С ограниченными возможностями здоровья»
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Выполнила:
учитель – логопед
МОБУ СОШ №1
с. Краснохолмский
Зайцева Ю.В.
Проверила:
д.пед.н., профессор
Белобородова Н.С.
г. Бирск – 2015
Содержание.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.……………………………….....4
1.1.Принципы инклюзивного образования……………………………………...4
1.2. Неверные представления об инклюзии……………………………………..6
1.3. Законодательные ресурсы…………………………………………………....6
1.4.Результаты инклюзии………………………………………………………....7
Глава 2. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………………….…….8
2.1 Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.…………9
2.2 Общие принципы и правила коррекционной работы……………………..10 Глава 3. Логопедическое СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ……………………11
3.1. Этапы коррекционно-развивающего логопедического обучения……….13
3.2. Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ…………….15
Глава 4. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ 2 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И 2-4 КЛАССА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ…………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………23
Литература……………………………………………………………………….24
Приложение.
Введение
Что такое инклюзивное образование?
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан. 1998
Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования.
Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями
«Включающее образование это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба»
Питер Миттлер, профессор Манчестерского университета
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»
Дэвид Бланкет
Глава 1. Инклюзивное образование
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
1.1 Принципы инклюзивного образования.
Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:
· Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
· Каждый человек способен чувствовать и думать
· Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
· Все люди нуждаются друг в друге
· Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
· Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
· Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
· Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Включение – это не интеграция:
· Включение – это больше, чем интеграция
· Молодые люди учатся вместе в обычной школе
· Специалисты приходят помогать детям
· Обычные школы изменяются
· Внимание на возможности и сильные стороны ребенка
· Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные
· Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями
· Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью
· Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих
Включение – это:
· НЕТ специализированных классов в обычной средней школе
· НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки
· НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе
· НЕТ закрытых учреждений интернатного типа
Основные принципы инклюзии
Инклюзивные сообщества:
· Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
· Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)
Инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
· В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
· Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Важные составляющие инклюзии:
· Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику
· Всесторонне планируйте инклюзию
· В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы
· Включайте родителей
· Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников
· Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)
1.2 Неверные представления об инклюзии:
· Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно
· Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать
· Фокусирование не на целях, а на действиях
· Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка
· Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию
Существующие барьеры:
· Архитектурная недоступность школ
· Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
· Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
· Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки
1.3 Законодательные ресурсы:
· Конституция Российской Федерации
· Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1
· Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
· Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
· Конвенция ООН о правах ребенка
Правила инклюзивной школы:
· Все ученики равны в школьном сообществе
· Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
· У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
· Планируется и проводится эффективное обучение
· Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников
· Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
· Семьи активно участвуют в жизни школы
· Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности
Формирования индивидуальной программы обучения:
· Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)
· Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика
· Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения
· Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе
· Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения
· Составлена с целью повышения успешности ученика
Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
· он достаточно гибок,
· ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
· он уважает индивидуальные различия
· он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива
· он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
· он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде
1.4.Результаты инклюзии:
· У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
· Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
· Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
· Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
· Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
· Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
· Существуют процедуры оценки эффективности
Глава 2. Инклюзивное обучение специального и общего образования.
Оно должно носить воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности.
В инклюзивном обучении важна систематичность и последовательность решения коррекционно-образовательных задач, что необходимо для достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления возможных трудностей взаимодействия школьников с различными умственными способностями. Систематичность требует, чтобы учитель не только решал задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал меры для оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, коррекции отклоняющегося поведения учеников класса, развития сильных сторон личности каждого ребенка.
В классе инклюзивного обучения необходимо создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Тем самым будет осуществляться принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Во время учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке.
Не менее важно, чтобы обучение было связано с реальной жизнью. Следует моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника. Коррекционная работа в условиях инклюзивного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и взаимоотношений. Это возможно только в том случае, если деятельность учеников осуществляется в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Любая коррекция основывается на том или ином виде деятельности. В ней можно смоделировать трудные конфликтные ситуации и сориентировать ученика на их конструктивное разрешение. Деятельность позволяет воссоздать ту форму взаимодействия, которая отвечает требованиям социального окружения.
Принцип сознательности и активности учащихся в процессе обучения реализуется благодаря использованию различных приемов обучения, помогающих вызвать у школьников переживания и сочувствие. Переживания стимулируют развитие интеллекта. Эмоциональные побуждения более действенны, чем интеллектуальные, так как они есть у детей с любыми отклонениями в умственном развитии. Ученики должны понимать тот учебный материал, который им предлагается усвоить, научиться его использовать в самостоятельной практической деятельности, что невозможно без положительного эмоционального отношения ребенка к обучению.
В школьном учебном плане определяется состав учебных предметов в рамках образовательных областей и образовательных компонентов базисного учебного плана, а значит, должна быть отражена специфика образовательной деятельности школы как учреждения, работающего в рамках интегрированного обучения. Методическое обеспечение такого обучения учащихся с психофизическими нарушениями и детей с нормальным развитием включает программные, учебно-методические и дидактические материалы, как для общеобразовательной школы, так и для специального (коррекционного) образовательного учреждения.
При организации учебно-воспитательного процесса главная трудность для учителя состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные особенности ребенка с проблемами в развитии, интегрированного в среду нормально развивающихся сверстников, с выполнением образовательного стандарта, заложенного в специальной коррекционной образовательной программе для учреждений VII или VIII вида. Опыт показывает, что в обучении детей с задержкой психического развития (ЗПР) на начальных этапах преобладает работа учителя-дефектолога в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки, но постепенно дети всё в большем объеме получают знания на уроках в условиях общеобразовательного класса.
При обучении же детей с нарушением интеллекта ситуация обратная. На начальных этапах умственно отсталые дети большую часть учебного времени проводят со своими нормально развивающимися сверстниками, но по мере адаптации детей к классу и усложнения образовательной программы увеличивается количество часов обучения в классе коррекционно-педагогической поддержки под руководством учителя-дефектолога.
Пояснительная записка.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи (а во втором классе рассматриваются и нарушения письменной речи). Именно поэтому I этап коррекционной работы является самым продолжительным по времени. Основным направлением программы на этом этапе является работа над преодолением фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.
Общая проблема коррекционно-развивающего обучения первоклассников – своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте, а у второклассников – к полноценному овладению русским языком. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это означает, что у детей необходимо сформировать:
1. Полноценные фонематические процессы;
2. Представление о звуко-буквенном составе слов;
3. Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
4. Правильное звукопроизношение (при наличии проблемы у конкретного ребёнка).
5. Воспитание умения речевого высказывания;
6. Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, ориентировки в пространстве и времени;
7. Сбережение общего и психического здоровья детей;
8. Развитие сенсорных и моторных функций;
9. Формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
10. Развитие мимической мускулатуры;
11. Развитие эмоционально-волевой сферы и навыков учебной деятельности;
12. Формирование черт гармонической, социализированной личности.
Программа предусматривает следующие блоки:
1. Блок ознакомительных занятий (сюда входят тестирование детей, знакомство с логопедом и логопедическим кабинетом).
2. Блок подготовительных занятий («Речь. Что мы знаем о речи»).
3. Аналитический блок (навыки звуко-буквенного анализа.
4. Блок дифференциации согласных звуков и букв.
5. Блок работы над предложением.
6. Блок итоговых занятий.
Адресат программы: программа рассчитана на учащихся 2 классов общеобразовательных школ, для учащихся с ОВЗ 2-4 классов.
Технология обучения: в процессе обучения предполагается использование
- различных методов активного обучения;
- анализ конкретных понятий и ситуаций;
- тренировка и другие виды заданий;
- творческая работа детей.
Условия проведения: занятия проводятся в логопедическом кабинете.
Содержание программы
Выбор тем коррекционных занятий обусловлен задачей этапа – формирование фонетических обобщений. Именно на этом этапе происходит формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового анализа слова. На этом же этапе происходит работа по формированию правильного звукопроизношения. Программа предполагает следующее содержание коррекционно-воспитательной работы:
1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивость внимания;
- наблюдательность (особенно к языковым явлениям);
- способность к запоминанию;
- способность к переключению;
- навыки и приёмы самоконтроля;
- познавательная активность.
2. Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности;
- принятие учебной задачи;
- активное осмысление материала;
- выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств достижения цели;
- контроль за ходом своей деятельности;
- работа в определённом темпе;
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
В программу включена работа по созданию коммуникативных навыков:
1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям;
- умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умение владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.
2. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной терминологии;
- ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
- применение инструкции (схемы) при подготовке связного высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- обращение к учителю-логопеду или товарищу за разъяснением;
- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;
- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
- соблюдение речевого этикета;
- составление устных связных высказываний с элементами творчества.
Итог программы
К завершению коррекционно-развивающего обучения у детей должны быть:
- сформирована общая направленность внимания на звуковую сторону речи;
- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
- поставлены и отдифференцированы все звуки;
- уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д
Примерное планирование логопедических занятий для 2 класса общеобразовательной школы и 2 - 4 класса для учащихся с ОВЗ.
№ заня- тия | Тема | Дата прове- дения | Приме- чание |
1,2,3 4, 5 6,7, 8,9 10, 11 12,13 14,15 16,17 18,19 20,21 22,23 23,24 25, 26 27, 28 29,30 32,33 34, 35,36 37,38 39,40 41,42 43, 44 45,46 47,48 49,50 51,52 53,54 55,56 57,58 59,60 61,62 | Обследование речи. Знакомство с логопедическим кабинетом. Речь. Звуки речевые и неречевые Предложение. Предложение, слово. Творческая работа «Я сам придумываю предложения!» Дифференциация понятий «Предложение – слово» Деление слов на слоги (тренинг). Слогообразующая роль гласных. Ударение. Выделение гласных из удобных позиций (начало конец слова). Выделение согласных из удобных позиций. Сравнение гласных и согласных. Согласные твёрдые и мягкие. Согласные звонкие и глухие. Тренировка в звуко-буквенном анализе слов. Дидактические игры на развитие навыка звуко-буквенного анализа. Контроль за развитием навыка. Повторение знаний о характеристиках согласных звуков. Согласные звуки и изученные буквы. Звуки [П], [П`]. Буква П. звуки [Б], [Б`]. Буква Б. Дифференциация [П]-[Б], [П`]-[Б`]. Тренировочные упражнения. Звуки [Т], [Т`]. Буква Т. Звуки [Д], [Д`]. Буква Д. Дифференциация [Т]-[Д], [Т`]-[Д`]. Тренировочные упражнения. Звуки [К], [К`]. Буква К. Звуки [Г], [Г`], Буква Г. Дифференциация [К]-[Г], [К`]-[Г`]. Тренировочные упражнения. Звуки [С], [С`]. Буква С. Звуки [З], [З`]. Буква З. Дифференциация [С]-[З], [С`]-[З`]. Итоговое занятие. |
Программа составлена по материалам Н.А. Абрамова «ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА 1 -3 КЛАССЫ». Логопедические занятия.
Примечание. Продвижение по темам – по мере усвоения и сформированности фонематических представлений детьми – логопатами.
Заключение
Возможности обучения у детей с ОВЗ могут быть очень разные, в зависимости от индивидуальных особенностей, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения коррекционного процесса. Наряду с этим можно выделить особенности логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья:
· логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой;
· весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
· планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).
Помощь ребёнку может быть по-настоящему действенной при правильной квалификации проблем развития и использовании различных подходов, форм и методов в организации коррекционно-развивающего обучения.
Литература
1. Нечепоренко А.Р. Правовые особенности различных форм получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья // Коррекционная педагогика теория и практика-2011-№5
2. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Дефектология-2009-№1
3. Абрамова И.В. Здоровьесберагающие технологии в начальной школе// Абрамова И.В., Бочкарева Т.И. - Самара: СИПКРО, 2010.- 157 с.
4. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи с проблемами в развитии// Ульенкова У.В., Лебедева О.С. – М., 2012.- 338с.
5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод.пособие для учителя-логопеда.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2010.:ил.(Коррекционная педагогика).
6. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза: логопедические занятия. 1-4 классы//авт.-сост. Н.А. Абрамова. – Волгоград: Учитель, 2011.-79с.
Приложение.
Конспект
Открытого занятия на тему:
«Постановка и автоматизация звука [З] в слогах, словах, предложениях, стихах, играх.
МОБУ Краснохолмская СОШ№1
Учитель- логопед
Зайцева Ю.В
Тема: Постановка и автоматизация звука [З] в слогах, словах, предложениях, стихах, играх.
Цели:
1. Образовательные:
а) закрепление знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;
б) закрепление звука в отражённом повторении за логопедом и самостоятельно;
в) обогащение словаря словами со звуком З, закрепление знаний о животных.
2. Коррекционные:
а) закрепление условно-рефлекторных связей на данный звук;
б) развитие фонетического слуха, фонематического восприятия;
в) формирование навыков звуко-слогового анализа;
г) развитие моторики артикуляционного аппарата, пальцевой моторики;
д) закрепление звука в изолированном виде, в слогах, в разных позициях слов.
3. Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, аккуратности;
- поддержание интереса к занятиям;
- воспитание доброжелательности, чувства товарищества;
воспитание контроля за правильным произношением звука в собственной речи и речи товарищей.
Этапы занятия | Содержание занятия | Примечание |
1.2. Организа-ционный момент. Постановка целей занятия (объявление темы) 3. Артикуляционная гимнастика; Пальчиковая гимнастика 4.Ориентация в простр. 5.Анализ артикуляции по плану Характерис-тика звука 6. Закрепление изолированного звука и произноше-ние в слогах, чистоговор-ках 7. Связь звука и буквы 8. Развитие фонематических процессов – определение наличия звука З в слове и места звука в начале и середине слова. 9. Закрепление звука в словах. Игры со словами. Итог занятия. Оценка работы детей. Домашнее задание | Приветствие. На этом занятии мы будем знакомиться с новым звуком из группы свистящих и поучимся его произносить. А поможет узнать его загадка. -Этот звонкий звук звенит, нас с тобою веселит. Он согласный, это ясно, а звучит он просто классно! Ведь недаром утром нас он зовёт за парты в класс. Скажите, что зовёт всех учеников на урок? (звонок) С какого звука начинается это слово? (Со звука З) Вот сегодня мы с вами будем работать над произношением твёрдого звука З в слогах, словах, (предложениях, стихах) - Зимой белый, летом серый. В гору прыжком, а с горы кувырком (заяц) Давайте приготовим к работе наше лицо, язычок и губы. (зеркала, картинки) 1)Массаж: Давай начнем с массажа лица, повторяйте за мной мои действия. Погреем ладоши, подушечки пальцев и погладим по лбу (2-3 раза), от переносицы к крыльям носа и дальше к мочкам уха (2-3 раза), над губой (2-3раза), по подбородку (2-3 раза). 2) Артикуляционная разминка: упражнение “Лягушка”-“Хоботок”, “Массаж язычка от кончика языка к серединке зубами”, “Лопаточка”, “Чистим нижние зубки изнутри”, “Блинчик”, “Язык-силач”, “Горочка”, “Лодочка (с выдохом)”, “Выгибает кошка спинку”, “Покатаем зубки с горочки” 3) Разминка для кистей и пальцев рук. Упражнения – “Перчатки”, “Колечки”, “Флажок”, “Пальчик – пальчик”, “Цепочки” (по 2 упражнения). 4) Голосовые и дыхательные упражнения: - задувание на бабочек из бумаги - поём песенку гласных (слитно). Игра «Электронная муха» З – губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, между зубами небольшая щель, спинка языка горочкой, посередине желобок, по которому проходит воздушная струя – холодная и узкая, голосовые складки работают (звук звонкий) – контроль ладонью на горлышко) З – согласный, звонкий, бывает твёрдым и мягким (это зависит от последующего гласного). Он является парным согласным к звуку С по звонкости-глухости. Сегодня мы будем учиться произносить твёрдый звук З. Звук З будем сравнивать с песенкой большого комара, а мягкий звук ЗЬ – с песенкой маленького комарика. Твёрдый звук З дружит с гласными А О Ы У Э (он стоит перед ними и они указывают на его твёрдость) Произнесение изолированного звука хором и индивидуально. Слоговые таблицы “Звёздочка”, слоговые дорожки: ЗА – ЗЫ – ЗУ ЗО – ЗУ – ЗЫ ЗА – ЗО – ЗА ЗУ – ЗЭ – ЗО АЗА – ОЗО – УЗУ ЫЗЫ – УЗЫ – АЗЫ УЗО – АЗО – ЫЗО… За – за – за – закрой глаза зо – зо – зо – у Зои зонт Зу – зу – зу – привязали козу к возу зы – зы – зы – к стройке подъехали КамАЗы ФИЗМИНУТКА “ОБЕЗЬЯНЫ А чем обозначается звук на письме? Буквой. Давайте посмотрим, на что похожа буква З? (завитки, комарик, цифра 3, змея…) Сейчас мы вылепим контур буквы З из пластилина и приклеим на картон. В какую сторону смотрят завитки? (влево) Проговорить: З – завиток на завиток, З – закрывается замок, З – в зарослях змея ползёт, З – заинька морковь грызёт ВЫБРАТЬ картинки по наличию звука З и назвать его место в слове (начало, середина, конец). Повторим, какое место звука З в слове мы определяли? (в начале и середине слова) Картинки из альбомов: “Грамматика в картинках. Трудные звуки З ЗЬ Ц”. Т. С. Резниченко, О. Д. Ларина “Говори правильно. Звуки С З Ц”, рабочая тетрадь Новоторцевой. А) Я называю слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук З : ЗАЯЦ, ЗУБЫ, КОЗА, ЛАПА, РЫБА, МАЗАЛ, ЗАБОР, ТОРМОЗА, УЛЫБКА, МИМОЗА, ДОБРОТА. б)Подумайте, кто лишний в этой группе? ЗУБР, БИЗОН, ФАЗАН, ЗАЯЦ. КОЗЁЛ, ОБЕЗЬЯНА, ЗЕБРА, ЗЯБЛИК. (работа со словами, разбираем непонятные слова) Все ребята старались. Обращается внимание на детей с межзубным произношением (учится контролировать положение губ в улыбке и языка за зубами перед зеркалом). Чему учились на занятии? Как надо следить за языком? Делать а.г. перед зеркалом, знать правильную артикуляцию звука. Тренировать правильное произношение звука З в начале и середине слов. Д/з карточка-раскраска |
В помощь логопеду:
«Шпаргалка задач при составлении конспекта логопедического занятия»
Развитие общей моторики:
- Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить
и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений).
- Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно
воспроизводить серию движений).
- Совершенствовать ритмическое чувство.
- Совершенствовать пространственную организацию (гнозис).
- Объединение отдельных двигательных актов в единый двигательный комплекс, добиваясь плавности переключения движений
- Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку
- Статические упражнения с функциональными нагрузками
- Совершенствование пространственной организации движений
Развитие мелкой моторики:
- Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить
и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений ).
- Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно
воспроизводить серию движений).
- Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно
- Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.
(пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и
конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.).
- Работа по развитию конструктивного праксиса, моделирование букв.
- Формирование графомоторных навыков.
- Формирование различного вида захвата.
Артикуляционная моторика:
- Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;
- Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;
- Учить спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать
губы и язык в заданном положении.
- Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций
губ.
- Отрабатывать движение нижней губы вниз и обратно в исходное положение.
- Отрабатывать движения языка вверх с одновременным выполнением более тонких движений
- Отрабатывать движение верхней губы вниз и обратно в исходное положение.
- Развивать мышечную силу и подвижность губ.
- Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность. Способствовать
растяжке подъязычной связки.
- Отрабатывать движения языка вверх , развивая его подвижность. Способствовать
растяжке подъязычной связки.
- Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.
- Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений.
- Рассла