Тема 2.4. Межведомственное информационное взаимодействие экстренных оперативных служб в рамках функционирования системы-112. Комплексное реагирование.
Тема 2.4. Межведомственное информационное взаимодействие экстренных оперативных служб в рамках функционирования системы-112. Комплексное реагирование.
Назначение, цели и задачи, участники осуществления информационного взаимодействия экстренных оперативных служб в рамках системы-112. Состав информации и порядок информационного взаимодействия при обработке входящих вызовов.
Взаимодействие определяется как совместная, систематическая, согласованная деятельность экстренных оперативных служб (далее – ЭОС) на территории субъекта Российской Федерации (Республика Карелия).
Взаимодействие распространяется на все дежурно-диспетчерские службы (далее - ДДС) экстренных оперативных служб, участвующих в информационном взаимодействии, а также на другие организации по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее – ОИВ субъекта РФ).
Информационное взаимодействие ДДС ЭОС в рамках системы-112 осуществляется с использованием комплексов средств автоматизации (КСА) системы-112 субъекта РФ, имеющих единое программное обеспечение, информационное пространство и объединенных в единую сеть. КСА сопрягаются с имеющимися автоматизированными системами взаимодействующих ДДС ЭОС.
Целью осуществления информационного взаимодействия ЭОС в рамках системы-112 является повышение оперативности реагирования ЭОС на вызовы, поступающие по единому номеру "112", в том числе при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации (далее - ЧС).
Для достижения поставленной цели при информационном взаимодействии ЭОС в рамках системы-112 решаются следующие задачи:
- определение состава информации и типов перенаправляемых вызовов при информационном взаимодействии ЭОС;
- организация направления информации о вызовах (сообщениях о происшествиях), в дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;
- организация предоставления оперативной информации о результатах реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях);
- проведение всестороннего анализа поступающей информации о происшествиях;
- регистрация всех входящих и исходящих вызовов (сообщений о происшествиях) по номеру "112";
ведение единой базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале, завершении и об основных результатах экстренного реагирования на полученные вызовы (сообщения о происшествиях);
обеспечение совместимости информационных ресурсов ЭОС в рамках системы-112.
Участниками информационного взаимодействия являются ЭОС, перечень которых определяется Правительством РФ, в том числе:
- служба пожарной охраны;
- служба реагирования в чрезвычайных ситуациях;
- служба полиции;
- служба скорой медицинской помощи;
- аварийная служба газовой сети;
- служба "Антитеррор".
Участниками информационного взаимодействия в рамках системы- 112 по решению ОИВ субъекта РФ, могут стать и другие организации, которым необходимо обеспечить информационное взаимодействие с системой-112.
ЕДДС является координирующим органом по вопросам информационного обмена для всех ДДС экстренных оперативных служб при решении задач системы-112.
Обмен информацией между ЭОС осуществляется с установленной периодичностью или незамедлительно, в соответствии с настоящим Положением и на основании заключенных Соглашений. Соответственно, информация, передаваемая между ЭОС в рамках системы-112, делится на оперативную и периодическую.
К оперативной информации относится информация о вызовах ЭОС по единому номеру "112", в том числе:
- обращения граждан;
- экстренные уведомления и оповещения о прогнозе и факте ЧС, информация по экстренному управлению силами и средствами, ликвидации последствий ЧС;
- срочная информация о развитии обстановки при ЧС и происшествиях и о ходе работ по их ликвидации;
- информация о результатах реагирования ДДС на вызовы экстренных оперативных служб в рамках системы-112;
- информация подсистемы мониторинга;
- информация о состоянии сил и средств ДДС;
- справочная и прогнозная информация.
К периодической информации относятся:
- статистическая информация о результатах реагирования ДДС на вызовы экстренных оперативных служб в рамках системы-112;
- статистическая информация о результатах ликвидации ЧС, материальном ущербе;
- информация подсистемы мониторинга;
- информация о состоянии сил и средств ДДС.
Информационный обмен между ЭОС в рамках системы-112 осуществляется посредством КСА системы-112, имеющих единое программное обеспечение и информационное пространство и объединенных в единую сеть, речевого телефонного общения операторов и диспетчеров при переадресации вызовов, а также периодического обмена необходимыми документами.
КСА предназначены для автоматизации выполнения всех задач, возложенных на систему-112. В целях автоматизации процесса информационного взаимодействия экстренных оперативных служб в рамках системы-112 КСА обеспечивают заполнение и передачу между ДДС ЭОС карточек информационного обмена (далее – КИО).
Под передачей КИО между ДДС ЭОС понимается извещение соответствующей ДДС о создании (корректировке) карточки, относящейся к компетенции соответствующей ДДС.
Речевое телефонное общение операторов и диспетчеров ЭОС при переадресации вызовов происходит при поступлении вызова по единому номеру "112" в центр обработки вызовов (далее ЦОВ) и квалификации вызова как относящегося к компетенции соответствующей ЭОС. Необходимость речевого телефонного общения операторов и диспетчеров определяется в ходе проведения первичного опроса позвонившего абонента.
Периодический обмен необходимыми документами происходит либо по определенному в Соглашении графику, либо по запросу одного из участников информационного обмена в адрес другого участника.
Порядок информационного взаимодействия при обработке входящих вызовов.
Вызов по единому номеру "112" поступает оператору системы- 112 в основной ЦОВ субъекта РФ.
Оператор системы-112 при приеме вызова производит первичный опрос, заполняет общую часть КИО и при необходимости экстренного реагирования определяет привлекаемые для реагирования ДДС ЭОС, извещает их посредством КСА и завершает вызов или перенаправляет вызов в соответствующую ДДС ЭОС.
При перенаправлении вызова в ДДС ЭОС оператор системы-112 одновременно с передачей в автоматизированном режиме КИО при необходимости посредством речевого телефонного общения сообщает диспетчеру ДДС ЭОС информацию, полученную в ходе первичного опроса. При отсутствии возможности немедленного перенаправления вызова диспетчеру ДДС ЭОС информационный обмен осуществляется только посредством передачи КИО.
Диспетчер ЭОС при получении КИО заполняет специфическую часть карточки информационного обмена и при необходимости осуществляет обратный дозвон для получения уточняющей информации по происшествию.
После отправки информации в ДДС ЭОС оператор системы-112 контролирует подтверждение ее получения, при необходимости по телефонным каналам связи предоставляет уточняющую информацию.
Диспетчер ДДС ЭОС после получения информации организует реагирование на вызов. Действия по организации реагирования определяются должностными инструкциями. При необходимости диспетчер уточняет информацию, по контактному телефону позвонившего. Все действия по реагированию диспетчер ДДС вносит в КСА. После завершения реагирования диспетчер ДДС ЭОС делает соответствующую отметку в КИО.
Контроль состояния вызова, при необходимости координацию действий ДДС ЭОС осуществляет диспетчер ЕДДС. Снятие с контроля производится автоматически после получения информации, от каждой из задействованных ДДС ЭОС о завершении реагирования.
При поступлении справочных вызовов, относящихся к компетенции какой-либо ЭОС, оператор системы-112 в соответствии с заключенными Соглашениями после заполнения КИО переадресует вызовы в ДДС соответствующей ЭОС.
Операторы системы-112 и диспетчеры ДДС ЭОС несут персональную ответственность за корректность заполнения и ведения КИО, достоверность внесенной в нее информации, соблюдение временных нормативов информационного обмена.
Порядок информационного взаимодействия при осуществлении комплексного
реагирования на происшествие или ЧС.
При осуществлении комплексного реагирования на происшествие или ЧС оператор системы-112 определяет состав ЭОС, которые необходимо привлечь для реагирования на поступивший вызов.
При этом отбор производится по следующим критериям:
- привлечение службы пожарной охраны происходит при наличии открытых или закрытых очагов пожара, сильного задымления, необходимости эвакуации людей с верхних этажей зданий, угрозы ЧС или происшествия, следствием которых может стать пожар;
- привлечение службы реагирования в чрезвычайных ситуациях производится при необходимости проведения аварийно- спасательных работ, а также угрозе ЧС или происшествия, в результате которых может потребоваться проведение таких работ;
- привлечение службы полиции происходит при необходимости обеспечения правопорядка на месте происшествия, наличии дорожно-транспортных происшествий, угрозе ЧС или происшествия, для ликвидации последствий которых могут потребоваться силы охраны правопорядка;
- привлечение службы скорой медицинской помощи происходит при наличии на месте происшествия погибших, больных или пострадавших людей, угрозе ЧС или происшествия, результаты которого могут быть опасны для жизни и здоровья людей;
- привлечение аварийной службы газовой сети производится при наличии утечки бытового газа, повреждениях газового оборудования, угрозе ЧС или происшествия, результатом которых могут стать повреждения газовой инфраструктуры ЖКХ;
- привлечение службы "Антитеррор" производится при совершении или угрозе совершения террористических актов.
Дополнительные критерии привлечения к реагированию ЭОС определяются в соглашениях об информационном обмене между ЭОС.
При комплексном реагировании на поступивший вызов диспетчеры ДДС всех привлекаемых ЭОС осуществляют сопровождение и координацию действий задействованных подчиненных подразделений. Информацию об изменениях обстановки диспетчер ДДС ЭОС вносит в КИО системы-112 немедленно.
Диспетчер ЕДДС:
- осуществляет мониторинг действий привлекаемых ДДС;
- доводит до всех ДДС изменения в оперативной обстановке в зоне происшествия;
- контролирует завершение реагирования всеми привлеченными ДДС.
Порядок информационного взаимодействия при ежедневномобмене информацией
С целью совершенствования деятельности, улучшения планирования координации совместных действий ЭОС и формирования отчетности в рамках системы-112 между участниками информационного взаимодействия осуществляется обмен периодической информацией.
Как правило, такой обмен происходит в течение суток по утвержденному графику.
Оператор системы-112 один раз в сутки контролирует автоматическое направление информации подсистемы мониторинга о текущей радиационной, химической, биологической, экологической, пожарной и другой обстановке в ЭОС. Подобная информация также предоставляется по обоснованному запросу ЭОС вне графика.
Диспетчер ДДС ЭОС подтверждает получение данной периодической информации. При экстренном опасном изменении обстановки указанная информация передается немедленно, при этом формируется карточка информационного обмена. К контролируемым параметрам подсистемы мониторинга в рамках обмена периодической информацией относятся:
- превышение установленных норм радиационного фона;
- превышение установленных норм концентрации химических и вредных веществ в воздухе и водных бассейнах;
- превышение эпидемиологического порога заболеваемости людей и животных;
- повышение номера (ранга) пожара, пожар наивысшего номера (ранга);
- увеличение площади природных пожаров;
- производственные выбросы вредных веществ в окружающую среду.
Диспетчер ЕДДС в целях обеспечения информационного взаимодействия ЭОС в рамках системы-112 один раз в сутки направляет в ЭОС информацию о метеорологической обстановке и прогнозируемой обстановке на потенциально опасных объектах. Подобная информация также предоставляется по обоснованному запросу ЭОС вне графика. Диспетчер ДДС ЭОС подтверждает получение данной информации. При экстренном изменении указанная информация передается немедленно.
К контролируемым ЕДДС параметрам метеорологической обстановки в рамках обмена периодической информацией относятся:
- штормовое предупреждение;
- резкое похолодание или потепление;
- возможность ливневых дождей;
- ухудшение прогнозируемой обстановки на потенциально опасных объектах.
Диспетчер ДДС один раз в сутки направляет диспетчеру ЕДДС обобщенную информацию о результатах реагирования на поступившие вызовы, состоянии вызовов, остающихся на контроле, и проблемных вопросах, требующих решения в рамках системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб.
При необходимости для обеспечения текущей деятельности ЭОС в рамках системы-112 могут направлять запросы другим участникам информационного обмена на получение нормативной или справочной информации, касающейся функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб, результатах ликвидации ЧС, состоянии сил и средств. Ответ на запрос направляется в срок, установленный в Соглашениях между ЭОС в рамках системы-112.
Тема 2.4. Межведомственное информационное взаимодействие экстренных оперативных служб в рамках функционирования системы-112. Комплексное реагирование.
Назначение, цели и задачи, участники осуществления информационного взаимодействия экстренных оперативных служб в рамках системы-112. Состав информации и порядок информационного взаимодействия при обработке входящих вызовов.
Взаимодействие определяется как совместная, систематическая, согласованная деятельность экстренных оперативных служб (далее – ЭОС) на территории субъекта Российской Федерации (Республика Карелия).
Взаимодействие распространяется на все дежурно-диспетчерские службы (далее - ДДС) экстренных оперативных служб, участвующих в информационном взаимодействии, а также на другие организации по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее – ОИВ субъекта РФ).
Информационное взаимодействие ДДС ЭОС в рамках системы-112 осуществляется с использованием комплексов средств автоматизации (КСА) системы-112 субъекта РФ, имеющих единое программное обеспечение, информационное пространство и объединенных в единую сеть. КСА сопрягаются с имеющимися автоматизированными системами взаимодействующих ДДС ЭОС.
Целью осуществления информационного взаимодействия ЭОС в рамках системы-112 является повышение оперативности реагирования ЭОС на вызовы, поступающие по единому номеру "112", в том числе при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации (далее - ЧС).
Для достижения поставленной цели при информационном взаимодействии ЭОС в рамках системы-112 решаются следующие задачи:
- определение состава информации и типов перенаправляемых вызовов при информационном взаимодействии ЭОС;
- организация направления информации о вызовах (сообщениях о происшествиях), в дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;
- организация предоставления оперативной информации о результатах реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях);
- проведение всестороннего анализа поступающей информации о происшествиях;
- регистрация всех входящих и исходящих вызовов (сообщений о происшествиях) по номеру "112";
ведение единой базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале, завершении и об основных результатах экстренного реагирования на полученные вызовы (сообщения о происшествиях);
обеспечение совместимости информационных ресурсов ЭОС в рамках системы-112.
Участниками информационного взаимодействия являются ЭОС, перечень которых определяется Правительством РФ, в том числе:
- служба пожарной охраны;
- служба реагирования в чрезвычайных ситуациях;
- служба полиции;
- служба скорой медицинской помощи;
- аварийная служба газовой сети;
- служба "Антитеррор".
Участниками информационного взаимодействия в рамках системы- 112 по решению ОИВ субъекта РФ, могут стать и другие организации, которым необходимо обеспечить информационное взаимодействие с системой-112.
ЕДДС является координирующим органом по вопросам информационного обмена для всех ДДС экстренных оперативных служб при решении задач системы-112.
Обмен информацией между ЭОС осуществляется с установленной периодичностью или незамедлительно, в соответствии с настоящим Положением и на основании заключенных Соглашений. Соответственно, информация, передаваемая между ЭОС в рамках системы-112, делится на оперативную и периодическую.
К оперативной информации относится информация о вызовах ЭОС по единому номеру "112", в том числе:
- обращения граждан;
- экстренные уведомления и оповещения о прогнозе и факте ЧС, информация по экстренному управлению силами и средствами, ликвидации последствий ЧС;
- срочная информация о развитии обстановки при ЧС и происшествиях и о ходе работ по их ликвидации;
- информация о результатах реагирования ДДС на вызовы экстренных оперативных служб в рамках системы-112;
- информация подсистемы мониторинга;
- информация о состоянии сил и средств ДДС;
- справочная и прогнозная информация.
К периодической информации относятся:
- статистическая информация о результатах реагирования ДДС на вызовы экстренных оперативных служб в рамках системы-112;
- статистическая информация о результатах ликвидации ЧС, материальном ущербе;
- информация подсистемы мониторинга;
- информация о состоянии сил и средств ДДС.
Информационный обмен между ЭОС в рамках системы-112 осуществляется посредством КСА системы-112, имеющих единое программное обеспечение и информационное пространство и объединенных в единую сеть, речевого телефонного общения операторов и диспетчеров при переадресации вызовов, а также периодического обмена необходимыми документами.
КСА предназначены для автоматизации выполнения всех задач, возложенных на систему-112. В целях автоматизации процесса информационного взаимодействия экстренных оперативных служб в рамках системы-112 КСА обеспечивают заполнение и передачу между ДДС ЭОС карточек информационного обмена (далее – КИО).
Под передачей КИО между ДДС ЭОС понимается извещение соответствующей ДДС о создании (корректировке) карточки, относящейся к компетенции соответствующей ДДС.
Речевое телефонное общение операторов и диспетчеров ЭОС при переадресации вызовов происходит при поступлении вызова по единому номеру "112" в центр обработки вызовов (далее ЦОВ) и квалификации вызова как относящегося к компетенции соответствующей ЭОС. Необходимость речевого телефонного общения операторов и диспетчеров определяется в ходе проведения первичного опроса позвонившего абонента.
Периодический обмен необходимыми документами происходит либо по определенному в Соглашении графику, либо по запросу одного из участников информационного обмена в адрес другого участника.
Порядок информационного взаимодействия при обработке входящих вызовов.
Вызов по единому номеру "112" поступает оператору системы- 112 в основной ЦОВ субъекта РФ.
Оператор системы-112 при приеме вызова производит первичный опрос, заполняет общую часть КИО и при необходимости экстренного реагирования определяет привлекаемые для реагирования ДДС ЭОС, извещает их посредством КСА и завершает вызов или перенаправляет вызов в соответствующую ДДС ЭОС.
При перенаправлении вызова в ДДС ЭОС оператор системы-112 одновременно с передачей в автоматизированном режиме КИО при необходимости посредством речевого телефонного общения сообщает диспетчеру ДДС ЭОС информацию, полученную в ходе первичного опроса. При отсутствии возможности немедленного перенаправления вызова диспетчеру ДДС ЭОС информационный обмен осуществляется только посредством передачи КИО.
Диспетчер ЭОС при получении КИО заполняет специфическую часть карточки информационного обмена и при необходимости осуществляет обратный дозвон для получения уточняющей информации по происшествию.
После отправки информации в ДДС ЭОС оператор системы-112 контролирует подтверждение ее получения, при необходимости по телефонным каналам связи предоставляет уточняющую информацию.
Диспетчер ДДС ЭОС после получения информации организует реагирование на вызов. Действия по организации реагирования определяются должностными инструкциями. При необходимости диспетчер уточняет информацию, по контактному телефону позвонившего. Все действия по реагированию диспетчер ДДС вносит в КСА. После завершения реагирования диспетчер ДДС ЭОС делает соответствующую отметку в КИО.
Контроль состояния вызова, при необходимости координацию действий ДДС ЭОС осуществляет диспетчер ЕДДС. Снятие с контроля производится автоматически после получения информации, от каждой из задействованных ДДС ЭОС о завершении реагирования.
При поступлении справочных вызовов, относящихся к компетенции какой-либо ЭОС, оператор системы-112 в соответствии с заключенными Соглашениями после заполнения КИО переадресует вызовы в ДДС соответствующей ЭОС.
Операторы системы-112 и диспетчеры ДДС ЭОС несут персональную ответственность за корректность заполнения и ведения КИО, достоверность внесенной в нее информации, соблюдение временных нормативов информационного обмена.
Порядок информационного взаимодействия при осуществлении комплексного
реагирования на происшествие или ЧС.
При осуществлении комплексного реагирования на происшествие или ЧС оператор системы-112 определяет состав ЭОС, которые необходимо привлечь для реагирования на поступивший вызов.
При этом отбор производится по следующим критериям:
- привлечение службы пожарной охраны происходит при наличии открытых или закрытых очагов пожара, сильного задымления, необходимости эвакуации людей с верхних этажей зданий, угрозы ЧС или происшествия, следствием которых может стать пожар;
- привлечение службы реагирования в чрезвычайных ситуациях производится при необходимости проведения аварийно- спасательных работ, а также угрозе ЧС или происшествия, в результате которых может потребоваться проведение таких работ;
- привлечение службы полиции происходит при необходимости обеспечения правопорядка на месте происшествия, наличии дорожно-транспортных происшествий, угрозе ЧС или происшествия, для ликвидации последствий которых могут потребоваться силы охраны правопорядка;
- привлечение службы скорой медицинской помощи происходит при наличии на месте происшествия погибших, больных или пострадавших людей, угрозе ЧС или происшествия, результаты которого могут быть опасны для жизни и здоровья людей;
- привлечение аварийной службы газовой сети производится при наличии утечки бытового газа, повреждениях газового оборудования, угрозе ЧС или происшествия, результатом которых могут стать повреждения газовой инфраструктуры ЖКХ;
- привлечение службы "Антитеррор" производится при совершении или угрозе совершения террористических актов.
Дополнительные критерии привлечения к реагированию ЭОС определяются в соглашениях об информационном обмене между ЭОС.
При комплексном реагировании на поступивший вызов диспетчеры ДДС всех привлекаемых ЭОС осуществляют сопровождение и координацию действий задействованных подчиненных подразделений. Информацию об изменениях обстановки диспетчер ДДС ЭОС вносит в КИО системы-112 немедленно.
Диспетчер ЕДДС:
- осуществляет мониторинг действий привлекаемых ДДС;
- доводит до всех ДДС изменения в оперативной обстановке в зоне происшествия;
- контролирует завершение реагирования всеми привлеченными ДДС.
Порядок информационного взаимодействия при ежедневномобмене информацией
С целью совершенствования деятельности, улучшения планирования координации совместных действий ЭОС и формирования отчетности в рамках системы-112 между участниками информационного взаимодействия осуществляется обмен периодической информацией.
Как правило, такой обмен происходит в течение суток по утвержденному графику.
Оператор системы-112 один раз в сутки контролирует автоматическое направление информации подсистемы мониторинга о текущей радиационной, химической, биологической, экологической, пожарной и другой обстановке в ЭОС. Подобная информация также предоставляется по обоснованному запросу ЭОС вне графика.
Диспетчер ДДС ЭОС подтверждает получение данной периодической информации. При экстренном опасном изменении обстановки указанная информация передается немедленно, при этом формируется карточка информационного обмена. К контролируемым параметрам подсистемы мониторинга в рамках обмена периодической информацией относятся:
- превышение установленных норм радиационного фона;
- превышение установленных норм концентрации химических и вредных веществ в воздухе и водных бассейнах;
- превышение эпидемиологического порога заболеваемости людей и животных;
- повышение номера (ранга) пожара, пожар наивысшего номера (ранга);
- увеличение площади природных пожаров;
- производственные выбросы вредных веществ в окружающую среду.
Диспетчер ЕДДС в целях обеспечения информационного взаимодействия ЭОС в рамках системы-112 один раз в сутки направляет в ЭОС информацию о метеорологической обстановке и прогнозируемой обстановке на потенциально опасных объектах. Подобная информация также предоставляется по обоснованному запросу ЭОС вне графика. Диспетчер ДДС ЭОС подтверждает получение данной информации. При экстренном изменении указанная информация передается немедленно.
К контролируемым ЕДДС параметрам метеорологической обстановки в рамках обмена периодической информацией относятся:
- штормовое предупреждение;
- резкое похолодание или потепление;
- возможность ливневых дождей;
- ухудшение прогнозируемой обстановки на потенциально опасных объектах.
Диспетчер ДДС один раз в сутки направляет диспетчеру ЕДДС обобщенную информацию о результатах реагирования на поступившие вызовы, состоянии вызовов, остающихся на контроле, и проблемных вопросах, требующих решения в рамках системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб.
При необходимости для обеспечения текущей деятельности ЭОС в рамках системы-112 могут направлять запросы другим участникам информационного обмена на получение нормативной или справочной информации, касающейся функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб, результатах ликвидации ЧС, состоянии сил и средств. Ответ на запрос направляется в срок, установленный в Соглашениях между ЭОС в рамках системы-112.