Iv. о воспоминаниях детства и покрывающих воспоминаниях.
В самых ранних воспоминаниях детства обыкновенно сохраняются безразличные и второстепенные вещи, в то время как важные, богатые аффектами впечатления не оставляют в памяти никакого следа. Так как известно, что память производит известный выбор среди тех впечатлений, которыми она располагает, то следовало бы предположить, что этот выбор следует в детском возрасте совершенно иным принципам, нежели в пору интеллектуальной зрелости.
Безразличные воспоминания детства (называются ˝покрывающими воспоминаниями˝) обязаны своим существованием известному процессу смещения, т.е. они сохранились по причине ассоциативной связи с вытесненнымивоспоминаниями.
Воспоминания бывают:
покрывающие;
предваряющие (забегающие вперед);
примыкающие (покрывающее воспоминание связано с покрытым впечатлением не только по содержанию, но и по времени);
Забывание собственных имени образование покрывающих воспоминаний— процессы однородные.
Сходства: оба феномена основаны на забывании; интеллектуальное ощущение дает знать о вмешательстве некоего препятствия (при забывании – понимание забывания, при воспоминании – удивление, что мы это помним);
V. ОБМОЛВКИ
˝Как жаль, что она так скоро выздоровела˝ (эгоистический мотив подольше лечить богатую больную).
Мерингер и Майер:
перемещения(например: Milo von Venus вместо Venus von Milo [Милос из Венеры вместо Венера из Милоса]);
предвосхищенияили антиципации (например: es war mir auf der Schwest... auf der Brust so schwer [Мне было на сердце (досл.: на груди) так тяжело, но вместо Brust — грудь вначале было сказано Schwest...);
отзвукиили постпозиции(например: Ich fordere Sie auf, auf das Wohl unseres Chefs aufzustofien вместо anzustofien [«Я предлагаю вам отрыгнуть (вместо: чокнуться) за здоровье нашего шефа»]);
контаминации(„Der Apfe..."= Affe (обезьяна) + Apfel (яблоко));
замещения(Ich gebe die Praparate in den Briefkasten вместо Brutkasten [«Я ставлю препараты в почтовый ящик» вместо «в термостат»]).
Объяснение: различие психической интенсивности произносимых звуков.
Образование замещений и контаминации при обмолвках - начало той работы сгущения, результаты которой мы обнаруживаем при построении сновидения.
VI. Очитки и Описки
А. Очитки
При очитке одна из 2 конкурирующих тенденций заменяется сенсорным возбуждением и, возможно, поэтому менее устойчива.
Например, страсть Фрейда к коллекционерству проявлялась в том, что он в новом городе на любой вывеске мало-мальски подходящей для этого читал ˝антиквариат˝.
Б. Описки
Оправдание популярного еженедельника, напечатанное в ответ на обвинение его в ˝продажности˝: ˝Наши читатели засвидетельствуют, что мы всегда самым корыстным образом отстаивали общественное благо˝.
Описки часто выдают скрытое намерениеили отношение.Например, Фрейд неправильно пишет фамилию автора, однофамилец которого разозлил его своей критикой.
Внимание не играет столь существенной роли при обмолвках, описках и т.д., которую им приписывал Вундт, а причиной, чаще всего, является ˝посторонняя мысль, ˝предъявляющая˝ свои требования.