Материал для диктантов с анализом

Письмо с применением схемы

Задание. Поставьте сначала столько черточек, сколько в предло­жении слов, по данному об­разцу.

Образец. Вова учит уроки.

Дети ловили рыбу.

Папа ловит рыбу. Мама варит суп. Дима крепко спит. Галя купила тетради. Мама купила Тане куклу. Сима мыла пол. Дети нашли грибы. Лиса унесла петуха. Миша рисует домик. Миша пишет папе письмо.

Задание. Поставьте сначала столько черточек, сколько в предло­жении слов. Потом поставьте столько черточек, сколько в словах слогов, по данному образцу.

Образец: Танявзялалыжи.

__ __ __ __ __ __

Дети надели шубы. Мама хорошо пела. Миша рубил дрова. Около дома лес. Таня носит воду. Нам было весело. Шёл урок пения. Лида мыла посуду. Мила надела майку. Мурка пила молоко. Мама купила книгу. Шура пила венки. Лиза рвала малину. Паша хорошо читает. Дети весело пели. Нина поила корову.

Задание. Поставьте сначала столько черточек, сколько в предло­жении слов. Потом поставьте столько черточек, сколько в словах слогов. Потом по­ставьте столько точек, сколь­ко в слоге букв, и запишите по данному образцу.

Образец. Зинамылапол.

__ __ __ __ __

. . . . . . . . …

Дети были дома. Папа шил шубу. Зина любит лето. Луша надела шаль. Лида купила лимон. Кроты рыли нору. Мила мыла куклу. Ваня катит Жучку. Вера купила хлеба. Маша купила санки. Утки пили воду. Лиза варила кашу. Рома учит уроки. Тома кормит козу. Клава надела шубу. Наша гора высока. Вадик топит печку. Дедушка возит сено. Кино было далеко. Пришла кошка Мурка.

Задание. Сосчитайте, сколько в пред­ложении слов, и поставьте столько же черточек. Делите слова на слоги и поставьте столько же черточек. Сосчи­тайте, сколько в слове букв, и поставьте столько же точек. Запишите предложения по данному образцу.

Образец: Катокполиливодой.

Каток полили водой.

__ __ __ __ __ __ __

Каток полили водой.

. . . . . . . . . . . . . . . .

Сима купила лото. Саша любит репу. Мила вила венок. Собака ловит лису. Папа разбил очки. Мама сушит грибы. Кошка лижет лапу. Оса укусила Машу. Мама и Катя идут. Мама и Катя уехали. Коля и Витя дома. Миша и Вова спят. На полу мячик и кукла. Стакан и чашка упали. У Вовы лыжи и сани. На ёлке шары и бусы. Куры на дворе. Птички на ветке. Гуси на реке. Чайник на плите. Книги лежат на столе. Утки на пруду. Коровы на лугу. Юла на полу. Часы на башне. Лида сидит на стуле. Лиза стоит у доски. Катя дома, а Лены нет. У Веры кукла, а у Нины мяч, На реке хорошо, но холодно. Саша был у дяди. Ира спит, а Сима читает. Шура отличник, а Маша нет. Сегодня тепло, но ветрено. Таня и Лида на санках. Суп и каша на плите. Бабочки и пчелы на цветах. Стакан и чашка на столе. Пушок и Мурзик на дворе. Мила и Алла на катке.

Предложения для диктантов с предварительным звуковым анализом

У Лиды два брата — Миша и Вова.

Вот наш дом. У дома садик.

Папа купил сыну лыжи и сани.

Дети были дома. Рома учил уроки. Лида мыла пол.

Гриша и Тома были на лугу. Там гуси.

Наша кошка Мурка играла на полу.

Мама мыла Тому. Тома мыла куклу.

У нас была ёлка. Мы вешали на ёлку бусы, цепи, шары.

У Лиды была кукла. Лида шила кукле шубу.

Мама купила сыну тачку и кубики.

Кот ел рыбу. Рыбы было мало. Лиса была хитра. Она утащила утку.

Куры—ко-ко-ко. Гуси—га-га-га.

Козы были в саду. Они ели траву.

Утки и гуси были на пруду. Они ловили рыбу.

Рома и Гриша пошли утром в кино.

У нас была игра. Вова был волк, а мы были гуси.

У дома была лужа. В лужу упала Сима.

Зина была мала. Зина сама ела суп и кашу.

Папа ловит рыбу, а Саша ловит раков.

Дима был дома. Он читал брату книгу.

Была зима. Яша и Миша пошли на гору.

Вера и Лора пошли на каток.

Настало утро. Мама и папа идут на работу.

Дети кладут книги в сумку, идут в школу.

Бабушка купила лук, сыр и масло.

Мама поставила на стол суп и кашу.

Наташа мыла чашки. Чашка упала на пол.

Бабушка стала стара. Она много спит.

Дома нет воды. Ира носит воду.

Нина была дома. Она читала и писала.

Лиза была у Нины. Они играли в лото.

Наташа звала Шуру и Нину на ёлку.

Папа купил шкаф, стол и два стула.

Мой брат Миша слушал радио.

Рано утром пастух гнал стадо на лужок.

Тамара сажала в саду розы и мак.

Гуси белы, а лапы у них красны.

Ребята учили стихи и басни.

Катя топит печку углем. Стало тепло.

Наш малыш играет в саду с Вовой.

Машина возит доски и торф.

Коля, Витя и Сеня играют в лапту.

Наша бабушка носит очки. Очки упали на пол.

Лиса, волк и зайка зимой мало спят.

Девочка Маша кормит кур и гусей кашей.

На пруду плавают гуси и утки.

Ваня пасёт стадо на лугу.

Вове семь лет. Он будет ходить в школу.

На улице пыль. Надо полить улицу водой.

В середине реки мель. Лодка села на мель.

Настал июнь. Хорошо теперь гулять в лесу.

Настала осень. Мама купила Юре пальто.

В комнате пыль. Надо открыть окно.

В лесу большой пень. Бабочка села на пень.

Маленькая Таня больна. Мама даёт Тане капли.

На дворе от липы тень. Игорь сел на тень.

Настала зима. Школьники катаются на коньках.

У журавля сломано крыло. Он не может летать.

Саша большой мальчик. Ему десять лет.

В школе будет ёлка. Мы будем петь и плясать.

Игорь учит уроки. Он любит читать и писать.

На дворе каток. Дети катаются на коньках.

Папа дал Ване деньги. Ваня купил альбом.

Рассказы для диктантов с предварительным звуковым анализом

ЛИСА И ГУСИ

Гуси спали на лугу. Лиса вышла из леса. Гуси не видели лисы. А лиса все ближе и ближе. Лиса гуся за шею цап! — и в лес. Унесла лиса гуся своим детям в нору.

РЫЖУХА

Была у бабушки корова Рыжуха. Лиза и Галя пасли Рыжуху на лугу. Тут был и Бобик. Рыжуха ела траву, а Бобик спал. Лиза и Галя рвали маки.

ШКОЛА

Миша идёт в школу. В руках у Миши сумка. Там книги и тетради. Вот и школа. Миша снимает шубу и шапку. Скоро звонок. Миша идёт на урок.

РЫБАКИ И ГУСИ

Паша и Шура были на реке у моста. Паша удил рыбу, а Шура ловил раков. Было тихо. У Паши было уже много рыбы, а у Шуры мало раков.

Пришли к мосту гуси. Стало шумно. Рыба ушла на дно. Раки ушли в норы.

МЫШИ

У нас в чулане есть мыши. Они едят масло, сыр и сало.

Мы решили посадить кота в чу­лан.

Теперь наш кот Васька сидит в чулане. Васька хорошо ловит мы­шей. В чулане будет ему хорошая добыча.

ШКОЛЬНИК

Дима ходит в школу первый год. Он уже умеет читать, считать и писать. Он любит читать маме свой букварь. Любит решать зада­чи. Дима пишет чисто и красиво.

Дима хочет получать «пять». Мама хвалит Диму.

ЗИМА

Было много снегу. Ваня и Катя пошли на двор. У Вани были лыжи, а у Кати были сани. На дво­ре была горка. Ваня на лыжах, а Катя на санках едут с горки.

СТАДО

Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.

ЗИМОЙ

У школы гора. Весь день на горе много детей. Вот Митя и собака Пушок сели на санки. Санки быст­ро едут с горы. Пушку страшно, а Мите весело.

БЕЛКА

Яша и Гриша поймали белку. Эту белку ребята принесли в шко­лу. Белка стала жить в клетке. Дети были рады. Они кормили бел­ку орехами. Дети любили белку.

ОСЕНЬ

Настала осень. Целый день идёт дождик. Дует ветер. Наш садик го­лый. На земле лужи. Мама взяла зонт и пошла на работу. Вова надел фуфайку и галоши. Он идёт в шко­лу.

В ЛЕСУ

День был ясный и тёплый. Юра и Сеня пошли гулять. Вот и речка. За речкой лес. Там есть большой пень. Мальчики сели на этот пень. Тихо в лесу. Только ёжик шуршит в траве.

Материал для контрольных диктантов

КОТ МУРЗИК

Наш кот Мурзик стал толстый и ленивый. Он не ловит мышей. Мыши бегают по ночам и едят сыр и масло. Не надо Мурзику давать много мяса. Тогда он будет ловить мышей.

В ЛЕСУ

В лесу живут медведи, волки, зайцы, белки и лисы. Белка прыга­ет по веткам. Зайка сидит под кустом. Медведь делает берлогу и спит там всю зиму. Волк бродит по лесу голодный. Лиса ловит зайцев и ворон.

ХРАБРЫЙ ДРОЗД

Один раз Пушок увидел на дере­ве гнездо. В гнезде пищали птен­чики. Кот полез на дерево. Он был уже у гнезда, как прилетел старый дрозд. Дрозд стал клевать кота в нос и в глаза. Кот испугался и убежал.

ШАРИК

Была у Бори собака Шарик. Идёт Боря в школу, а Шарик за ним бежит. Боря в школе сидит, учится, а Шарик на дворе лежит, ждёт Борю. Идут дети из школы, и Шарик бежит с ними, лает. Шарик не отстаёт от Бори.

ИЗ ГОРОДА

Утром отец уехал в город. Дети ждали его. Из города отец приехал вечером. Он купил в городе чай, сахар, крупу, мыло.

Детям отец купил подарки. Коле отец купил барабан. Кате купил куклу, а Диме книгу. Дети были рады подаркам.

ДЕДУШКА ИВАН

Дедушка Иван жил в лесу. Он сторожил лес. Избушка у дедушки Ивана была хорошая. С ним жила внучка Таня.

Таня варила деду обед и ужин. В избе было чисто и тепло. Вече­ром Таня читала деду газеты или книги.

СТАРШИЙ БРАТ

Мой брат Саша работает на заво­де. Он слесарь и любит работать. Он и нас учит любить работу. Саша учит нас помогать дома маме, а в школе товарищам. Саша сам помо­гает на заводе молодым рабочим.

ЖУРКА

Ваня нашёл за садом журавля. У журавля было ранено крыло. Он не мог летать. Ваня взял журавля домой и стал за ним ухаживать. Ваня звал его Журкой. Журка ско­ро поправился. Он привык к Ване и ходил за ним по двору. Весной Журка улетел от Вани.

ОСЕНЬ

Настала осень. День стал мень­ше. Берёза, тополь и ясень стоят голые. Все листики упали.

Весь день идёт дождь. Гулять нельзя. Юра взял краски и стал ри­совать. Папа подарил Юре хороший альбом для рисования.

КОТЯТА

У нашей Мурки родились котя­та. Они жили в ящике. Мать кор­мила их. Мурка уходила, и котята начинали пищать.

Саша любила смотреть на котят. Мурка не позволяла брать котят из ящика. Саша приносила Мурке мо­лока и мяса. Котята не могли ещё пить молоко из миски.

ЁЛКА

Скоро Новый год. Ребята спешат делать игрушки на ёлку. Вот мед­ведь, лиса и белка. Их лепил из глины и красил Вова. Вова любит лепить. Он ещё слепит слона, волка и сову.

Ребята повесят игрушки на ёлку. Будут на ёлке ещё бусы, шары, флаги и лампочки. Красивая будет у нас ёлка.

ПОДАРКИ

Брат Саша принёс нам к ёлке подарки. Сестре Кате Саша пода­рил большую куклу. Володя полу­чил коньки. Ира получила лыжи. Серёжа любит читать, и Саша купил ему книгу писателя Гайдара. Маме Саша подарил тёплый пла­ток. А мы подарили Саше альбом с нашими рисунками.

ХОРОШИЙ ТОВАРИЩ

Яша и Гриша учились в деревне. Школа была недалеко, но надо было ходить через лес. Яша и Гри­ша всегда ходили вместе. Но раз Гриша остался после уроков. Ему надо было писать газету. Яша ушёл один. К вечеру поднялась метель. Гриши всё не было. Яша взял свою собаку и пошёл искать Гришу.

А Гриша в это время сбился с дороги и не знал, где деревня. Вдруг выскочила собака, а за ней и Яша. Все вместе вернулись домой.

НА РЕКЕ

Отец взял Колю и Ваню ловить рыбу. Коле было девять лет, а Ване десять. Отец взял удочки и сеть. Коля вбил колья и растянул сеть по реке. Ваня сел подальше в тень и закинул удочки. На одну удочку попался карась. На другую — окунь. Отец стал тащить сеть. Коля помогал отцу. В сеть попалось де­сять рыбок.

Рыбаки были довольны.

ВЕСНА

Февраль — последний месяц зимы. В марте солнце греет силь­нее. Снега стало меньше. Лёд на реке стал тоньше. Лыжи и коньки пора убирать. Вот и апрель. Можно снять тёплое пальто. На деревьях появились листья.

Дети будут сажать на дворе цве­ты. Ольга принесла семена цветов. Мальчики готовят лопаты и грабли.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ

Нахождение первого звука в слове по картинке

Задание.Найдите картинку, название которой начинается на требуемый звук.

Картинки: арбуз, лыжи, кошелёк, будка, шляпа, букет, аист.

Запоминание и повторение рядов звуков и слогов

Задание.Повторите эти ряды звуков в том порядке, как они произнесены (ряды зуков произносятся логопедом).

а-у а-о-у о-у-и

у-а у-о-а а-у-и

Задание.Повторите эти ряды слогов в том порядке, как они произнесены.

ко-ко но-но ам-ам

ку-ку ну-ну му-му

ка-ко-ку па-по-пу

га-го-гу ба-бо-бу

са-со-су са-со-су

за-зо-зу ша-шо-шу

ша-шо-шу ца-цо-цу

жа-жо-жу ча-чо-чу

Выделение в словах гласных звуков а, о, у, ы, и.

Выделение звука А.

Задание. Прослушайте эти слова и найдите в них звук а. Скажите, на каком месте он стоит.

сад рука рак сани град сало Маша сажа

Задание.Прослушайте эти слова, ука­жите, на каком месте звук а. Составьте эти слова из букв разрезной азбуки.

каша Мила мама март

жара марка карта капли

вата рак масло мак

Задание.Назовите картинки и запиши­те их названия.

Примерные картинки: банан, мак, рак, баран.

Задание. Придумайте сами слова со звуком а.

Выделение звука О.

Задание. Прослушайте эти слова и найдите в них звук о. Скажите, на каком месте он стоит.

Оля рот поле
кот кол крот
осень воин остров

Задание. Прослушайте эти слова, укажите, на каком месте звук о. Составьте эти слова из букв разрезной азбуки.

ком пол сор окна мост обруч

овод Волга корка осы точка кошка

Задание. Назовите картинки и запиши­те их названия.

Примерные картинки: слон, коса, сом, обруч.

Задание. Придумайте слова со звуком о.

Выделение звука У.

Задание. Прослушайте эти слова и найдите в них звук у. Скажите, на каком месте он стоит.

ура Шура буква шум куст булка ухо усы

Задание. Прослушайте эти слова, ука­жите, на каком месте звук у. Составьте эти слова из букв разрезной азбуки.

суп муха тучи зубы сумка труба лук сук

Задание.Назовите картинки и запиши­те их названия.

Примерные картинки: шуба, гусь, пушка, жук.

Задание. Придумайте сами слова со звуком у.

Выделение звука Ы.

Задание. Прослушайте эти слова и найдите в них звук ы. Скажите, на каком месте он стоит.

дым дубы боты штык бык весы дырка крыша

Задание. Прослушайте эти слова; ука­жите, на каком месте звук ы. Составьте эти слова из букв разрезной азбуки.

лыжа сыро столы кусты полы мыло буквы крыса

Задание. Назовите картинки и запиши­те их названия.

Примерные картинки: лыжи, рысь, рыцарь, рыба.

Задание. Придумайте сами слова со звуком ы.

Задание. В слова вставить букву ы.

Наши рекомендации