Тема 8. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления.
Тема 8. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления.
1.Понятие и виды форм непосредственного осуществления местного самоуправления
2.Особенности проведения муниципальных выборов
3.Местный референдум
4.Сход граждан
5.Народная правотворческая инициатива
6.Территориальное общественное самоуправление населения
7.Иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
Понятие и виды форм непосредственного осуществления местного самоуправления.
Под формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления понимают способы и средства решения жителями муниципального образования вопросов местного значения путем личного, непосредственного, прямого участия.
В соответствии с ст.3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 3 ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» граждане РФ осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
В.В.Комарова разделяет формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления:
1. на императивные формы прямого волеизъявления граждан (местный референдум; муниципальные выборы; отзыв выборного должностного лица и депутат выборного органа местного самоуправления избирателями; сход граждан, собрание граждан и конференция делегатов);
2. регулятивные формы прямого волеизъявления граждан(гражданская инициатива; обращения граждан; наказы избирателей; отчеты; территориальное общественное самоуправления);
3. консультативные формы прямого волеизъявления граждан( митинги; шествия; демонстрации, пикетирования; публичные слушания; опросы граждан; консультативный референдум; народное обсуждение).
Анализ норм 131-ФЗ позволяет условно классифицировать формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления:
- на формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления, при реализации которых население непосредственно решает вопросы местного значения (референдум, сход граждан);
- формы участия населения в осуществлении местного самоуправления (муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, опрос граждан, собрание граждан, правотворческая инициатива граждан и др.).
В соответствии с ст.33 131-ФЗ наряду с предусмотренным названным Законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждан вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции, федеральным законам и законам субъекта РФ.
Местный референдум
Местный референдум-форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решения, осуществляемого посредством голосования граждан, место жительства которых расположено в границах муниципального образования и обладающих правом на участие в местном референдуме.
Конституция Российской Федерации включила референдум наряду с выборами в механизм реализации народовластия в России как высшее и непосредственное выражение власти народа (ст. 3), а также в качестве одной из форм непосредственной демократии для осуществления местного самоуправления (ст. 130). Она признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме (ст. 32).
Местный референдум, являясь наряду с референдумом Российской Федерации и референдумами субъектов Российской Федерации составной частью системы референдумов вРоссийской Федерации, посредством которых народ осуществляет свою власть непосредственно, и, имея с ними много общих существенно отличается от них.
Местный референдум – голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.
Основные вопросы организации и проведения местных референдумов регулируются, прежде всего, федеральными законами “Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также законами субъектов Российской Федерации о местном референдуме и уставами муниципальных образований.
В выше названных законах закреплено, что другие федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить указанным федеральным законам.
Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации” установлено, что на местный референдум не могут быть вынесены следующие вопросы:
- о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществлении ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
- о персональном составе органов местного самоуправления;
- об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от нее;
- о принятии или об изменении местного бюджета, исполнение и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
- о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования:
1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;
2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.
Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.
Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.
В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.
В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.
Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором.
Сход граждан.
В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.
Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.
Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.
На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.
Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.
Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Сход граждан может проводиться в целях выдвижения инициативы населения, проживающего в населенном пункте, расположенном на межселенных территориях, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления. Такой сход граждан правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта, расположенного на межселенных территориях. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.
Тема 8. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления.
1.Понятие и виды форм непосредственного осуществления местного самоуправления
2.Особенности проведения муниципальных выборов
3.Местный референдум
4.Сход граждан
5.Народная правотворческая инициатива
6.Территориальное общественное самоуправление населения
7.Иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления