Общая характеристика педагогического процесса
Педагогический процесс– специально организованный, позитивно-результативный образовательный процесс, в котором педагогическое взаимодействие субъектов осуществляется в целостном сочетании процессов воспитания, обучения, развития.
Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.
Категория «воспитание» - одна из основных в педагогике.
Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется еще в более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание трудолюбия, честности, познавательной активности и т.д.).
Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем развития общества и государства.
На ранних стадиях развития человечества воспитание осуществлялось в процессе участия детей в жизни взрослых (производственной, общественной, игровой, ритуальной). Оно ограничивалось усвоением жизненно-практического опыта и житейских правил, передававшихся из поколения в поколение.
С усложнением труда и жизнедеятельности увеличился объем знаний, умений, навыков, которые должен был усвоить человек. Это привело к выделению воспитания в особую сферу общественной жизни. Все более важную роль начинает играть систематическое обучение, основная функция которого заключалась в отборе системы знаний и их целенаправленной передаче.
Обучение – процесс непосредственной передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и обучаемого. Как процесс обучение включает в себя две части:
-преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности
-учение, как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
В педагогическом процессе происходит развитие личности.
Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физического и духовного начала человека. Способность к развитию – важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу на данном этапе развития.
Функции педагогического процесса – назначение, ради которых возник и существует организованный и целенаправленный педагогический процесс.
Выделяются следующие основные функции педагогического процесса:
Образовательные функции, которые реализуются через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей.
Воспитывающие функции, заключающиеся в формировании системы ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения. Ценностные ориентации – избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении)
Развивающие функции, представляющие собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интересов, способностей и др.
Основные функции педагогического процесса глубоко взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Поэтому при их характеристике необходимо выделять главную, сущностную функцию и на этой основе отличать ее от других функций.
Целостность педагогического процесса рассматривается и внутри подсистемы, например в образовательном учреждении, где все его компоненты проникнуты единством, цельностью.