I. забывание собственных имен.
I. ЗАБЫВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН.
Забывание имеет собственных - не случайное психическое явление, т.к. замещающие имена состоят в связи с забытыми.
Условия забывания и неправильного воспроизведения:
1) предрасположение, благоприятное для забывания;
2) незадолго перед тем происшедшее подавление;
3) возможность установить внешнюю (пусть даже поверхностную) ассоциативную связь между соответствующим именем и подавленным элементом.
Забывание или ошибочное воспроизведение - акт, мотивированный вытеснением. Подавленный элементстремится пробиться наружу, но удается это ему лишь там, где имеются благоприятные условия.
Имена-заместителимогут всплывать самопроизвольно или их можно вызвать усилением внимания при условии наличия определенного внутреннего условия (свойства психического материала наподобие легкости).
II. ЗАБЫВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ.
Например, молодой человек забыл слово ˝ aliquis ˝ из латинской цитаты, поскольку оно ассоциировалось у него с жертвой и кровью, что, учитывая ситуацию, было связано с ожиданием возможных известий о нежелательной беременности его любовницы.
Один из механизмов забывания: нарушение хода мысли силою внутреннего протеста, исходящего от чего-то вытесненного.
III. ЗАБЫВАНИЕ ИМЕН И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
Забывание строк стихотворений: ˝И дремлет качаясь, и снегом сыпучим покрыта, как ризой, она…˝, снег ассоциируется с саваном, которым накрывают покойников, что вызывает в памяти ассоциативный ряд, вызывающий страх смерти и забывание строки˝.
Забытое или искаженное слово или словосочетание соединяется ассоциативным путем с известным бессознательным представлением, от которого и исходит действие, выражающееся в форме забывания!!!
При забывании имен благоприятствуемая усталостью, расстройством циркуляции, интоксикацией, неизвестная психическая сила понижает способность располагать имеющимися в моих воспоминаниях собственными именами
Забывание имен имеет отношение к какой-либо личной теме, способной вызвать сильные аффекты, т.к. затрагивает˝личный комплекс˝ (˝профессиональный комплекс˝ или ˝семейный комплекс˝).
Связь между забытым именем и воспроизведенным устанавливается зачастую путем искусственных комбинаций и при помощи поверхностных ассоциаций.
Комплексы ˝самоотношения˝(личные, семейные, профессиональные)наиболее сильные - принуждает сравнивать услышанное о других людях, с собой, словно при всяком известии о других приходят в действие мои личные комплексы.
Механизм забывания имен = расстройство предстоящего воспроизведения имени посторонним несознаваемым рядом мыслей.
V. ОБМОЛВКИ
˝Как жаль, что она так скоро выздоровела˝ (эгоистический мотив подольше лечить богатую больную).
Мерингер и Майер:
перемещения(например: Milo von Venus вместо Venus von Milo [Милос из Венеры вместо Венера из Милоса]);
предвосхищенияили антиципации (например: es war mir auf der Schwest... auf der Brust so schwer [Мне было на сердце (досл.: на груди) так тяжело, но вместо Brust — грудь вначале было сказано Schwest...);
отзвукиили постпозиции(например: Ich fordere Sie auf, auf das Wohl unseres Chefs aufzustofien вместо anzustofien [«Я предлагаю вам отрыгнуть (вместо: чокнуться) за здоровье нашего шефа»]);
контаминации(„Der Apfe..."= Affe (обезьяна) + Apfel (яблоко));
замещения(Ich gebe die Praparate in den Briefkasten вместо Brutkasten [«Я ставлю препараты в почтовый ящик» вместо «в термостат»]).
Объяснение: различие психической интенсивности произносимых звуков.
Образование замещений и контаминации при обмолвках - начало той работы сгущения, результаты которой мы обнаруживаем при построении сновидения.
VI. Очитки и Описки
А. Очитки
При очитке одна из 2 конкурирующих тенденций заменяется сенсорным возбуждением и, возможно, поэтому менее устойчива.
Например, страсть Фрейда к коллекционерству проявлялась в том, что он в новом городе на любой вывеске мало-мальски подходящей для этого читал ˝антиквариат˝.
Б. Описки
Оправдание популярного еженедельника, напечатанное в ответ на обвинение его в ˝продажности˝: ˝Наши читатели засвидетельствуют, что мы всегда самым корыстным образом отстаивали общественное благо˝.
Описки часто выдают скрытое намерениеили отношение.Например, Фрейд неправильно пишет фамилию автора, однофамилец которого разозлил его своей критикой.
Внимание не играет столь существенной роли при обмолвках, описках и т.д., которую им приписывал Вундт, а причиной, чаще всего, является ˝посторонняя мысль, ˝предъявляющая˝ свои требования.
Б. Забывание намерений
Намерение — это импульс к действию, уже встретивший одобрение, но выполнение которого отодвинуто до известного момента.
Забывание намеренийсводится к вторжению неизвестных и непризнанных мотивов (к ˝встречной воле˝). Это может быть вызвано связью сопряженных с выполнением намерения действий с неприятными аффектами, отсутствием заинтересованности, пренебрежением к просящему выполнить что-то человеку и т.д.
Забывание иногда объясняется ˝ложными намерениями˝ (Фрейд обещал одному автору написать отзыв на работу, но по разным причинам постоянно откладывал это, пока не понял ложность данного намерения и не отказал ему).
X. ОШИБКИ-ЗАБЛУЖДЕНИЯ
Отличие заблуждения памятиот забыванияи ошибочного воспоминания: ошибка (неправильное воспоминание) не воспринимается как ошибка и находит себе веру (по крайней мере на некоторое время).
Ошибка(а НЕ˝неправильное воспоминание˝) имеет место, когда в воспроизводимом психическом материале должен быть подчеркнут характер объективной реальности, (когда воспоминанию подлежит не факт моей внутренней психической жизни, а некий факт реальности.
Ошибки-заблужденияпроисходят из-за вытеснения неприятных мыслей.
Среди всех ОД механизм ошибки-заблужденияобнаруживает наименьшую связанность (наличие ошибки лишь в самой общем свидетельствует о борьбе с помехой).
Чтобы не ограничиваться лишь своими собственными ошибками, приведу еще два примера; их с тем же основанием можно было бы отнести в разряд обмолвок и действий, совершаемых по ошибке, но при равноценности всех этих явлений это не играет роли.
I. ЗАБЫВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН.
Забывание имеет собственных - не случайное психическое явление, т.к. замещающие имена состоят в связи с забытыми.
Условия забывания и неправильного воспроизведения:
1) предрасположение, благоприятное для забывания;
2) незадолго перед тем происшедшее подавление;
3) возможность установить внешнюю (пусть даже поверхностную) ассоциативную связь между соответствующим именем и подавленным элементом.
Забывание или ошибочное воспроизведение - акт, мотивированный вытеснением. Подавленный элементстремится пробиться наружу, но удается это ему лишь там, где имеются благоприятные условия.
Имена-заместителимогут всплывать самопроизвольно или их можно вызвать усилением внимания при условии наличия определенного внутреннего условия (свойства психического материала наподобие легкости).