они не могут занимать много времени на уроке, ни в коем случае не должны проводиться в ущерб усвоению детьми знаний по изучаемой в данное время программной теме. По возможности их надо увязывать с упражнениями по основному материалу урока.
Содержание подготовительных упражнений определяется целями, которые реализуются в результате их выполнения. Цели могут быть следующими:
1) исключить возможность смешения форм одного и того же слова
с однокоренными (родственными) словами; учащиеся часто включают в ряд однокоренных слов формы слова (сосна — сосны — на сосне);
2) предупреждать ошибки в результате смешивания синонимов с однокоренными словами и слов, имеющих омонимичные корни. Нередки случаи, когда учащиеся в ряд однокоренных слов относят слова-синонимы (смотреть — глядеть), а чаще слова с корнями-омонимами (гореть — горевать — горный);
3) воспитывать в детях привычку внимательно относиться к графической форме слова. Они должны в процессе упражнений убедиться, что при письме далеко не всегда можно доверять слуху: очень часто написание слова расходится с его произношением — написание надо проверять;
4) учить детей вслушиваться, вдумываться и всматриваться в
слово, чтобы обнаружить его смысловую связь с другими словами,
близкими по значению, но не одинаковыми, чтобы видеть сходство
и различие в звуковых и графических формах слов, т.е. развивать
в детях языковое чутье.
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ЧАСТЯМИ СЛОВА
Задачи ознакомления с однокоренными словами и морфемами:
—познакомить с особенностями корня, приставки, суффикса и окончания как значащих частей слов;
—приступить к формированию понятия «однокоренные слова»;
—провести наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Формирование понятия «однокоренные слова» связано с усвоением их существенных признаков: 1) семантической общности (имеют что-то общее по смыслу) и 2) структурной общности (наличие общего корня). Поэтому в процессе обучения следует создать условия для осознания учащимися этих признаков. Необходимо развивать у школьников умение соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее. Например: учащиеся сравнивают слова малина, малинник, малиновыйи устанавливают, что их можно объединить в одну группу родственных слов, так как все три слова сходны по смыслу и имеют одинаковую, общую часть. Учащимся необходимо уяснить тот факт, что смысловая общность однокоренных слов создается общностью корня. Именно в корне заключается то общее, что «роднит» однокоренные слова, объединяет их в одну группу слов. Приставки и суффиксы вносят в смысл слова что-то свое; это создает своеобразие лексического значения каждого из однокоренных слов, отличает их друг от друга.
Для развития у детей умения распознавать однокоренные слова по двум их существенным признакам проводится противопоставление однокоренных слов и синонимов (смелый — смелость, смелость — храбрость),а также противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы (гора — горный — горняк, гора — гореть).Противопоставление однокоренных слов и синонимов предупреждает ошибочную ориентировку только на семантическую близость слов. Противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы, позволяет предупредить ошибку, связанную с ориентировкой только на структурную общность.
В русском языке в качестве однокоренных выступают слова, относящиеся к разным частям речи. В связи с этим целесообразно использовать анализ текстов, содержащих однокоренные слова разных частей речи, а также проводить подбор однокоренных слов, отвечающих на вопросы кто? что? какой? что делать? При этом обязательным является сравнение слов в целях установления их сходства и различия со стороны смысла и состава.
Построить на уроке работу по ознакомлению с родственными словами можно следующим образом (фрагмент урока).
1. Учащиеся записывают под диктовку текст: