Т: методика изучения морфемного состава слов
Т: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВ
План:
1. Задачи работы над морфемным составом слов и словообразованием.
2. Система изучения морфемного состава слов.
3. Пропедевтика изучения словообразования.
4. Содержание и методика работы над частями слова.
5. Работа над составом слова в связи с изучением частей речи.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ НАД МОРФЕМНЫМ СОСТАВОМ СЛОВ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ
Тема «Состав слова» является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной.
Трудности возникают из-за того, что усвоение этой темы предполагает наличие достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать факты языка, анализировать их с тем, чтобы самостоятельно и осознанно делать выводы и обобщения.
Эта тема важна по следующим причинам.
1. Школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слов.
2. Учащиеся узнают об основном способе словообразования: новые слова создаются из тех морфем, которые уже существуют в языке, и по тем моделям, которые исторически сложились и закрепились в системе словообразования.
3. Осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи.
4. Упражнения в анализе слов по морфологическому составу и упражнения в словообразовании служат незаменимым средством развития логического мышления и речи.
5.Изучение морфемного состава слова важно для формирования орфографического навыка; только на основе усвоения теоретических знаний по составу слова и на основе анализа слов и способа их образования учащиеся начинают осознавать, почему именно так, а не иначе пишутся слова.
Морфемный состав в качестве самостоятельной темы изучается во IIклассе. В IIIклассе предусматривается совершенствование знаний о составе слова в связи с изучением частей речи. В период изучения темы решаются задачи, имеющие большое значение для усвоения учащимися грамматических знаний и орфографических навыков. Главные из этих задач таковы:
1) в процессе целенаправленных упражнений добиться осознанного усвоения учащимися понятий морфем: корня, приставки, суффикса, окончания;
2) вооружить детей умениями и навыками анализа слов по составу: они должны уметь находить в слове определенную морфему, подбирать к данному слову однокоренные слова с разными приставками и суффиксами, отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов;
3) довести до сознания учащихся сущность морфологического принципа нашей орфографии, который определяет правильное написание абсолютного большинства слов русского языка;
4) научить школьников сознательно пользоваться правилами правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных; развивать орфографическую зоркость; ознакомить с правилами написания приставок, которые пишутся одинаково независимо от произношения; научить отличать приставку от предлога;
5) в процессе словообразовательных и лексических упражнений добиваться обогащения активного словаря учащихся, а проводя упражнения творческого характера, решать задачи развития связной речи.
ПРОПЕДЕВТИКА ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Задача пропедевтической работы (I класс) состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической и структурной соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами. Специальному изучению морфемного состава слов предшествуют наблюдения над «родством» слов со стороны их смысла и состава. Наблюдения в I классе органически включаются в содержание изучаемого материала при возникновении необходимости раскрыть смысл слова, объяснить его написание.
Поиски ответа на вопрос: Почему тот или иной предмет так назван? — являются наиболее доступной для первоклассников формой подготовки к пониманию соотносимости однокоренных слов. От выяснения учащимися, почему предмет так назван, можно постепенно перейти к выяснению соотносимости в языке одного слова с другим (учебник— учить, скворец — скворечники т.д.). При выяснении происхождения названия предмета или его признака учащиеся подводятся к установлению общности слов по смыслу и по составу. Все это помогает школьникам понять сущность образования однокоренных слов: одно слово образуется от другого на основе связи между понятиями, которые данные слова
обозначают.
Пропедевтическая работа в I классе подразумевает подготовительные упражнения, которые должны носить целенаправленный и систематический характер. Вместе с тем они не могут занимать много времени на уроке, ни в коем случае не должны проводиться в ущерб усвоению детьми знаний по изучаемой в данное время программной теме. По возможности их надо увязывать с упражнениями по основному материалу урока.
Содержание подготовительных упражнений определяется целями, которые реализуются в результате их выполнения. Цели могут быть следующими:
1) исключить возможность смешения форм одного и того же слова
с однокоренными (родственными) словами; учащиеся часто включают в ряд однокоренных слов формы слова (сосна — сосны — на сосне);
2) предупреждать ошибки в результате смешивания синонимов с однокоренными словами и слов, имеющих омонимичные корни. Нередки случаи, когда учащиеся в ряд однокоренных слов относят слова-синонимы (смотреть — глядеть), а чаще слова с корнями-омонимами (гореть — горевать — горный);
3) воспитывать в детях привычку внимательно относиться к графической форме слова. Они должны в процессе упражнений убедиться, что при письме далеко не всегда можно доверять слуху: очень часто написание слова расходится с его произношением — написание надо проверять;
4) учить детей вслушиваться, вдумываться и всматриваться в
слово, чтобы обнаружить его смысловую связь с другими словами,
близкими по значению, но не одинаковыми, чтобы видеть сходство
и различие в звуковых и графических формах слов, т.е. развивать
в детях языковое чутье.
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ЧАСТЯМИ СЛОВА
Задачи ознакомления с однокоренными словами и морфемами:
—познакомить с особенностями корня, приставки, суффикса и окончания как значащих частей слов;
—приступить к формированию понятия «однокоренные слова»;
—провести наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Формирование понятия «однокоренные слова» связано с усвоением их существенных признаков: 1) семантической общности (имеют что-то общее по смыслу) и 2) структурной общности (наличие общего корня). Поэтому в процессе обучения следует создать условия для осознания учащимися этих признаков. Необходимо развивать у школьников умение соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее. Например: учащиеся сравнивают слова малина, малинник, малиновыйи устанавливают, что их можно объединить в одну группу родственных слов, так как все три слова сходны по смыслу и имеют одинаковую, общую часть. Учащимся необходимо уяснить тот факт, что смысловая общность однокоренных слов создается общностью корня. Именно в корне заключается то общее, что «роднит» однокоренные слова, объединяет их в одну группу слов. Приставки и суффиксы вносят в смысл слова что-то свое; это создает своеобразие лексического значения каждого из однокоренных слов, отличает их друг от друга.
Для развития у детей умения распознавать однокоренные слова по двум их существенным признакам проводится противопоставление однокоренных слов и синонимов (смелый — смелость, смелость — храбрость),а также противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы (гора — горный — горняк, гора — гореть).Противопоставление однокоренных слов и синонимов предупреждает ошибочную ориентировку только на семантическую близость слов. Противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы, позволяет предупредить ошибку, связанную с ориентировкой только на структурную общность.
В русском языке в качестве однокоренных выступают слова, относящиеся к разным частям речи. В связи с этим целесообразно использовать анализ текстов, содержащих однокоренные слова разных частей речи, а также проводить подбор однокоренных слов, отвечающих на вопросы кто? что? какой? что делать? При этом обязательным является сравнение слов в целях установления их сходства и различия со стороны смысла и состава.
Построить на уроке работу по ознакомлению с родственными словами можно следующим образом (фрагмент урока).
1. Учащиеся записывают под диктовку текст:
Водитель
Водит
— Выделите общую часть этих слов:
Водитель
Водит
3. Формулировка вывода: слова, которые имеют общую
часть и сходны по смыслу, называются родственными.
4. Первичное закрепление.
— Почему слово водникне является родственным словам
водительи водит ?
— Подберите к нему родственные слова:
вода
водичка
водяной
— Выделите общую часть.
В результате изучения морфемного состава слов решаются следующие задачи:
— формирование понятий: «корень», «приставка», «суффикс»
и «окончание»;
—развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом;
—формирование навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов, а также навыка слитного и графически верного написания приставок;
—развитие умения осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами.
Особенности изучения корня.При формировании понятия «корень» младшие школьники ориентируются на три признака корня, которые в обобщенном виде можно представить в следующей формулировке: «Корень — главная часть слова, которая является общей для всех однокоренных слов. В корне заключается общий смысл всех однокоренных слов». Главное положение, определяющее в целом методику работы над корнем, — это показ корня как основы лексического значения слова и усвоение данного понятия как общей части родственных слов, в которой заключена общность их семантики.
Понятие «корень» вводится на основе установления смысловой взаимосвязи между однокоренными словами, взятыми для наблюдения. После этого слова сравниваются, выделяется корень и на основе обобщения делается вывод, который затем анализируется с целью выяснить, насколько глубоко поняли его учащиеся. Работу на уроке по ознакомлению с корнем можно построить следующим образом (фрагмент урока).
1. Подбор родственных слов к слову дом:
Дом
Домик
Домовой
2. Выделение общей части в родственных словах:
Дом
Домик
Домовой
— Общая часть родственных слов в грамматике называется корнем, то есть корень— это общая часть близких
по смыслу слов. Если нужно выделить корень на письме, то
над ним ставят значок .
3. Первичное закрепление.
—Можно ли находить корень, имея перед глазами или в уме только одно слово?
—Почему нельзя ?
– Какими должны быть слова, в которых находим корень ?
4. Осознание алгоритма определения корня слова.
—Надо найти корень в слове ученик.
—Что такое корень ?
—Подберем близкие по смыслу слова:
Ученик
Учить
Ученье
—Сравним слова и найдем общую часть (корень).
—Итак, что надо сделать, чтобы найти в слове корень?
5. Формулировка вывода.
Чтобы найти корень, надо:
1) подобрать родственные слова;
2) сравнить их;
3) выделить общую для них часть.
. Работа над формулировкой, данной в учебнике:
—Прочитайте правило в учебнике.
—Как по-другому названы в учебнике родственные слова ?
—Что означает название «однокоренные» ?
7. Упражнения для закрепления вывода о выделении корня.
Работа над корнем не ограничивается двумя-тремя уроками, специально отведенными на эту тему. Наблюдения над корнем органически входят в содержание уроков, на которых изучаются другие морфемы, и позднее словообразовательные упражнения включаются в изучение частей речи.
Особенности изучения окончания. Методика работы над каждой из морфем имеет свои особенности, поскольку их лингвистическая сущность специфична. Особым своеобразием отличается формирование понятия «окончание», для которого ведущей является грамматическая функция.
Трудность усвоения окончания младшими школьниками обусловлена тем, что окончание является внешним средством выражения грамматических значений слов. Не зная грамматических значений слов, учащиеся, естественно, не могут осознать и функции окончания.
Изучение окончания начинается с раскрытия двух его признаков. Надо раскрыть как формальный признак (изменяемая часть слова), так и синтаксическую роль (служит для связи слова с другими словами) окончания. Сделать это можно следующим образом (фрагмент урока).
1. Комментируемая запись текста.
Книга
Мороз
Смысловая связь однокоренных слов установлена в самом предложении.
4. Путем сравнения однокоренных слов выясняется, что в слове морозытолько корень и окончание, а в слове заморозкикроме корня и окончания есть другие части слова: одна (за-) стоит перед корнем, другая (-к-) — после корня.
5. Учитель сообщает, что часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой, а часть, стоящая после корня, перед окончанием, — суффиксом (термины записываются и проговариваются).
6. Сравнивается смысл слов морозыи заморозки,чтобы выяснить, для чего служат приставки и суффиксы.
7. Работа над формулировками, данными в учебнике.
8. Упражнения для закрепления.
Словообразующая роль суффиксов очевиднее, а потому доступнее, чем словообразующая роль приставок. Достаточно предложить детям образовать новые слова с помощью суффикса -ник-от слов печь, огород, лыжи,чтобы учащиеся поняли, что данный суффикс изменяет значение того слова, от которого образуется новое.
Чтобы словообразующая роль приставок была лучше понята и усвоена сознательно, необходимо иллюстрировать, когда это возможно, значение приставок в слове. Например, от слова ходитс приставками вы-, в-, от-, под-,об- образовать новые слова и показать значение приставок при помощи действий и графически:
| ||||||||||||
|
|
|
| |||||||||
Надо добиваться, чтобы учащиеся усвоили приставки в сочетании не только с глаголами, но и с прилагательными и существительными.
Осознанию учащимися роли суффикса способствует также сопоставление суффикса с приставкой и окончанием. Суффикс сравнивают с приставкой, чтобы установить, в чем их сходство (словообразовательная роль) и в чем различие (место в слове). Суффикс сравнивают с окончанием в целях предотвращения их отождествления. Сравнение проводится на основе выяснения словообразовательной роли суффикса и формообразовательной роли окончания.
Для осознания словообразовательной роли приставок и суффиксов в единстве с их смысловым значением результативными являются следующие упражнения.
1. Сравнить или образовать однокоренные слова, семантическое различие между которыми обусловлено различными приставками или суффиксами. Например, от слова ходитьобразовать новые слова, используя приставки в-, от-, вы-. Сравнить полученные слова по смыслу и по составу. Выяснить, в чем их сходство. Какая часть слова делает их разными по смыслу? Составить с этими словами предложения. Такие упражнения нацелены на развитие у детей умения абстрагировать смысловое значение приставки или суффикса от значения, которое заключено в корне.
2. Сравнить или образовать различные по своему лексическому значению слова при помощи одной и той же приставки (суффикса) и различных корней. Например, образовать слова при помощи приставки вы- от корней -ход-, -бег-.Сравнить полученные слова и установить, чем они сходны по смыслу, какая часть слова передает действие, направленное вовне.
В начальных классах проводится также работа над формированием навыка слитного и графически правильного написания приставок. Отрабатывается написание таких приставок, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения: о-, об-, от-, по-, до-, за-, над-, на-, под-, в-; во-, пере-.Дети лучше запоминают графический образ приставок, если проводится их классификация (приставки с буквой о, приставки с буквой аи т.д.).
Учащиеся начальных классов в процессе систематических и целенаправленных упражнений должны научиться разбирать слова по составу (т.е. производить морфемный анализ).
В период изучения темы «Состав слова» необходимо уделять особое внимание тому, чтобы учащиеся усвоили признаки морфем и приемы их выделения.
1. Окончание — изменяемая часть слова. Оно является средством выражения грамматических значений числа, рода, падежа, лица. Младшие школьники раньше, чем с другими формами слова, знакомятся с формой числа. Поэтому второклассники для выделения окончания в слове пользуются операцией изменения слова по числам. Позднее для распознавания окончания в именах прилагательных используется изменение слов по родам, в IIIклассе — склонение имен существительных и имен прилагательных, спряжение глаголов.
2. Корень — общая часть однокоренных слов. Для его вычленения необходимы операции, включающие подбор однокоренных слов, их сравнение в целях распознавания общей части. При этом важно предлагать учащимся подбирать слова с приставками и без них.
3. Приставка — часть слова, стоящая перед корнем. В связи с этим необходим подбор однокоренных слов с приставками и без них, сравнение этих слов и вычленение части, которая стоит перед корнем.
4. Суффикс — часть слова, служащая для образования новых слов. На начальных этапах выделение суффикса проводится под руководством учителя. Для самостоятельного анализа слово дается, только если подобная модель словообразования уже встречалась.
Относительно порядка морфемного разбора единого мнения в методической литературе нет. Один вариант рекомендует такой порядок: корень, приставка, суффикс, окончание. Согласно другому варианту предлагается начинать разбор с выделения окончания (что одновременно ведет к выделению основы слова), затем корня, приставки и суффикса. В любом случае операции по вычленению морфем слова выполняются в определенной последовательности. Программа действий составляется вместе с учащимися, что способствует ее сознательному применению. Разбор начинается с выяснения, какой частью речи является слово. Затем используется:
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ
Вопросы и задания к теме:
Т: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВ
План:
1. Задачи работы над морфемным составом слов и словообразованием.
2. Система изучения морфемного состава слов.
3. Пропедевтика изучения словообразования.
4. Содержание и методика работы над частями слова.
5. Работа над составом слова в связи с изучением частей речи.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ НАД МОРФЕМНЫМ СОСТАВОМ СЛОВ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ
Тема «Состав слова» является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной.
Трудности возникают из-за того, что усвоение этой темы предполагает наличие достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать факты языка, анализировать их с тем, чтобы самостоятельно и осознанно делать выводы и обобщения.
Эта тема важна по следующим причинам.
1. Школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слов.
2. Учащиеся узнают об основном способе словообразования: новые слова создаются из тех морфем, которые уже существуют в языке, и по тем моделям, которые исторически сложились и закрепились в системе словообразования.
3. Осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи.
4. Упражнения в анализе слов по морфологическому составу и упражнения в словообразовании служат незаменимым средством развития логического мышления и речи.
5.Изучение морфемного состава слова важно для формирования орфографического навыка; только на основе усвоения теоретических знаний по составу слова и на основе анализа слов и способа их образования учащиеся начинают осознавать, почему именно так, а не иначе пишутся слова.
Морфемный состав в качестве самостоятельной темы изучается во IIклассе. В IIIклассе предусматривается совершенствование знаний о составе слова в связи с изучением частей речи. В период изучения темы решаются задачи, имеющие большое значение для усвоения учащимися грамматических знаний и орфографических навыков. Главные из этих задач таковы:
1) в процессе целенаправленных упражнений добиться осознанного усвоения учащимися понятий морфем: корня, приставки, суффикса, окончания;
2) вооружить детей умениями и навыками анализа слов по составу: они должны уметь находить в слове определенную морфему, подбирать к данному слову однокоренные слова с разными приставками и суффиксами, отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов;
3) довести до сознания учащихся сущность морфологического принципа нашей орфографии, который определяет правильное написание абсолютного большинства слов русского языка;
4) научить школьников сознательно пользоваться правилами правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных; развивать орфографическую зоркость; ознакомить с правилами написания приставок, которые пишутся одинаково независимо от произношения; научить отличать приставку от предлога;
5) в процессе словообразовательных и лексических упражнений добиваться обогащения активного словаря учащихся, а проводя упражнения творческого характера, решать задачи развития связной речи.