Школа как педагогическая система и объект научного управления.
Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой — позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педагогической системы, таким образом, направлено на достижение целей, обусловленных потребностями общества, которые должны быть достигнуты в строго определенное время (9 — 11 лет). Цели определяют содержание педагогической системы, которое, в свою очередь, предполагает многообразие форм и методов ее реализации. Функционирование педагогической системы возможно при соответствующих социально-педагогических условиях. Как и всякая система, педагогическая система характеризуется уровнем достигнутых результатов. Отражая диалектическую природу педагогических явлений, их целостный характер, компоненты педагогической системы должны быть представлены как необходимые и достаточные для ее оптимального функционирования. На этом основании школа как педагогическая система представлена совокупностью системооб-разующих факторов, условий функционирования, структурных и функциональных компонентов. Системообразующие факторы представлены факторами целей и результатов; условия функционирования — социально-педагогическими и временными условиями; структурные компоненты — управляющей (педагогический коллектив) и управляемой (ученический коллектив) системами, содержанием, средствами, формами и методами педагогической деятельности; функциональные компоненты — педагогическим анализом, целеполаганием и планированием, организацией, контролем, регулированием и корригированием. Рассмотрение школы как педагогической системы и объекта управления означает, что управленческая деятельность организаторов образования, должностных лиц, учителей, учащихся должна быть в равной мере направлена на выработку целей и достижение результата, на создание условий формирования педагогического и ученического коллективов, на отбор содержания и использование разнообразных средств, форм и методов учебно-воспитательной работы. В таком случае управление позволяет сохранять целесообразность педагогической системы и продуктивно влиять на обновление составляющих ее компонентов.
15. Органы управления качеством образования в образовательном учреждении.
Данная модель была разработана на основе Модели всеобщего управления качеством TQM (Total Quality
Management), адаптированной к условиям нашего образовательного учреждения. Управление качеством образования мы определяем как комплексный, целенаправленный, скоординированный процесс воздействия как на него в целом, так и на основные элементы с целью достижения наибольшего соответствия состояния и результатов образовательной системы необходимым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям. В силу этого управление качеством образования мы считаем активным способом воздействия на качество. Основным системообразующим звеном в данной модели выступает координационно-методический совет. Это государственно-общественный орган, направленный на инновационное развитие ОУ, в состав которого входит директор, заместители директора, учителя-предметники, методисты, родители, представители науки. Остальные подразделения, входящие в систему управления качеством образования в лицее, создаются как за счет штатного расписания, так и на общественной основе. На сегодняшний день функции между подразделениями распределены следующим образом: Координационно-методический совет осуществляет руководство деятельностью коллектива лицея по совершенствованию качества образования, координирует деятельность подразделений, проводит мероприятия по презентации результатов реализации проекта и распространению опыта. Служба методической поддержкиобеспечивает нормативно-правовую и методическую поддержку участников образовательного процесса, участвует в создании единой системы диагностики и контроля качества образования, разработке и реализации кадровой политики. Библиотечно-информационный центр создает банк информационных и научно – методических ресурсов, обеспечивает условия для повышения квалификации всех участников образовательного процесса. Служба информации и школьного ТВ обеспечивает информационное обеспечение деятельности образовательного учреждения. Служба мониторинга и маркетинга разрабатывает и реализует программы проведения диагностики и мониторинга качества образования, анализирует полученные результаты, вносит предложения по совершенствованию качества образования и управлению качеством образования в лицее. Служба здоровья и психолого-педагогической поддержки разрабатывает и внедряет организационно-педагогические мероприятия по валеологическому обеспечению лицея, обеспечивает постоянное взаимодействие лицея и других учреждений, мониторинг здоровья учащихся, повышение профессиональной компетентности педагогов по данному направлению. Отделение дополнительного образования детейосуществляет работу по обеспечению интеграции основного и дополнительного образования, реализацию индивидуальных маршрутов лицеиста, обеспечивает реализацию социального заказа на дополнительное образование учащихся лицея.
16. Объекты и субъекты управления качеством образования.
17. Научные подходы к управлению образованием.
18. Системный подход к управлению системой образования.
19. Теоретические основы управления познавательной деятельностью обучающихся.
20. Проблемы программирования как одного из способов управления учебной деятельностью.
22. Проблема педагогического менеджмента.
23. Теоретико-методологические подходы обновления управления качеством образования.
24. Система высшего образования.
25. Предмет и методы науки управления по результатам.
26. Основные понятия и положения концепции управления качеством образования.Проблематика управления качеством возникла не случайно в научных и управленческих кругах. Качество образовательных услуг становится на современном этапе развития общества новым объектом управления. Можно сформировать следующие типологии концепций к управлению качеством образования. Первая типология основана на выделении субъекта, определяющего цели образования или участника процесса, где необходимо использовать проблематику качества. В данной типологии необязательно декларирование и артикулирование самой сути концепции качества и его управления. Содержание концепции вытекает из сущности и специфики самой деятельностной позиции в образовании. Необходимо только реконструировать деятельностный контекст и прагматику самих позиций, тогда станет понятна основная идея по управлению качеством образования (Таблица 1).
Концепция | Сущность и основные положения концепции |
Управленческая концепция | Управленец озабочен не столько процессом, сколько результатами образования. По результатам образования судят об эффективности управленческой деятельности. От этого зависит сохранение собственно самой системы управления и получение аргументов на продолжение работы в области образовательной политики. Логика концептуальной идеи: качество образования должно соответствовать управленческим установкам и заданиям. |
Информационно-кибернетическая позиция | Постоянное и системное получение информации о реальном качестве образовании и достижении соответствия с установками, которые определяются управленческой позицией. Понятие качества и концепции как таковой тут не существует, информация выполняет только сервильную функцию для существующей системы управления. |
Педагогическая концепция | Учитель - непосредственный «производитель» качества образования. Необходимо всегда знать критерии качества, чтобы определить методы его эффективного достижения и промежуточного контроля. Если их нет, то есть они не переданы управленческой позицией, критерии отрабатываются интуитивно. Масштабы применимости этой концепции начинаются от конкретного урока, целостного курса, предмета и заканчиваются масштабами всего учебного заведения, в зависимости от того, за что отвечает конкретный учитель в определенной образовательной технологии. Оценка качества подчас носит субъективный и неопределенный характер, что порождает массу конфликтных ситуаций. |
Инструктивно-контролирующая концепция | Главная задача инспектората не столько управлять, сколько давать оценку качеству, на основе чего возможно осуществление процедур лицензирования, аккредитации, стандартизации и т.д. Данная позиция подчинена управленческой, поэтому ее эффективность зависит в первую очередь от того, насколько полно и содержательно передана основная идея управления. |
Научная позиция | Разработка понятий, научно обоснованных критериев и методических рекомендаций для всех остальных позиций на основе теоретического анализа. |
Вторая типология концепций вытекает из рамок особенностей системы управления образованием и типом отношений, складывающихся во всей системе целиком. В зависимости от этого определяется основной заказчик на качество образования. Выделяются иерархические и демократические типы отношений в системе образования. В иерархической системе управление качеством необходимо для сохранения системы должностной подчиненности и достижения формализации функционализации процесса образования. В демократической системе логична и оправдана множественность взглядов к качеству, к предоставлению множественности образовательных услуг и личностному выбору образовательной траектории. Основным заказчиком и контролером качества является потребитель образовательной услуги. Государство, учебное заведение и т.д. являются только исполнителями и производителями качества .
Развитие управления качеством образования на современном этапе связано с формированием различных подходов к решению проблем качества. Управление качеством образования, возникшее в ответ на объективную потребность человечества в получении высококачественного образования, ориентируется в наши дни на достаточное качество жизни. Сложность и многогранность проблемы качества образовательных услуг требуют принципиально нового подхода к ее решению. Более того, надо понимать, что «качество образования – это многогранный фактор, который включает в себя как минимум четыре крупных блока показателей: доступность, качество материальных и финансовых ресурсов, качественный кадровый потенциал и результаты деятельности организаций образования».
27. Информационно-аналитическое обеспечение управления качеством образования.
В условиях модернизации системы образования очевидна необходимость информационно-аналитического обеспечения учебного процесса и управления качеством обучения. Наличие информационного обеспечения позволяет задолго до начала учебного года правильно оценить готовность детей к обучению в школе, своевременно, уже на уровне первых классов ввести известную предварительную дифференциацию в обучении, позаботиться о тех детях, которые нуждаются в повышенном внимании и щадящем режиме обучения. С другой стороны – обеспечить необходимый программный уровень для детей с высоким психическим развитием и, таким образом, не погасить блеск любопытных глаз неправильным выбором маршрутов обучения. Все это позволяет детям достаточно благополучно преодолеть очень сложный для них период жизни, связанный с ломкой стереотипов, сложившихся в детском саду и в семье; облегчить переход от дошкольного царства сказки в прозу общеобразовательной школы, обусловленный несогласованными программами обучения и воспитания. Ещё одно, на наш взгляд, очень важное направление информационно-аналитической деятельности связано с продолжением работы по обеспечению преемственности уже в процессе обучения детей в школе, отслеживанием динамики дальнейшего развития детей и внедрением в практику управления качеством образования аналитических методик исследования учебного процесса с использованием методов статистической математики. Все дети приходят в первый класс с определенным уровнем психического развития. Поэтому для школы принципиально важно организовать учебный процесс так, чтобы не понизить отпущенную детям природой планку, сохранить их в своей группе развития и принять максимально эффективные меры для её повышения. Это, с нашей точки зрения, главная цель управления качеством образования. В конечном счете, не та школа работает хорошо, где много отличников и ударников. В некоторых школах их может и не быть. Хорошо работает та школа, где все дети в процессе обучения достигают своего индивидуального потолка. Таким образом, возникает объективная необходимость отслеживания уровня развития ребенка в течение всего времени его пребывания в школе. Технически осуществить педагогический мониторинг несложно, если воспользоваться средним баллом обученности. Зная средний балл каждого ученика из изучаемой выборки, нетрудно определить средний балл класса, школы по совокупности всех изучаемых предметов или по отдельным, основным, лежащим в основе процесса получения знаний (русский язык, чтение, математика). Переход в исследовании учебного процесса на средний балл позволяет в полную силу использовать аппарат статистической математики уже давно и плодотворно применяемый в психологии, и перейти к таким методам, которые позволяет по-новому анализировать внутренние, скрытые закономерности процесса: динамику колебания среднего балла, стандартное отклонение среднего балла от текущих значений обученности, – показатель и так далее. К числу основных критериев оценки деятельности общеобразовательной школы относится положительная динамика: уровень обученности детей с годами должен расти. И этот рост является непременным, обязательным условием работы школы. Могут меняться содержание образования, подходы к изучению отдельных предметов, требование же научить ребенка хорошо остается неизменным. Выявить изменения, происходящие в любой среде, в любом процессе независимо от его природы, можно только сопоставляя, сравнивая их состояние через определенный, достаточно большой промежуток времени. Последнее необходимо, чтобы исключить в оценке характера изменений элемент случайности и тем самым, обеспечить возможность использования статистических методов обработки информации. Такое сравнение, отнесенное к исследованию учебного процесса, дает возможность определить динамику работы учителя в школе. В профессионально отлаженном процессе обучения у хорошего учителя в течение учебного года, всего времени обучения детей в школе не может быть больших отклонений в результатах, ибо таковые – признак неустойчивости системы. Лучшим доказательством этого является сравнение успеваемости учащихся у мастеров педагогического труда и начинающих учителей. Можно предположить, что при достаточно больших отклонениях (разбросе) уровней обученности от найденного выше среднего балла, система информационных массивов вообще приобретает случайный, неподдающийся анализу характер. Это чаще просматривается в работе молодых педагогов. Поэтому есть смысл произвести исследование результатов работы педагога (класса, параллели, школы в целом) на предмет выявления стабильности учебного процесса (характера разброса результатов) и, используя методы статистической математики, определить, исследовать еще одну важнейшую характеристику учебного процесса – СО (стандартное отклонение).
28. Мотивационно-целевое управление качеством образования.
В теории менеджмента выделяют следующие основные функции: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Эти четыре первичные функции объединены процессами коммуникации и принятия решений. Такой процессный подход к определению функционального состава менеджмента принят среди специалистов всех сфер деятельности. Применительно к школе функции менеджмента имеют специфические особенности и подфункции П.И. Третьяков в книге «Управление школой по результатам» выделяет следующие функции управления:
информационно – аналитическую; мотивационно – целевую; планово – прогностическую;
организационно – исполнительскую; контрольно – диагностическую; регулятивно – коррекционную функции. Процесс управления для всех самоуправляющих систем, сводится к тому, что функциональные звенья управления рассматриваются как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл. Мотивационно – целевая функция. Выбор цели это исходная позиция, первый этап управления, его творческая составная часть. По источнику и способу образования цели могут быть внутренними, формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно , либо внешними , если они задаются извне. Это характерно для педагогических систем, для которых цели задаются обществом. Основная задача мотивационно – целевой функции заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей. Обеспечить способы, средства для всех участников педагогического процесса, удовлетворять эти потребности – важнейшая задача школьных менеджеров.
29. Формирование организационных структур управления качеством образования.
Данное направление деятельности первоначально связано с выбором типа ОУ (глава 4). В данном случае мы остановимся на организационных основах эффективного управления.
Организационные отношения можно определить как связи между людьми, устанавливаемые в процессе распределения и закрепления за ними функций их совместной деятельности. Организационные отношения существуют объективно и отражают процессы разделения и кооперации труда. Сама организационно-исполнительская деятельность циклична и состоит из 6 этапов: анализа, целеполагания, прогнозирования, планирования, исполнения, контроля, регулирования и коррекции. Организация в системе управления направлена на формирование управляющей и управляемой подсистем, определение прав и полномочий каждого звена управления (см. приложение). При определении функционала в ОУ важно соответствие возлагаемых полномочий и представляемых прав должностному положению, организационным способностям, уровню общей культуры, профессиональной готовности педагога, ее индивидуальным возможностям. Все это приводит к определению меры ответственности каждого участника управления на любом уровне за результаты работы системы, повышению роли человеческого фактора в педагогическом процессе.
Делегирование прав и обязанностей, использование научной организации труда (НОТ) позволяет на деле превратить систему образования в самоуправляющуюся систему.
30. Система школьного образования.
На данный момент система школьного образования в Казахстане является одиннадцатилетней и подразделяется на 3 этапа: Начальный (1-4 классы); Основной (5-9 классы); Старший (10-11 классы). К 2020 году, для того чтобы перераспределить нагрузку на детей и повысить эффективность школьного образования, планируется переход на двенадцатилетнюю систему обучения, принятую в большинстве высокоразвитых стран. Также планируется введение двенадцатибалльной системы оценивания знаний. Основными трудностями перехода на современную эффективную систему школьного образования является недостаточное финансирование учреждений и неподготовленность преподавательского состава к переменам. Современные педагоги должны постоянно повышать свою квалификацию, используя опыт заграничных коллег, осваивать новые техники преподавания и применять их на практике.
Однако позитивные изменения все-таки есть в системе образования Казахстана. С пятого класса вводятся в программу обучения начальные знания по химии, биологии и физике. В старших классах у детей появится возможность самостоятельно выбирать интересующие его предметы. Такие реформы позволяют формировать с ранних лет всесторонне развитую личность.
по дисциплине «Современные образовательные технологии»
1. Предмет и задачи современных образовательных технологий
Предмет педагогической технологии - это конструирование систем школьного обучения и профессиональной подготовки. Системный подход охватывает все основные стороны разработки концепции обучения – от постановки целей и конструирования учебного процесса до проверки эффективности работы новых учебных систем, их апробирования и распространения.
Содержание дисциплины позволяет освоить знания и умения в применении педагогических технологий в практике преподавания специальных дисциплин.
Дисциплина предусматривает формирование профессионально-педагогической технологической компетентности педагога профессионального обучения.
Задачи:
- сформировать понимание роли и места педагогических технологий в профессионально-педагогической деятельности;
- осознать особенности моделей педагогических технологий и приобрести навыки разработки отдельных её компонентов;
- ознакомиться с областями и границами применения технологий профессионального обучения;
- сформировать понимание многообразия педагогических технологий.