Понятие и система муниципальных правовых актов.
В системе права общепризнанно, что правовой акт- это специальный юридический письменный документ или действие, исходящие либо непосредственно от населения либо от компетентных органов, должностных лиц государства, местного самоуправления и предназначенные для установления правил поведения участников общественных отношений.
Правовые акты подразделяют на нормативные и ненормативные. Цель нормативного правового акта- установить нормы права, т.е. первично урегулировать общественное отношение, определить права и обязанности его участников. Цель ненормативного правового акта ( его также называют актом правоприменения или индивидуальным актом) - обеспечить реализацию предписаний нормативного акта, его применение.
Право на принятие муниципальных правовых актов вытекает из положений Конституции РФ, обращенных к местному самоуправлению. В ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в гл.1. ст.7 "Муниципальные правовые акты" закреплено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты могут приниматься по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, преданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ,- на основании и во исполнение положений, установленных такими законами.
Муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За их неисполнение граждане, юридические лица, должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ (ч.3 ст.7 131-ФЗ).
Муниципальные правовые акты не могут противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативно-правовым актам РФ, а также конституциям (Уставам), законам, иным нормативно-правовым актам субъектов РФ.
Согласно статье 43 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят:
1. устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан)
2. нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования
3. правовые акты главы муниципального образования. постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан) являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектом РФ, уставом муниципального образования, принимает решения. Последние могут быть двух видов: устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования; по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Глава муниципального образования. являющийся председателем представительного органа, в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.
Глава муниципального образования. являющийся одновременно главой администрации, а также глава местной администрации, работающий по контракту, издают постановления и распоряжения. Постановления издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органу местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а распоряжения- по вопросам организации работы местной администрации.
Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.
Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.
2.Устав муниципального образования, его место в системе муниципальных нормативных правовых актов.
Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления- уставы муниципальных образований, в которых определяются организация и формы осуществления местного самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная, финансово-экономическая основы, а также положения о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Устав муниципального образования согласно ч.1 ст.44 ФЗ №131-ФЗ должен содержать:
1. Наименование муниципального образования с указанием его границ и состава территории, возможно закреплении в Уставе символики, официальных символов-эмблем, герба муниципального образования
2. Вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования
3. Организационную структуру местного самоуправления, статус органов и должностных лиц, условия и порядок организации муниципальной службы, порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование и полномочия
4. Формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения.
5. Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, основание наступления ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основание и порядок отзыва населением выборных лиц, досрочного прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления
6. Экономическую основу осуществления местного самоуправления, порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета
7. Порядок внесения в него изменений и дополнений.
Условно этот перечень можно разделить на общие вопросы, вопросы организационно-кадрового характера и вопросы бюджета.
Степень важности устава муниципального образования усматривается и в особом порядке нормотворческого процесса применительно к этому акту. Проект устава, как и изменения в устав, в обязательном порядке не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии должны быть официально опубликованы. Одновременно публикуется порядок участия жителей в обсуждении устава и порядок учета их предложений по проекту устава или изменений в устав. Проект устава и проект муниципального правового акта о внесении в него изменений и дополнений должны пройти общественные слушания.
Устав принимается представительным органом муниципального образования большинством в две трети от установленной численности депутатов, а в поселениях численностью избирателей до 100 человек устав принимается населением непосредственно на сходе.
Обязательной стадией юридического оформления устава муниципального образования является его государственная регистрация, в соответствии с ФЗ от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ" . После государственной регистрации официального опубликования устав вступает в силу. В соответствии с Приказом министерства юстиции РФ от 24.08.2005 года №139 ведется государственный реестр уставов муниципальных образований, и обеспечивается доступность сведений включенных в него.