Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями
«Включающее образование это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба»
Питер Миттлер, профессор Манчестерского университета
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»
Дэвид Бланкет
Глава 1. Инклюзивное образование
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
1.1 Принципы инклюзивного образования.
Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:
· Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
· Каждый человек способен чувствовать и думать
· Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
· Все люди нуждаются друг в друге
· Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
· Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
· Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
· Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Включение – это не интеграция:
· Включение – это больше, чем интеграция
· Молодые люди учатся вместе в обычной школе
· Специалисты приходят помогать детям
· Обычные школы изменяются
· Внимание на возможности и сильные стороны ребенка
· Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные
· Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями
· Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью
· Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих
Включение – это:
· НЕТ специализированных классов в обычной средней школе
· НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки
· НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе
· НЕТ закрытых учреждений интернатного типа
Основные принципы инклюзии
Инклюзивные сообщества:
· Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
· Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)
Инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
· В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
· Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Важные составляющие инклюзии:
· Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику
· Всесторонне планируйте инклюзию
· В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы
· Включайте родителей
· Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников
· Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)
1.2 Неверные представления об инклюзии:
· Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно
· Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать
· Фокусирование не на целях, а на действиях
· Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка
· Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию
Существующие барьеры:
· Архитектурная недоступность школ
· Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
· Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
· Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки
1.3 Законодательные ресурсы:
· Конституция Российской Федерации
· Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1
· Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
· Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
· Конвенция ООН о правах ребенка
Правила инклюзивной школы:
· Все ученики равны в школьном сообществе
· Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
· У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
· Планируется и проводится эффективное обучение
· Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников
· Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
· Семьи активно участвуют в жизни школы
· Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности
Формирования индивидуальной программы обучения:
· Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)
· Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика
· Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения
· Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе
· Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения
· Составлена с целью повышения успешности ученика
Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
· он достаточно гибок,
· ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
· он уважает индивидуальные различия
· он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива
· он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
· он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде
1.4.Результаты инклюзии:
· У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
· Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
· Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
· Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
· Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
· Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
· Существуют процедуры оценки эффективности
Глава 2. Инклюзивное обучение специального и общего образования.
Оно должно носить воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности.
В инклюзивном обучении важна систематичность и последовательность решения коррекционно-образовательных задач, что необходимо для достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления возможных трудностей взаимодействия школьников с различными умственными способностями. Систематичность требует, чтобы учитель не только решал задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал меры для оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, коррекции отклоняющегося поведения учеников класса, развития сильных сторон личности каждого ребенка.
В классе инклюзивного обучения необходимо создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Тем самым будет осуществляться принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Во время учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке.
Не менее важно, чтобы обучение было связано с реальной жизнью. Следует моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника. Коррекционная работа в условиях инклюзивного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и взаимоотношений. Это возможно только в том случае, если деятельность учеников осуществляется в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Любая коррекция основывается на том или ином виде деятельности. В ней можно смоделировать трудные конфликтные ситуации и сориентировать ученика на их конструктивное разрешение. Деятельность позволяет воссоздать ту форму взаимодействия, которая отвечает требованиям социального окружения.
Принцип сознательности и активности учащихся в процессе обучения реализуется благодаря использованию различных приемов обучения, помогающих вызвать у школьников переживания и сочувствие. Переживания стимулируют развитие интеллекта. Эмоциональные побуждения более действенны, чем интеллектуальные, так как они есть у детей с любыми отклонениями в умственном развитии. Ученики должны понимать тот учебный материал, который им предлагается усвоить, научиться его использовать в самостоятельной практической деятельности, что невозможно без положительного эмоционального отношения ребенка к обучению.
В школьном учебном плане определяется состав учебных предметов в рамках образовательных областей и образовательных компонентов базисного учебного плана, а значит, должна быть отражена специфика образовательной деятельности школы как учреждения, работающего в рамках интегрированного обучения. Методическое обеспечение такого обучения учащихся с психофизическими нарушениями и детей с нормальным развитием включает программные, учебно-методические и дидактические материалы, как для общеобразовательной школы, так и для специального (коррекционного) образовательного учреждения.
При организации учебно-воспитательного процесса главная трудность для учителя состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные особенности ребенка с проблемами в развитии, интегрированного в среду нормально развивающихся сверстников, с выполнением образовательного стандарта, заложенного в специальной коррекционной образовательной программе для учреждений VII или VIII вида. Опыт показывает, что в обучении детей с задержкой психического развития (ЗПР) на начальных этапах преобладает работа учителя-дефектолога в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки, но постепенно дети всё в большем объеме получают знания на уроках в условиях общеобразовательного класса.
При обучении же детей с нарушением интеллекта ситуация обратная. На начальных этапах умственно отсталые дети большую часть учебного времени проводят со своими нормально развивающимися сверстниками, но по мере адаптации детей к классу и усложнения образовательной программы увеличивается количество часов обучения в классе коррекционно-педагогической поддержки под руководством учителя-дефектолога.