Комплексный экзамен по специальности
Комплексный экзамен по специальности
М010300 – Педагогика и психология (профильное направление)
УТВЕРЖДАЮ Председатель УМС ________________ Шайжанов М.К. протокол №___ от «___» ______ 2017 г. |
ВОПРОСЫ
по дисциплине « Методология и методы педагогических исследований»
1. Научное творчество студентов в системе их профессиональной подготовки
Современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач. Эти качества необходимо формировать в вузе. Воспитываются они через активное участие студентов в научно-исследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.
Конечным результатом творчества является обязательно создание чего-то нового, исследование неизвестного.
Правильно организованная и спланированная научно-исследовательская работа студентов в процессе обучения в вузе выполняет ряд функций:
- образовательную
- организационно-ориентационную:
- аналитико-корректирующую
- мотивационную
- развивающую
- воспитывающую
Формы и методы привлечения студентов к научному творчеству можно разделить на научно-исследовательскую работу, включенную в учебный процесс, а также на научно-исследовательскую работу, выполняемую студентами во внеучебное время.
К эффективным методам и формам, активизирующим исследовательские умения и творческий потенциал студентов, относятся:
использование эвристических методов,
организация и проведение со студентами дискуссий, привлечение к участию в дискуссиях специалистов;
привлечение студентов к разработке исследовательских проектов;
привлечение студентов к работе в малых исследовательских группах в рамках проектного обучения.
Методология педагогических исследований
Методология педагогики - учение о принципах, формах и методах научного познания педагогической действительности
В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют три уровня:
методы эмпирического исследования;
методы теоретического познания;
общелогические методы и приемы исследования.
I. Методы эмпирического исследования.
1. Наблюдение
2. Эксперимент
3. Сравнение
4. Описание
5. Измерение
II. Методы теоретического познания.
1. Формализация
2. Аксиоматический
3. Гипотетико-дедуктивный метод
4. Восхождение от абстрактного к конкретному
III. Общелогические методы и приемы исследования.
1. Анализ
2. Абстрагирование
3. Обобщение
4. Идеализация
5. Индукция
6. Аналогия
7. Моделирование
8. Системный подход
Анализ состояния исследуемого вопроса.
Основные источники анализа состояния исследуемого вопроса:
литературные, документальные, фактический материал.
Методика изучения литературных источников с применением рациональных приемов работы над текстом: аннотирование составление конспектов, тезисов, реферирование, выписки
Каждое научное исследование начинается с тщательного изучения научно-технической информации по заданной теме. Проработка и анализ информации, ее систематизация позволяют всесторонним образом изучить состояние вопроса по теме исследования, уточнить при необходимости его цели и задачи.
Первичная информация по теме исследования может быть получена с помощью учебников, справочников и обзоров. Они позволяют выявить существо вопроса, определить основную литературу, связь интересующего вопроса со смежными науками и т. д.
Наиболее интересные результаты содержат обзоры. В них помещаются краткие сведения и, материалы, отражающие последние достижения науки и техники в РК и за рубежом.
Дальнейшее углубление информации по теме исследования может быть достигнуто за счет использования найденных ссылок и ознакомления с оригинальной литературой.
Подготовка и проведение педагогического эксперимента.
Подготовка к проведению эксперимента состоит из ряда задач: 1) выбор необходимого числа экспериментальных объектов (числа школьников, классов, школ и др.); 2) опре деление необходимой длительности проведения эксперимента. 3) выбор конкретных методик для изучения начального состояния экспериментального объекта, анкетного опроса, интервью, для создания соответствующих ситуаций, экспертной оценки и др.; 4)определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействий.
Проведение эксперимента предполагает три основных этапа работы.
Первый этап – подготовительный, на котором решаются следующие задачи: формулирование гипотезы, предположения, выводы о правильности которого следует проверить; выбор необходимого числа экспериментальных объектов (испытуемых, подразделений, расчетов, учебных групп, учебных заведений и др.); определение необходимой длительности проведения эксперимента; разработка методики его проведения; выбор методов для изучения начального состояния экспериментального объекта: анкетный опрос, интервью, экспертная оценка и др.; проверка доступности и эффективности разработанной методики эксперимента на небольшом числе испытуемых; определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих воздействий.
Второй этап – непосредственное проведение эксперимента. Он должен дать ответ на вопросы об эффективности новых путей, средств и методов, вводимых экспериментатором в педагогическую практику. На этом этапе создается экспериментальная ситуация. Суть ее заключается в формировании таких внутренних и (или) внешних экспериментальных условий, в которых изучаемая зависимость, закономерность проявляется наиболее чисто, без воздействия случайных, неконтролируемых факторов.
Третий этап – завершающий, когда оцениваются результаты эксперимента: отмечаются последствия реализации экспериментальной системы мер (конечное состояние уровня знаний, умений, навыков, уровня воспитанности и др.); характеризуются условия, при которых эксперимент дал благоприятные результаты (дидактические, организационные, учебно-материальные, психологические и др.); описываются особенности участников экспериментальных воздействий и взаимодействия; предоставляются данные о затратах времени, усилий и средств; указываются границы применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.
Планирование внедрения результатов педагогических исследований в практику.
Самое важное в завершенном педагогическом исследовании — это внедрение его результатов в практику. Под внедрением результатов понимается целый комплекс мероприятий, реализуемых в определенной последовательности, включающих информирование педагогической общественности о полученных выводах или выявленных закономерностях, дающих основание для внесения каких-либо изменений в практику (через педагогическую печать, в устных выступлениях и т. д.); создание новых учебных и методических пособий, базирующихся на полученных данных экспериментального исследования (например, при перестройке обучения в начальной школе); разработка методических инструкций и рекомендаций и т. д. При этом, если подтверждается эффективность и действенность каких-либо педагогических находок учителей-практиков и они получают научное осмысление, интерпретацию и обоснование, организуется пропаганда их опыта, показывается возможность переноса его в иные условия (например, так была организована пропаганда опыта липецких учителей, усовершенствовавших методику организации урока).
Залогом успешного внедрения и распространения результатов педагогических исследований и изученного и научно обоснованного передового опыта является творческое содружество учителей и работников педагогической науки, интерес учителей к чтению научно-педагогической и методической литературы, стремление лично, непосредственно участвовать в опытной и экспериментальной работе, особенно на том этапе, когда организуется массовая проверка новых учебно-методических материалов, в которых заложены новые идеи и отражены результаты научно-педагогических исследований.
по дисциплине «Методологические подходы к управлению системы образования»
Образование как общественное явление.
Под определением понятия «образование» подразумевается не только систематический и целенаправленный процесс, но и результат усвоения личностью знаний, умений и навыков, формирование познавательных процессов, индивидуального мировоззрения, формирование ума и чувственных ощущений.
Поэтому в понятие образования включены не только знания, умения и навыки, которые являются итогом обучения, но и навык и умение анализировать, думать, творить, сравнивать и давать оценку с этических и морально-нравственных позиций всему происходящему вокруг как постоянно происходящий процесс общения и деятельности человека.
Цель образования можно рассматривать, как государственную и личностную. Образование имеет огромное государственное значение и направлено на улучшение жизнеобеспечения общества, развитие его цивилизованности и культуры. Образование не происходит само по себе, оно требует значительных и целенаправленных усилий со стороны общества и государства, а также со стороны самого объекта и субъекта образования. Для успешного процесса образования государство обязано обеспечить материальную основу и создать организационную структуру образовательной системы. На плечи общества ложится ответственность за обеспечение моральной и духовной основы, направленной на побуждение мотивации и создании стимулов к получению образования. Для повышения эффективности образования общества в целом необходимо соответствующим образом направлять воспитательный и обучающий процессы, начиная с раннего возраста ребенка.
Образование как педагогический процесс.
Современные условия жизни дают человеку огромное количество возможностей для самостоятельного приобретения знаний, поэтому сложно оценивать объективно уровень образованности человека в целом. Доминирующее направление образованности оценивать еще сложнее, так как, человек, находясь в постоянном поиске, может в разные периоды жизни интересоваться и совершенствовать свои навыки и умения в разных областях науки и видов деятельности.
Современный образованный человек считается таковым, при условии обладания им не только профессиональных возможностей, но и определенных духовных и моральных ценностей. Образование направлено на формирование всесторонне развитой, целостной личности, соответствующей нормам и требованиям современного общества. Образование, являясь частью педагогического процесса, должно содержать элементы, способствующие привить человеку социально-приемлемые нормы и правила поведения, создать правильное представление о функциях и возможностях человека в обществе.
3. Основные цели и задачи образования.
Цель образования имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внешняя цель образования как государственного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии его производительных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества. Внутренняя целевая направленность образования заключается в развитии личностного потенциала, в овладении прочными знаниями, умениями и навыками с возможностью их применения на практике.
Образование осуществляется в ходе педагогического процесса, который представляет собой комплекс целенаправленных педагогических воздействий. Их целью является передача подрастающему поколению знаний об окружающем мире, социального опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, а также выработка социально приемлемых и социально одобряемых форм поведения. То есть в рамках педагогического процесса путем целенаправленного развития интеллектуального, нравственного, эстетического и физического потенциала решается важнейшая задача общества по формированию личности.
4. Современные системы образования.
Система образования - это своеобразная иерархическая структура учебных заведений, которая позволяет человеку освоить знания, умения и навыки в процессе обучения.
Система образования индивидуальна для каждой страны.
Британская система образования имеет право называться самой традиционной и самой качественной.
Школьное образование состоит из трех этапов: начальное, среднее и старшая школа.
Система высшего образования состоит из университетов и профессиональнвх колледжей.
В настоящее время отечественная система образования проходит путь постепенной интеграции в международную образовательную систему. Казахстан, подписав Болонскую декларацию, открыл для себя дверь в мировую образовательную систему. И на сегодня республика находится на втором месте в мире по числу вузов, подписавших Великую хартию университетов, уступая первенство Италии, откуда и начался отсчет присоединения государств в своей образовательной политике к болонскому процессу.
Закон о науке
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области науки и научно-технической деятельности, определяет основные принципы и механизмы функционирования и развития национальной научной системы Республики Казахстан.
14. Концепция непрерывного педагогического образования РК
Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой формации (далее — Концепция) является стратегическим документом, определяющим цель, задачи и основные направления развития педагогического образования Республики Казахстан. Данный документ разработан в соответствии с нормативно-правовой базой, действующей в сфере образования Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «Об образовании», Государственной программой развития образования в Республике Казахстан до 2010 года, Посланием Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации», а также с учетом рекомендаций Конвенции по техническому и профессиональному образованию, Декларации Всемирной конференции по высшему образованию, совещания министров образования Европейских стран в Болонье, рекомендаций ЮНЕСКО по непрерывному образованию. Вышеуказанные международные документы свидетельствуют о глубокой озабоченности мирового сообщества проявлениями кризиса образования, который в тех или иных формах дает знать о себе во всех странах мира. Он связан не только с недостаточной эффективностью образования, с упущениями в интеллектуальном, личностном, нравственно-духовном развитии молодого поколения, но и в неготовности системы образования формировать менталитет личности, а, следовательно, и всего социума в духе общечеловеческих ценностей, толерантности и сотрудничества. Вместе с тем именно образование как сфера, наиболее тесно связанная со становлением личности человека, в состоянии преодолеть негативные тенденции в развитии общества. Ключевой фигурой в этой сфере был и всегда остается педагог — компетентный специалист, владеющий всем арсеналом средств, социально зрелая, творческая личность, способная и стремящаяся к профессиональному самосовершенствованию. Педагогическое образование является приоритетным звеном всей системы образования, так как определяет эффективность ее функционирования в целом и каждого ее звена в отдельности. Целью педагогического образования на разных его этапах должно стать содействие развитию компетентности педагога, его способности решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими направлениями обновления
- Современные образовательные технологии в высшей школе
В современной высшей школе технологизация выступает как одна из норм проектирования образовательного процесса, что подтверждает требование – при проектировании ООП ВПО указывать (в разделе рабочей программы "Образовательные технологии") используемые при реализации различных видов учебной работы образовательные технологии. В современной педагогической теории и практике сложилась устойчивая традиция под технологизацией образования понимать систематизацию процесса обучения: закрепление и нормирование в деятельности педагога целей, форм, организаций, процедур, результатов и др. Более точное понимание сущности терминов "педагогическая технология" и "технологизация образовательного процесса" требует обращения к истории их происхождения. В современной высшей школе технологизация выступает как одна из норм проектирования образовательного процесса, что подтверждает требование – при проектировании ООП ВПО указывать (в разделе рабочей программы "Образовательные технологии") используемые при реализации различных видов учебной работы образовательные технологии. В современной педагогической теории и практике сложилась устойчивая традиция под технологизацией образования понимать систематизацию процесса обучения: закрепление и нормирование в деятельности педагога целей, форм, организаций, процедур, результатов и др. Более точное понимание сущности терминов "педагогическая технология" и "технологизация образовательного процесса" требует обращения к истории их происхождения. 1) построением четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни – такие системы или иерархии получили название педагогических таксономий (Б. Блум, Д. Кравтоль и др.); 2) созданием максимально ясного, конкретного языка для описания целей обучения, на который преподаватель может перевести недостаточно ясные формулировки (Дж. Блок, Л. Андерсон, Н. Гронлунд и др.).
Ориентация на четкие диагностические цели определила особую роль оценивания в рамках педагогической технологии. Считается, что цель поставлена диагностично, если соблюдены следующие условия: – дано настолько точное описание прогнозируемого результата обучения, что его можно безошибочно выявить среди любых других; – имеется способ, "инструмент", критерий для однозначного выделения этого результата; – существует шкала оценок, опирающаяся на результаты измерений. Технологический подход к организации учебного процесса изменяет формы взаимодействия обучающих и обучаемых, а также обучающихся между собой. На смену традиционным приходят формы активного и интерактивного инновационного обучения (см. параграф 3.6). Изменение целей, содержания и форм обучения оказывает существенное влияние и на характер общения преподавателя и обучаемого, на атмосферу их взаимодействия. Партнерство, равенство личностей в выборе, поступках, ответственности, положительный эмоциональный фон – все это становится перманентной доминантой отношений.
- Технология составления учебно-педагогических материалов
- Инновационные технологии обучения
- Концепция личностно-ориентированного образования
- Сущность и содержание проблемного обучения
- Сущность и содержание развивающего обучения
- Информационные технологии
- Технология педагогического проектирования
- Научные основы образовательных технологий в высшей школе
- Компоненты современных образовательных технологий при подготовке и чтении лекции
- Компоненты современных образовательных технологий при подготовке семинарского занятия
- Компоненты современных образовательных технологий при подготовке и организации СРСП и СРС
- Организация педагогического контроля в условиях кредитной системы обучения
- Новые образовательные технологии в высшей школе
- Организация учебного процесса в высшей школе на основе кредитной системы обучения
- Модульное обучение
Рассмотрено на заседании кафедры «Пи СГД»,
протокол №___ от «___» __________ 201_ г.
Заведующий кафедрой «ПиСГД»
________________ Даубаев К.Ж.
Рассмотрено на заседании УМБ факультета «ГЮ»,
протокол № ___ от «____» ___________ 201__ г.
Председатель УМБ факультета «ГЮ»
_______________ Капсалямов К.Ж.
Комплексный экзамен по специальности