Лекция как метод и ведущая форма обучения в вузе
В жизни современной высшей школы лекцию часто называют горячей точкой. Основная дидактическая цель ее — формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.
Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Слово «лекция» имеет в основе латинское слово lectio — чтение. Лекции появились еще в Древней Греции, получив свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века.
С развитием печатного дела и распространением книги лекция не утратила своего значения для высшего образования.
Широко применялась лекция в первых университетах России. Яркие страницы в развитие лекционной формы обучения вписал основатель первого в России университета М. В. Ломоносов, по достоинству ценивший значение живого слова преподавателя. Он считал необходимым систематически и настойчиво учиться «красноречию», под которым разумел «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем приклонять других к своему об оной мнению», и поэтому советовал «разум свой острить через беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одни правила и чтение авторов».
С середины XIX в. по мере роста научных и технических знаний, развития производства стала ощущаться потребность введения в университетах практических занятий, стимулирующих самостоятельность и активность студентов. Взгляд на лекцию стал изменяться. Начали раздаваться голоса за сокращение лекций, поскольку основное назначение их — вводить студента в соответствующую область знаний и готовить их к самостоятельному изучению материала по книгам.
В доводах противников лекций, несомненно, есть доля истины. Вместе с тем опыт высшей школы показал, что отказ от лекций может привести лишь к снижению научного уровня подготовки студентов, нарушению системности и равномерности в их работе в течение семестра. Поэтому лекция продолжает оставаться в настоящее время ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные недостатки в значительной мере могут быть преодолены при правильной методике и рациональном построении всего лекционного курса.
В учебном процессе высшей школы складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения студентов не может быть заменена никакой другой. Так, при отсутствии учебников и учебных пособий чаще всего по новым, складывающимся курсам лекция выполняет функцию основного источника учебной информации. Эту же функцию выполняет лекция в тех случаях, когда новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в учебниках или изложен в устаревшей трактовке. Некоторые, разделы и темы курсов особенно трудны для самостоятельного изучения по учебникам и учебным пособиям и требуют методической переработки, которую и осуществляет лектор. В случаях, когда по основным проблемам курса в пособиях и научных статьях излагаются спорные и разноречивые концепции, лекция необходима, чтобы дать объективную оценку различных подходов и трактовок.
Наконец, лекция ничем не заменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие на студентов с целью убедить, повлиять на формирование их взглядов; можно смело утверждать, что лекция, прочитанная лектором без интереса, не может оказать сколько-нибудь ощутимого влияния на студентов.
Лектор высшей школы не может забывать, что студентам, особенно младших курсов, свойственна известная «приподнятость», оптимистичность настроения, жажда знаний соединена в них со стремлением к ярким краскам и образам. Разумеется, эмоциональная окраска лекции должна естественно сочетаться с глубоко научным содержанием, это и создает в конечном итоге гармонию мысли, слова и настроения слушателей. Опыт показывает, что для студенческой молодежи привлекательно содержание лекций, окрашенных в яркие тона. И это касается как предметов общественного, гуманитарного цикла, так и естественных дисциплин.
Хорошая вузовская лекция — это творческое общение лектора с аудиторией, эффект такого общения, как правило, в познавательном и эмоциональном отношении выше, чем чтение студентами соответствующего текста. В лекции есть особые, присущие только ей качества, которые могут оказывать сильнейшее, неповторимое влияние на слушателей. Кроме того, нельзя не подчеркнуть, что лекции являются весьма экономным способом получения в обобщенном виде основ знаний, ориентировки в учебном материале.
Сообщаемый на лекции новый учебный материал хорошо осваивается студентами, если он активизирует мыслительную деятельность. Поэтому главное в лекции — вызвать активное внимание слушателей, движение их мысли вслед за мыслью лектора.
По силе впечатления, общего воздействия на студентов лекционный способ передачи учебного материала пока все еще незаменим никаким другим методом в силу воздействия личности лектора, его контакта с аудиторией. От преподавателя зависит, чтобы в лекции были с возможной полнотой использованы все потенциальные возможности этой ведущей формы организации познавательной деятельности студентов, приобщения их к системе научного мышления и кнаучной школе лектора.
Некоторые преподаватели считают, что дидактика чтения лекций в вузе заключается в том, чтобы знать хорошо свой предмет и ясно его излагать. Следует заметить, что само требование «ясности изложения» является сложной педагогической проблемой. Ясность в преподавании может быть достигнута при соблюдении необходимых условий, и важнейшими среди них выступают сознательность и активность учащихся, наглядность и последовательность в процессе преподавания, твердость усвоения учебного материала и т. п.
Лекции по своей структуре могут отличаться друг от друга в зависимости от содержания и характера излагаемого материала. Однако всегда полезно придерживаться некоторых общих методических положений. Прежде всего это сообщение слушателям плана лекции, строгое следование которому затем является обязательным. В план обычно включаются наименования основных узловых вопросов лекции, которые впоследствии могут быть использованы при составлении экзаменационных билетов.
Полезно напомнить студентам вопросы, которые рассматривались на прошлых лекциях, связать их с новым материалом, указать на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук. Дальнейшее раскрытие темы лектора может осуществлять как на ряде примеров, фактов, постепенно подводя слушателя к научным выводам, т. е. следуя индуктивным путем, так и дедуктивно, т. е., начиная с разъяснения и истолкования общего положения с последующим показом возможности его приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его интонацией и повторением. В конце всей лекции полезно подвести итог тому, что студенты узнали на данной лекции.
Специфические требования предъявляются - к каждому виду вузовской лекции. Так, лекции вводного характера должны ознакомить студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин, изучаемых будущими специалистами, содержать краткий обзор курса. Лектор в такой лекции не только определяет предмет и метод излагаемой науки, но и ставит научные проблемы,- выдвигает гипотезы, намечает перспективы развития науки и выходы в практику. Очень важно именно во вводной лекции связать теоретический материал с общественной практикой, с личным опытом студентов и практикой их будущей работы, назвать имена в истории науки, своеобразные вехи ее развития, ограничить данную науку, в то же время указать на связь ее с другими, смежными.
В вводной лекции целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом: дать характеристику учебника и учебных пособий, рекомендуемых к курсу, ознакомить выборочно со списком обязательной литературы, рассказать об экзаменационных требованиях и других видах занятий, которые будут дополнять курс. Такое введение помогает студентам представить общее содержание и структуру курса, ориентирует их на. систематическую работу над лекциями и специальной литературой, знакомит с методами работы над курсом.
Обзорно-повторительные лекции, читаемые в конце раздела или всего курса, должны отражать основное содержание всех теоретических положений, составляющих научно-понятийную основу данного курса, исключая второстепенный материал и детализации.
Обзорная лекция — это не краткий конспект основных положений прочитанного лекционного курса, а систематизация знаний на более высоком уровне. Психология обучения показывает, что материал, четко оформленный в виде системы, запоминается лучше и допускает более широкий перенос на новые ситуации, чем сумма тех же фактов, поданных несистемно. В обзорной лекции полезно выделить и четко рассмотреть особо трудные и сложные вопросы, включенные в экзаменационные билеты.
Важнейшая задача для вузовского лектора — эффективная организация работы студента на лекции, в основе которой лежит активный процесс, включающий слушание, понимание, осмысление материала и преобразование полученной информации в форму краткой записи, помогающей быстро восстановить основное содержание прослушанной лекции.
Вузовский преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты записывают основные положения его лекции, это помогает им внимательно слушать, лучше запоминать и иметь на руках некоторые опорные вехи, облегчающие последующую самостоятельную работу по учебнику при подготовке к семинарскому или практическому занятию, затем к экзамену. Чтобы запись велась осмысленно, т. е. студенты не только понимали что говорит лектор, но и успевали каждое сказанное положение обработать, сочетая слушание лекции с ведением записей, требуется помощь преподавателя. Это и акцентированное изложение материала лекции, т. е. выделение темпом, голосом, интонацией, повторением более важной, существенной информации, и использование пауз, применение иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий, а также в случае необходимости предварительное обучение методике записи лекций, правильному графическому расположению и оформлению записи: вычленению абзацев, подчеркиванию главных мыслей, ключевых слов, заключению выводов в рамки и т. п.
Во многих случаях возникает необходимость оценить качество лекции. Специально выделенные для оценки вопросы могут помочь преподавателю самому дать оценку своей лекции как в целях ее совершенствования, так и в отдельных случаях для выявления причин потери интереса слушателей. Подобные вопросы полезны и в качестве плана обсуждения открытых лекций, позволяя дать оценку содержанию лекции, методике ее чтения и мастерству лектора. Ряд таких узловых моментов, которые могут составить канву для оценивания подготавливаемой или прочитанной лекции, выделила Т. А. Ильина.
Содержание лекции. Научность, соответствие современному уровню развития науки. Активизация мышления, проблемность — проблемное начало лекций, выдвижение проблемных вопросов и показ противоречий по ходу- лекции; ознакомление с историей научного поиска; показ различных концепций и точек зрения; выдвижение проблем для самостоятельного исследования и т. д. Связь с жизнью, показ практической значимости областей применения на практике. Содержание лекции и содержание учебника — излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы; дается ли задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику и т. д. Указание на связь с предыдущими лекциями и с последующими темами или разделами курса, внутрипредметные связи. Указание на связь с другими курсами — межпредметные связи.
Методика чтения лекций. Четкая структура лекции и логика изложения — наличие плана, строгое следование ему, отклонение от плана и т. п. Сообщение литературы к теме — в начале лекции, по ее ходу или в конце; дается обязательная и дополнительная литература или только обязательная; оценка правильности выбора рекомендованной литературы и т. п. Доступность и разъясненность всех новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов. Использование приемов закрепления — повторение, вопросы на проверку понимания, усвоения и т. п.; подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции и т. п. Использование наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО). Применение лектором опорных материалов при чтении лекции — текст, конспект, отдельные записи, свободное чтение без опорных материалов и т. п.
Руководство работой студентов. Требование вести запись и контроль за выполнением этого требования. Обучение студентов методике ведения записей, оказание им помощи в этом — изменение темпа, медленный темп при выделении материала, подлежащего записыванию, паузы для записи, вычерчивания графиков и т. п. Просмотр конспектов лекций — во время, после лекции, на семинарских или практических занятиях. Использование приемов поддержания внимания — риторические вопросы, шутки, экскурсы в смежные области, замечания. Разрешение задавать вопросы лектору — в процессе лекции, после лекции, в письменной форме, устно и т. п.
Лекторские данные. Знание предмета. Эмоциональность. Голос, дикция. Ясность, правильность речи. Внешний вид. Умение держаться перед аудиторией. Умение видеть и чувствовать аудиторию, устанавливать с ней контакт.
Результаты лекции. Информационная ценность лекции. Воспитательное воздействие. Достижение дидактических целей.
Вопросы для самоконтроля.
1.Каковы общие характеристики методов обучения в вузе?
2.Почему существуют различные классификации методов обучения в вузе?
3.Чем определяется использование инновационных методов обучения?
4.Какие методы относятся к методам контекстного обучения?
5.Каковы основные функции лекции в вузе?
6.Как развивается лекционная форма в условиях информатизации обучения?
7.Каковы критерии и признаки развития практических занятий в вузе?
8.В чем заключаются психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия преподавателя и студентов на различных видах занятиях?