Система изучения морфемного состава слов

Под системой изучения языкового материала понимается це­ленаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса зна­ний в определенной, научно обоснованной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на их основе практических уме­ний (общеречевых, грамматических, словообразовательных, орфог­рафических). Система определяет:

1) место изучения морфемного состава в общей системе изуче­ния программного материала по русскому языку;

2) последовательность работы над понятиями корня, пристав­ки, суффикса, окончания;

3) взаимодействие между изучением морфемного состава слова и его лексического значения;

4) связь работы над формированием навыков правописания мор­фем с усвоением основ знаний из области словообразования и грам­матики.

При построении системы в качестве ведущих выступают следу­ющие положения:

—все морфемы в слове взаимосвязаны;

—значение каждой морфемы раскрывается в составе слова;

—изучение корня, приставки, суффикса и окончания прово­дится во взаимодействии;

—сущность всех морфем раскрывается в сопоставлении друг с другом;

—в отдельности каждая морфема изучается с семантико-словообразовательной и орфографической сторон.

В системе выделяются четыре этапа:

1-й этап — пропедевтические (предварительные подготовитель­ные) словообразовательные наблюдения (I класс);

2-й этап — знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении (II класс);

3-й этап — изучение специфики и роли в языке корня, при­ставок, суффиксов и окончаний; ознакомление с сущностью мор­фологического принципа правописания; формирование навыка пра­вописания корней и приставок (II класс);

4-й этап — углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением частей речи (III класс).

На всех этапах предусматривается систематическая работа над лексическим значением слов, точностью их употребления в речи и

написанием.

Указанная система учитывает лингвистические особенности изу­чаемого материала, возрастные возможности младших школьников и такие дидактические принципы, как сознательность, преемствен­ность и перспективность обучения. От ознакомления с особеннос­тями всех морфем учащиеся переходят к изучению каждой морфе­мы в отдельности, а при изучении частей речи создаются условия для углубления знаний о составе слова.

ПРОПЕДЕВТИКА ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Задача пропедевтической работы (I класс) состоит в подготов­ке учащихся к пониманию семантической и структурной соотно­симости, которая существует в языке между однокоренными сло­вами. Специальному изучению морфемного состава слов предше­ствуют наблюдения над «родством» слов со стороны их смысла и состава. Наблюдения в I классе органически включаются в содержание изучаемого материала при возникновении необходимости рас­крыть смысл слова, объяснить его написание.

Поиски ответа на вопрос: Почему тот или иной предмет так назван? — являются наиболее доступной для первоклассников фор­мой подготовки к пониманию соотносимости однокоренных слов. От выяснения учащимися, почему предмет так назван, можно по­степенно перейти к выяснению соотносимости в языке одного слова с другим (учебник— учить, скворец — скворечники т.д.). При выяснении происхождения названия предмета или его признака учащиеся подводятся к установлению общности слов по смыслу и по составу. Все это помогает школьникам понять сущность об­разования однокоренных слов: одно слово образуется от другого на основе связи между понятиями, которые данные слова

обозначают.

Пропедевтическая работа в I классе подразумевает подгото­вительные упражнения, которые должны носить целенаправленный и систематический характер. Вместе с тем они не могут занимать много времени на уроке, ни в коем случае не должны прово­диться в ущерб усвоению детьми знаний по изучаемой в данное время программной теме. По возможности их надо увязывать с упражнениями по основному материалу урока.

Содержание подготовительных упражнений определяется це­лями, которые реализуются в результате их выполнения. Цели могут быть следующими:

1) исключить возможность смешения форм одного и того же слова
с однокоренными (родственными) словами; учащиеся часто включают в ряд однокоренных слов формы слова (сосна — сосны — на сосне);

2) предупреждать ошибки в результате смешивания синони­мов с однокоренными словами и слов, имеющих омонимичные корни. Нередки случаи, когда учащиеся в ряд однокоренных слов относят слова-синонимы (смотреть — глядеть), а чаще слова с кор­нями-омонимами (гореть — горевать — горный);

3) воспитывать в детях привычку внимательно относиться к графической форме слова. Они должны в процессе упражнений убедиться, что при письме далеко не всегда можно доверять слуху: очень часто написание слова расходится с его произношением — написание надо проверять;

4) учить детей вслушиваться, вдумываться и всматриваться в
слово, чтобы обнаружить его смысловую связь с другими словами,
близкими по значению, но не одинаковыми, чтобы видеть сходство
и различие в звуковых и графических формах слов, т.е. развивать
в детях языковое чутье.

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ЧАСТЯМИ СЛОВА

Задачи ознакомления с однокоренными словами и морфемами:

—познакомить с особенностями корня, приставки, суффикса и окончания как значащих частей слов;

—приступить к формированию понятия «однокоренные слова»;

—провести наблюдения над единообразным написанием кор­ня в однокоренных словах.

Формирование понятия «однокоренные слова» связано с усвое­нием их существенных признаков: 1) семантической общности (име­ют что-то общее по смыслу) и 2) структурной общности (наличие общего корня). Поэтому в процессе обучения следует создать ус­ловия для осознания учащимися этих признаков. Необходимо раз­вивать у школьников умение соотносить лексическое значение од­нокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее. Например: учащиеся сравнивают слова малина, малинник, малиновыйи уста­навливают, что их можно объединить в одну группу родственных слов, так как все три слова сходны по смыслу и имеют одинако­вую, общую часть. Учащимся необходимо уяснить тот факт, что смысловая общность однокоренных слов создается общностью корня. Именно в корне заключается то общее, что «роднит» однокорен­ные слова, объединяет их в одну группу слов. Приставки и суф­фиксы вносят в смысл слова что-то свое; это создает своеобразие лексического значения каждого из однокоренных слов, отличает их друг от друга.

Для развития у детей умения распознавать однокоренные слова по двум их существенным признакам проводится противопостав­ление однокоренных слов и синонимов (смелый — смелость, сме­лость — храбрость),а также противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы (гора — горный — горняк, гора — гореть).Противопоставление однокоренных слов и сино­нимов предупреждает ошибочную ориентировку только на семан­тическую близость слов. Противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы, позволяет предупредить ошиб­ку, связанную с ориентировкой только на структурную общность.

В русском языке в качестве однокоренных выступают слова, относящиеся к разным частям речи. В связи с этим целесообразно использовать анализ текстов, содержащих однокоренные слова раз­ных частей речи, а также проводить подбор однокоренных слов, отвечающих на вопросы кто? что? какой? что делать? При этом обязательным является сравнение слов в целях установления их сходства и различия со стороны смысла и состава.

Построить на уроке работу по ознакомлению с родственными словами можно следующим образом (фрагмент урока).

1. Учащиеся записывают под диктовку текст:

Наши рекомендации