Раздаточный материал и доклад
Самыми последними приложениями к дипломному проекту оформляются доклад и раздаточный материал, которые выносятся на защиту дипломного проекта.
Продолжительность доклада на защите устанавливается в пределах 7 минут (3–3,5 листа печатного текста).
Доклад основывается на информации, представленной в раздаточном материале. В идеале, необходимо выучить доклад и отрепетировать его так, чтобы речь была свободной, без подглядывания в текст.
В тексте доклада должны быть ссылки на каждый лист раздаточного материала, с необходимыми комментариями.
Доклад начинается с обращения к членам Государственной аттестационной комиссии, в котором необходимо назвать тему дипломного проекта (работы).
В самом начале доклада следует обосновать цель и задачи дипломного проекта (работы), как и на первом листе раздаточного материала.
В докладе и раздаточном материале необходимо уделить место и время для краткого описания теоретических инструментов, использованных в ходе разработки выпускной квалификационной работы. Однако основное внимание слушателей следует сосредоточить на материале собственных исследований, проблем, выявленных в ходе анализа результатов исследований, поиск путей по их улучшению и повышению эффективности. В конце доклада студент подводит итоги выступления и благодарит членов ЭК за внимание.
Качество проработки этих вопросов служит основанием для оценки проекта ГАК.
По окончании доклада начинается процедура ответов на вопросы членов ГАК. При ответах дипломник может использовать раздаточный материал, а также ссылаться на текст пояснительной записки. Более подробно о процедуре ответов на вопросы членов ГАК можно посмотреть в пункте 1.2.8 настоящего методического указания.
Раздаточный материал должен в полном объеме содержать графический материал (плакаты, слайды) и может быть дополнен другими приложениями, необходимыми для восприятия информации о содержании дипломного проекта (работы).
Об оформлении раздаточного материала более подробно можно узнать из пункта 2.10 настоящего методического указания.
Отзыв руководителя
Необходимым условием допуска к защите дипломного проекта (работы) является наличие отзыва руководителя.
Отзыв составляется руководителем после предъявления студентом полностью оформленного дипломного проекта (работы).
В отзыве должно быть указано, по какой теме выполнен проект:
- предложенной студентом;
- по заявке предприятия;
- из области фундаментальных и поисковых научных исследований.
В отзыве дается общая оценка работы студента в ходе дипломного проектирования, оценивается степень самостоятельности работы, соблюдение графика проектирования, соответствие представленного материала выданному заданию и требованиям, содержащимся в настоящих методических указаниях, уровень теоретической подготовки и способность практически применять имеющиеся знания, качество и практическое значение дипломного проекта (работы).
Желательно отметить проявившуюся склонность к определенным видам деятельности (например, к исследовательской).
Отзыв завершается рекомендацией о допуске дипломного проекта к защите и оценкой за работу над проектом (работой).
Пример оформления и содержания отзыва руководителя показан в приложении 7.
2. правила оформления пояснительной записки
2.1. Общие требования
Пояснительная записка должна быть оформлена в соответствии с существующим стандартом СТП УГТУ-УПИ 1-96. Подтверждением того, что пояснительная записка соответствует всем требованиям стандарта, является подпись нормоконтролера на ее титульном листе, а также в заполненных бланках задания на дипломирование.
Оформление дипломных работ следует выполнять на компьютере с использованием современных текстовых редакторов. Таким требованиям вполне удовлетворяет, например, известный текстовый процессор Microsoft Word для Windows. Преимущества компьютерного оформления трудно переоценить. Это мощный резерв повышения качества работы: значительное сокращение числа неточностей и ошибок, простота их исправления, полный набор возможностей для вписывания в текст математических зависимостей и иностранного текста, выполнения самых сложных рисунков, графиков, диаграмм и таблиц.
Страницы текста пояснительной записки и включенные в нее иллюстрации, таблицы и распечатки с ЭВМ должны соответствовать формату А4. Допускается представлять рисунки, таблицы и распечатки с ЭВМ на листах А3 (чаще всего этот формат используется для оформления приложений к диплому). Объем пояснительной записки должен быть не менее 80 и не более 100 страниц печатного текста.
Текст пояснительной записки выполняется машинописным способом на одной стороне листа. Основной текст выполняется 14 пт для шрифта Times New Roman, при этом используется полуторный междустрочный интервал. Для заголовков всех уровней используется шрифт Arial с размером 16 пт и двойной междустрочный интервал.
Каждый абзац основного текста оформляется с красной строки, для чего устанавливается абзацный отступ в 1 см - единый для всего текста пояснительной записки.
Текст следует оформлять, соблюдая следующие размеры полей: левое – 2,5 см, верхнее – 2,5 см, правое – 1,5 см, нижнее – 1,5 см.
При оформлении текста необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему документу. В тексте должны быть четкие линии, буквы, цифры и знаки. Все линии, буквы, цифры и знаки должны быть одинакового цвета и насыщенности по всему основному тексту пояснительной записки, то есть требования по оформлению пояснительной записки запрещают использование жирных, курсивных шрифтов, подчеркиваний, использование каких-либо декоративных шрифтов, а также выделение цветом.
Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изображения машинописным способом или от руки чернилами или тушью того же цвета, что и основной текст, при этом плотность вписанного текста должна быть максимально приближена к плотности основного изображения.
Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие имена собственные в пояснительной записке приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия организаций на языке пояснительной записки с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.
2.2. Требования к оформлению заголовков
Наименование структурных элементов пояснительной записки: «РЕФЕРАТ», «СОДЕРЖАНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ ЛИСТОВ ГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА», «ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ, ЕДИНИЦ И ТЕРМИНОВ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК», а также заголовки разделов основной части пояснительной записки служат заголовками первого порядка.
Заголовки первого порядка (перечисленные выше) следует располагать с нового листа в середине строки без точки в конце и писать заглавными буквами, не подчеркивая и не выделяя цветом. При оформлении заголовков не допускается какое-либо выделение шрифтом (курсив, жирный, подчеркнутый).
Заголовки любого порядка необходимо отделять от текста одной пустой строкой.
Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Заголовки подразделов пунктов и подпунктов следует начинать с абзацного отступа (1 см) и печатать с заглавной буквы не подчеркивая, не выделяя цветом, без точки в конце. Выравнивание заголовков разделов и подразделов производится по левому краю.