Основные компоненты профессиональной компетентности преподавателя вуза
Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста. Многочисленные исследования и наблюдения показывают, что качество высшего образования, прежде всего, зависит от качеств и компетенций преподавателя. Для того чтобы преподаватель мог успешно выполнять свои обязанности, он должен не только глубоко знать свою науку, постоянно следить за ее развитием, но и хорошо владеть определенной суммой психолого-педагогических знаний, методикой преподавания, постоянно совершенствовать способы обучения и воспитания, обладать значительной общей культурой и высокими моральными качествами. Только при этом деятельность преподавателя может быть высокоэффективной и приводить к максимальному результату.
Профессиональная педагогическая деятельность существенно отличается от всех других видов деятельности, относится к социальной деятельности и является одновременно преобразующей и управляющей, и направлена на формирование другого человека. Профессиональная педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на формирование личности, профессиональную подготовку и воспитание будущего специалиста. Это определяет ее роль и место в общей системе социальной деятельности человека.
Компетентность – способность человека осуществлять конкретную профессиональную деятельность в рамках принятых стандартов, требующая наличия соответствующих установок, знаний, умений, навыков, опыта деятельности. Компетентность говорит об уровне владения человеком технологиями профессиональной деятельности, а также о наличии соответствующих этой деятельности качеств личности внепредметного характера (ответственности, самостоятельности и др.).
Профессиональная компетентность – это та вершина, к которой стремится каждый специалист. Профессиональная компетентность педагога – главный инструмент личности преподавателя и его имиджа. А.К.Маркова считает, что профессионально компетентным является труд преподавателя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, общение, реализуется личность педагога, и при этом достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся.
Профессионально-педагогическая компетентность отражает готовность и способность человека профессионально выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в обществе на настоящий момент образовательными нормативами и стандартами, требующая наличия соответствующих установок, знаний, умений, навыков, опыта деятельности, относящихся к соответствующей предметно-содержательной сфере, а также профессиональной позиции, индивидуально-психологических способностей и особенностей (качества), акмеологических инвариантов, выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Знание - преимущественно логическая информация об окружающем и внутреннем мире человека, зафиксированная в его сознании.
Умение - психическое образование, заключающееся в освоении человеком, группой, коллективом определенных приемов, способов, навыков деятельности.
Педагогическое умение — это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Такое понимание сущности педагогических умений подчеркивает ведущую роль теоретических знаний в формировании практической готовности будущих учителей, единство теоретической и практической подготовки, многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивного до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий.
Навык - действие, сформированное путем многократного повторения и доведенное до автоматизма, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Формирование навыков протекает в соответствии с рядом законов (закон изменения скорости в развитии навыка, закон плато в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.)
Профессиональная позиция специалиста предстает как система сформировавшихся установок и ориентации, отношений и оценок внутреннего и окружающего опыта, реальности и перспектив, а также собственные притязания, которые определяют характер действий, поведения, место и роль в служебной деятельности и повседневной жизни. Ключевое значение формировании профессиональной позиции имеет направленность человека, которая представляет собой психическое свойство, объединяющее систему потребностей-доминант, ценностей, устремлений, преобладающих систем смыслообразующих мотивов, закрепленных в жизненных целях, установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активном труде по их достижению.
Индивидуально-психологические особенности человека как устойчивое сочетание различных структурно-функциональных компонентов психики предопределяют его индивидуальность, стиль деятельности, поведения и воплощаются в конкретных качествах.
По мнению Э.Ф. Зеера и О.Н. Шахматовой, в состав ключевых квалификаций педагога высшей школы, нацеленного на личностно ориентированное обучение, должны входить:
· действенный педагогический гуманизм - присоединение к эмоциональному состоянию учащихся, сопереживание и оказание помощи в преодолении негативных эмоций и субъективных трудностей;
· поливалентная профессионально-технологическая компетентность - социально-экономические и правовые знания, общепрофессиональные знания и умения в области измерения, диагностики, информатики, гигиены и охраны труда;
· социально-коммуникативная компетентность - знания, умения и способности, обеспечивающие личностно ориентированное общение и педагогическую фасилитацию;
· социальный интеллект - способность, определяющая продуктивность взаимодействия с учащимися, а также регулирующая познавательные процессы, связанные с отражением социально-психологических отношений;
· сверхнормативная профессионально-педагогическая активность - готовность и потребность в инновационной деятельности, проявление творческой инициативы, превышение нормативных профессиональных функций и должностных обязанностей;
· социально-психологическая толерантность - терпимость к подростковому образу жизни и поведению, этническим особенностям; эмоциональная устойчивость и самообладание;
· педагогическая рефлексия - качество, позволяющее анализировать собственные поступки, знать самого себя и понимать, как учащиеся отражают личностные реакции и когнитивные представления педагога;
· организованность - способность организовать свою деятельность, профессионально-образовательный процесс и учебную деятельность учащихся; выражается также в самостоятельности, требовательности и волевом самоконтроле;
· социальная ответственность - способность к осуществлению самоконтроля и контроля за взаимодействием с учащимися, прогнозирование и коррекция профессионального становления учащихся;
· сенсомоторные способности - психофизиологические свойства, обеспечивающие продуктивное (качественное и производительное) выполнение производственно-технологических действий и операций [31, 32].
Как показывает опыт, эти квалификации наиболее отчетливо выражены у профессионально успешных педагогов. Утверждение личностно ориентированных технологий обучения в вузовском образовании - это реалии и неизбежность сегодняшнего дня. А раз так, то востребованными становятся педагоги-фасилитаторы и инноваторы. Ключевые квалификации детерминируют готовность педагогов к творческой педагогической деятельности. Объективными факторами, позволяющими достичь вершин профессионализма, могут служить, во-первых, система переподготовки и курсы повышения квалификации, а во-вторых, вовлечение педагогов в инновационную деятельность на факультете.
Эти два фактора должны помочь преподавателям:
· найти новые оценки своей деятельности и изменить взгляды на свою профессию;
· дать инструмент для этого, то есть технологию, и обучить способам трансформации своих общих способностей в педагогические и творческие;
· помочь преподавателям преодолеть узкое, просветительское понимание ими своих функций, то есть преодолеть собственную функциональную неграмотность.
Вопросы для самоконтроля
1.В чем проявляются субъектные свойства преподавателя вуза?
2.Каковы психологические особенности педагогической деятельности преподавателя вуза?
3.Что детерминирует изменений функций преподавателя вуза?
4.Каковы структурные компоненты педагогической деятельности преподавателя вуза?
5.Как связана профессиональная компетентность преподавателя вуза и его педагогическое мастерство?
6.Какова взаимосвязь между компонентами профессиональной компетентности преподавателя вуза?
7.В чем заключается и как проявляется творческий потенциал преподавателя вуза?
8.Существуют ли барьеры и трудности в профессиональном творчестве педагога?