Признаки, структура и специфика различных видов научных текстов
В практике вуза используются самые разнообразные научные тексты – конспекты, рефераты, которые пишут студенты; монографии, изучение которых нужно для дипломной работы; лекции, создаваемые преподавателем.
Работая с ними, необходимо помнить, что научные тексты бывают первичными и вторичными. Первичные – это первоисточники, оригиналы. К ним относятся, например, научная статья, монография. Научная статья – сочинение, в котором автор излагает результаты собственного исследования. Монография – научный труд, посвященный изучению одной темы.
Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору.
В научном тексте (первичном и вторичном) выделяют следующие части: заголовок, вводная часть (формулируется цель работы и обосновывается выбор темы исследования, описываются методы исследования). Основная часть членится на главы в соответствии с задачами работы. Каждая новая мысль оформляется в новый абзац. Заключение имеет форму выводов или краткого резюме.
Работа над текстом начинается с введения. Это не просто часть работы, но и документ, характеризующий работу. Оно начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Далее необходимо показать знакомство автора с имеющимися источниками, его способность к критическому мышлению в оценке уже сделанного предшественниками. Отсюда логически вытекает цель заявленной работы. Следующий этап работы – рассказ о методике исследования проблемы. Формулировка целей и задач исследования должна быть четкой и краткой, логически корректной. Если цель может быть одна, то задач должно быть несколько, они представляют собой тактику реализации цели. Часто формулировки задач совпадают с названиями глав и параграфов основной части. Задачи даются в форме перечисления.
Содержание основной части зависит от темы. Названия параграфов должны быть сформулированы так, чтобы не выходить за пределы, очерченные названием главы. Общее содержание основной части должно соответствовать теме исследования и служить ее раскрытием.
Важную функцию выполняет заключение. В нем воспроизводится весь путь исследования. Необходимо подать логически вытекающие из него выводы. Выводы должны соотноситься с поставленными вначале задачами. Заключение – это своеобразный отчет о проделанной работе, где показываются реальные достижения, указывается при необходимости практическая польза.
Важными элементами являются также библиография и приложения.
В практике вуза студентами широко используется вторичный текст. Он создается в результате компрессии (лат. сжатие). С помощью компрессии текст становится меньше по объему, в нем легче выделить основные положения и наиболее значимые моменты. Последовательность действий при компрессии такова:
1. Чтение текста и выделение ключевых слов.
2. Написание вторичного текста с использованием соответствующих речевых клише.
3. Использование слов с обобщенно-абстрактным значением для того, чтобы передать основное содержание абзаца (задачи, точка зрения, выводы и т.д.)
Самый простой вид компрессии – план. Планы бывают вопросные, назывные и тезисные.
Вопросный план использует вопросительные слова (Какова роль информации в современном мире?).
Назывной план определяет подтемы текста и использует для определения назывные предложения (Роль информации в жизни человека).
Тезисный план отражает ключевые предложения текста и использует также глагольные формы (Роль информации в жизни общества чрезвычайно велика, так как тот, кто владеет информацией, владеет ситуацией).
В практике вуза, а также в профессиональной деятельности требуется умение написать тезисы. Тезисы – кратко сформулированные основные положения статьи, доклада. Они могут быть первичными и вторичными.
Первичные тезисы – это краткое изложение содержания публичного выступления (для себя).
Вторичные пишутся на основе работы другого автора (статьи, монографии, лекции).
В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. Каждый тезис освещает микротему и составляет, как правило, отдельный абзац. Тезисы раскрывают решение проблем, вопросов, тогда как план их только называет. В них отсутствуют цитаты и примеры. Как правило, предложения с тезисами строятся с употреблением отглагольных сказуемых, безличных предложений.
Аннотация (лат. заметка) – краткая характеристика содержания (описание) статьи, книги. Она дает общее представление о статье (о чем идет речь), а не раскрывает сущность затронутых проблем. Аннотации бывают:
информационные (дается описание, но нет оценки),
рекомендательные (дается характеристика и рекомендации для практического применения),
групповые (характеристика нескольких произведений).
Перед текстом даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме (в именительном падеже). Аннотация состоит из 2-х главных частей: в первой дается библиографическое описание, формулируется тема, во второй перечисляются основные проблемы или положения. В конце может указываться адресат. Используются следующие речевые клише:
В книге исследуется (что?); показан (что?); большое место занимает рассмотрение (чего?); в монографии дается характеристика (чего?); в книге приведены примеры, иллюстрации; в книге анализируется (что?); главное внимание обращается (на что?); в работе нашли отражение проблемы; в заключении кратко разбирается (что?); сборник рассчитан (на кого?); статья рекомендуется, предназначена...
Схема аннотации: кто, о чем, из каких частей, как, для кого. Она невелика по объему и состоит из простых предложений. Ее можно увидеть на обратной стороне титульного листа, например, учебников, справочников.
Реферат (лат. доказывать, сообщать) – краткое изложение научной работы или нескольких научных работ, т.е. сообщение о том, какая информация содержится, что излагается.
Основные требования к написанию реферата – объективность изложения и выявление нового, существенно важного. Изложение одной работы обычно содержит указание на тему и композицию реферируемой работы, перечень ее основных положений с приведением аргументации. Такой реферат называется простым информационным.
В России издаются специальные реферативные журналы, которые содержат рефераты из разных областей науки.
Студенты пишут рефераты на определенные темы, т.е. тематические рефераты. Для их описания могут быть привлечены 2-3 научные работы. Такой реферат будет обзорным. Простой информативный реферат может содержать оценку положений, высказываемых автором работы. Эта оценка обычно выражает согласие или несогласие с точкой зрения автора.
Особенность реферата заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов или субъективной оценки. Реферат содержит иллюстративный материал в отличие от аннотации. Объем реферата колеблется от 5 до 15 печатных листов через 2 интервала.
Перед началом работы, выбрав тему, необходимо наметить план и подобрать литературу. Различают рефераты продуктивные и репродуктивные. Продуктивные предполагают творческое (критическое) осмысление научной литературы. Репродуктивные воспроизводят содержание первичного текста. Они делятся:
Репродуктивный – реферат-конспект, реферат-резюме;
Продуктивный – реферат-обзор, реферат-доклад.
Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактический материал, иллюстрации, сведения о методах исследования, о полученных результатах, возможности применения.
Реферат-резюме приводит только основные положения, связанные с темой текста.
Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения.
Реферат-доклад дает анализ информации первоисточника и объективную оценку состояния проблемы.
В структуре реферата выделяют три главных компонента:
Вводная часть – библиографическое описание.
Собственно текст, состоящий из вступления, основной части и заключения.
Выводы, справочный аппарат.
Критерии оценки реферата: соответствие содержания теме, глубина проработки материала, правильность и полнота использования источников, использование речевых клише.
Как правило, используются речевые клише, необходимые для создания реферата:
библиографическое описание («в статье, помещенной в журнале, в сборнике», «статья носит название»);
тема статьи, книги («предлагаемая книга посвящена теме», «проблеме», «выбор темы закономерен», «статья представляет собой изложение, обобщение»);
композиция («статья делится на 3 части»);
основное содержание («автор затрагивает», «касается», «останавливается», «ставит вопрос о том...», «автор доказывает справедливость утверждения», «автор опровергает», «в подтверждение своей точки зрения автор приводит факты, доказывающие справедливость...»);
заключение, выводы автора («автор подводит к выводам», «несомненный интерес представляют выводы автора о том, что выполненные исследования показывают», «на основании полученных данных был сделан вывод о том...»);
оценка референта (автор убедительно доказывает, к недостаткам работы можно отнести).
Реферат должен иметь титульный лист, план-оглавление, введение, основную часть, заключение, библиографию.
Титульный лист содержит следующие сведения:
название вуза,
название кафедры,
тема реферата,
данные о студенте и руководителе,
указание на место написания и год написания.
Еще одна разновидность реферата, который выполняют студенты, - это изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Преподаватель оценивает умение работать с научной литературой, вычленять проблему из контекста, навыки логического мышления, культуру письменной речи, знание правил оформления научного текста, ссылок, составления библиографии.
Реферат часто путают с научным докладом. Доклад предназначен для устного выступления, поэтому надо различать его письменный вариант и само выступление.
Рецензия (лат. рассмотрение) – письменный разбор текста, предполагающий комментирование основных положений работы (т.е. толкование авторской мысли, выражение своего отношения к проблеме, аргументацию и оценку, выводы о ценности работы).
В структуру рецензии входят:
введение, указывающее на проблемы и задачи (в последнее время появилось много работ на заданную тему, автор статьи – известный ученый),
характеристика,
краткое содержание (статья посвящена теме, проблемам, в статье рассматриваются, автор описывает методы),
оценочная часть — достоинства и недостатки (к достоинствам работы относятся, необходимо отметить творческий характер исследований, выводы),
выводы (оценивая работу в целом, необходимо отметить, следует подчеркнуть).
Конспект – конспектирование – письменная фиксация основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит компрессия первичного текста. Запись позволяет восстановить, развернуть исходную информацию, при этом отбирается только нужный и важный материал.
Различают:
конспект-план,
конспект-схему,
текстуальный конспект.
Чтобы написать конспект, необходимо:
выделить смысловые части, где собрана информация по теме; в каждой смысловой части сформулировать микротему с опорой на ключевые слова и ключевые фразы;
выделить в каждой части главную и дополнительную информацию, главная информация фиксируется в конспекте, избыточная убирается;
записать важную информацию своими словами или с использованием цитат и сокращений.
При конспектировании надо записать все выходные данные источника (год, место издания, автор, название). На странице выделить поля, лучше справа и слева. Слева отмечаются страницы оригинала, структурные разделы, формулируются основные проблемы. Справа записываются собственные выводы, ссылки на другие источники. В центральной части страницы записывается краткое изложение содержания текста. Оно включает цитаты, факты, расчеты.
21. Основные принципы академического письма.
Типы логического порядка текста Хронологический порядок – это порядок изложения во времени, т.е. последовательность событий или фаз процесса, как например, этапы развития школы, последовательность разработки инновационного проекта, описание учебного процесса и т.д.. В логическом разделении идей тема разделяется на части, и каждая из частей обсуждается отдельно. Например, введение в программу школы основ православной культуры может обсуждаться с точки зрения социальных, психологических и политических последствий для общества. Последовательность изложения этих блоков разделенных идей в тексте также определяется логикой (например, приоритетностью, степенью воздействия или масштабами). В причинно-следственном порядке обсуждаются причины или следствия (результаты) каких-либо действий, событий или процессов. В тексте могут обсуждаться одновременно и причины, и следствия, как например, результаты принятия нового государственного стандарта, влияние изменения административного статуса района на работу системы образования, новая кадровая политика директора школы, анализ причин падения успеваемости и т.д. Сравнение / противопоставление – это логический порядок, в котором обсуждается сходство и/или различия между двумя или более явлениями или предметами, как например, успехи школы до и после внедрения новых технологий обучения или сравнительный анализ различных инновационных программ. Абзац Абзац имеет свою структуру из трех элементов: все абзацы имеют заглавное предложение и поддерживающие предложения, а некоторые абзацы имеют и заключительное предложение. Заглавное предложение передает основную мысль абзаца. Оно не только называет тему абзаца, но и ограничивает эту тему рамками специфического аспекта, который может быть полностью рассмотрен в одном абзаце. Та часть заглавного предложения, которая называет специфический аспект, называется контрольной мыслью
Структура текста Введение в формате абзаца состоит из двух частей: несколько общих утверждений, которые интригуют или привлекают интерес читателя и тезисное утверждение, в котором заявлена основная идея текста. Тезисное утверждение играет во введении ту же роль, что и заглавное предложение в абзаце: оно называет тему и дает читателю представление об общей идее содержания текста, однако идет не первым. Основные шаги: · введите тему и охарактеризуйте ее контекст и важность; · укажите проблему или противоречие, или недостаток знания в области исследования; · дайте определение теме; · укажите цель исследования; · дайте обзор аспектов и/или структуры вашего текста. Основная часть текста состоит из нескольких абзацев. Каждый абзац развивает подраздел основной темы, поэтому число абзацев будет варьироваться в зависимости от количества этих подразделов или подтем. Заключение, как и заключительное предложение абзаца, содержит обзор основных идей основной части. Хорошее заключение – это не конец, а начало. Заключение – важнейшая из частей, которая заключает самую важную мысль (или комплекс мыслей) автора, а самое важное в мысли – это ее цель, адресованная читателю. Если вы сказали что-то новое, то это новое должно вести нас вперед, открывать перспективы или заставлять задуматься. Ради этого все затевается: интрига введения и удобная, ведущая за собой структура текста, завлекающие заглавные предложения и яркие детали поддерживающих, ясный язык и выдержанный стиль. Основное наполнение: · Краткий пересказ основных позиций; · Заключительный комментарий и/или Суждение/оценка и/или Дальнейшие перспективы и/или Рекомендации (взгляд в будущее). Предложение Предложение содержит одну законченную мысль. Простое предложение должно содержать субъект и глагол. Следует помнить о двух типах субъектов: существительное и инфинитив, напр.: Наносить травму ребенку недопустимо