Теория возрастных кризисов Л.С. Выготского

Юшкевич О.В.

Программа смены

«Усы, лапы и хвост, или

ОЗООрной проект»

Лето 2017

Отдел организационно-методической работы

Рекомендовано методическим советом

учреждения образования «Национальный детский

образовательно-оздоровительный центр «Зубрёнок»,

протокол № от

Теория возрастных кризисов Л.С. Выготского - student2.ru

Сборник содержит описание проекта досуговой направленности, целью которого является укрепление физического здоровья учащихся, развитие творческих способностей, интеллектуальных возможностей, коммуникативных компетенций, совершенствование организаторских навыков, формирование экологической культуры.

Сборник адресован методистам, педагогам, которые занимаются организацией культурно-досуговой деятельности подростков в условиях летних оздоровительных лагерей (центров).

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. Три слона лета!
ГЛАВА 2. КоРОТенько, не глядя
ГЛАВА 3. Психология неотступной зебры,
ГЛАВА 4. ТеорИя иГРы
ГЛАВА 5. Игра на широкую лапу,
ГЛАВА 6. Классная Отрядная Территория
ГЛАВА 7. И ежу понятно!
Приложение, или советы мудрого Каа

Теория возрастных кризисов Л.С. Выготского - student2.ru

ГЛАВА 1. Три слона лета! Описание актуальности и целеполагания  
Древняя легенда гласит: мир стоит на трёх слонах. А слоны - на большой черепахе. А черепаха плавает в безбрежном космическом океане, в котором бесчисленное количество планет вращаются вокруг бесчисленного количества таинственных звёзд.

Хорошее это дело, мир!

Теперь доподлинно известно, что слоны, киты и черепахи к космологии не имеют никакого отношения! Точнее, прямого отношения! Но с тех пор в хорошем деле ищут основные принципы, правила, модели. То есть, ищут трёх слонов!

Лето – тоже хорошее дело! Это время каникул, творческого полёта, репетиция самостоятельности и взрослости! Хорошо, если лето проходят вдали от городской пыли и асфальтной испарины. Провести каникулы в загородном лагере – отличная идея, которая, кстати, тоже зиждется на трёх слонах!

Итак!

Слон первый, оздоровление

Представляет собой комплекс мероприятий для улучшения физического и психического самочувствия, усиление иммунитета, что в свою очередь приводит к повышению продолжительности жизни. В «Концепции детского отдыха и оздоровления в Республике Беларусь» сказано, что оздоровление – «это комплекс мероприятий, направленных на повышение устойчивости к физическим, биологическим, психологическим, социальным факторам окружающей среды в целях укрепления здоровья граждан» […].

Актуальность данной деятельности очевидна: общественно-информационная жизнь усложняется, риски техногенного, экологического и психологического характера увеличиваются. Оздоровление тот смысл и резон, очевидность которого доказывать не надо. А это значит, что лето должно быть организовано так, чтобы оздоровительные процедуры были вплетены в жизнедеятельность детей!

Оздоровление сопряжено с пропагандой здорового образа жизни. По этой причине в «Зубрёнке» широко используется «Санбюллетень на каждый день» - ежедневные информационные «напоминалки», как их называют дети и воспитатели.

А оздоровительных форматов в «Зубрёнке» бесчисленное множество! Оригинальные утренние зарядки, интерактивные ежедневные прогулки в природу, спортивные игры и соревнования, процедуры закаливания, купание в Нарочи, воздушные, солнечные ванны и т.д. Кроме этого, медицинская часть «Зубрёнка» предлагает современные виды оздоровления: аппаратная ароматерапия и кислородные коктейли, аэроионотерапия и жемчужные ванны, подводный массаж и санация зубов, душ Шарко и лечебная физкультура и т.д. В 2017 года в «Зубрёнке» появилась новая оздоровительно-медицинская услуга, галотерапия («соляная пещера»). Уверены, что данная процедура будет пользоваться успехом как у детей, так и у взрослых! Отметим конечно же, что целительный сосновый воздух, наполненный полезными фитонцидами, лучшее подтверждение тому, что каникулы и «Зубрёнок» тесным образом связаны между собою!

Слон второй, дополнительное образование

В «Кодексе об образовании» сказано, что дополнительное образование детей представляет собой вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании.

Ученый Б.С. Гершунский выделяет четыре аспекта содержательной трактовки понятия «образование»:

образование как ценность; образование как система;

образование как процесс; образование как результат;

Применяя данную формулу, можно представить дополнительное образование как ценность, как систему, как процесс и как результат. Сообразно идеям непрерывности образования и воспитания, дополнительное образование должно быть продолжено в определённых формах. То есть. Вне школ и прочих учреждений должны существовать свои подходы и модели образования иного, но дополняющего. Это могут быть различные клубы, кружки по интересам, самообразование, учебные мини-программы и т.д.

Как известно, 2017 год объявлен Годом науки. Основной целью данного решения является повышение роли науки в выполнении задач социально-экономического развития страны, создание благоприятных условий для сохранения и развития научного потенциала, формирование международного имиджа Беларуси как страны с высоким уровнем интеллектуального и человеческого капитала.[1] Реализуя идеи данного мероприятия, педагогический коллектив «Зубрёнка» разработал организационные формы, призванные популяризировать Год науки. Одним из таких дел станет интерактивная площадка «Наукоград», подробное описание которой представлено в окончательной версии сборника. С уверенностью можно говорить о том, что концепция «оЗООрного проекта» является популяризацией науки в сфере биологии, экологии, зоологии и т.д.

Слон третий, активный досуг

Досуг – это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Можно отметить, что досуг - это специально организованное свободное время, в отличие от просто свободного времяпровождения. Многообразные виды досуговой деятельности некоторые учёные объединяют в пять групп: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество[2]. А это значит, программой смены должны быть предусмотрены:

активные развлечения: дискотеки, конкурсы, аттракционы и т.д.;

праздники открытия и закрытия, концерты, шоу-программы и т.д.;

творчество (конкурсы, креативные задания и т.д.);

самообразование: кружки, специальные программы, экскурсии, клубы по интересам и т.д.

и просто, хороший отдых: костры, встречи рассветов, общение с друзьями и т.д.

Отметим, что в рамках летней оздоровительной кампании 2017 проходит республиканская акция «Лето – время открытий». Цель акции – создание условий для оптимального удовлетворения потребностей детей и их родителей в качественных и социально значимых услугах оздоровления и отдыха, раскрытия индивидуального потенциала и социальных инициатив детей, обеспечения открытости системы отдыха и оздоровления детей, участия общественных организаций и общества в целом в организации отдыха и оздоровления детей.

Итак, лето в лагере (центре) должно быть оздоровительным, дополнительно обучающим и активно досуговым, развивающим.

Но чего же хотят дети?

Что их волнует, чего они ждут? Каковы пропорции свободного и организованного, творческого и спортивного, интеллектуального и музыкального, виртуального и реального, интересного и полезного?

Л.С. Выготский выделил несколько групп интересов («доминант») подростка:

- «эгоцентрическая доминанта» (интерес к собственной личности);

- «доминанта дали» (субъективная значимость отдаленных событий);

- «доминанта усилия» (тяга к сопротивлению, к преодолению, к волевому усилию и т.п.);

- «доминанта романтики» (стремление к неизведанному, рискованному, к приключениям, к героизму)[3].

Такой подход безукоризненно подходит к проектированию летнего отдыха. Доминанта усилия предполагает соревнования и конкурсы, доминанта романтики – это костры, встречи закатов и рассветов, общение с друзьями; доминанта дали – походы, экскурсии, путешествия, а эгоцентрическая доминанта реализуется в различных рефлексивных упражнениях, творческих конкурсах, спортивных единоборствах. Подростки ждут новых впечатлений, переживаний, приключений. Недаром среди экспериментальных школ, основанных педагогами-новаторами ХХ века, особо выделяются школы, работающие по методике Курт Хана (т.н., Erlebnis pädagogik). Интересно, что не существует доподлинного эквивалента словосочетания erlebnis pädagogik. Одни учёные предлагают термин «педагогика переживаний», другие – «педагогика впечатлений», третьи – «педагогика приключений».

Педагогика приключений!

Переживание, впечатление, приключение – вот ещё три слона, три принципа хорошего дела, на которых основан проект досуговой направленности для младших подростков. Приключение в широком смысле этого слова является тем стержнем, на который будут нанизаны организационные форматы и смыслы: конкурсы, дела, ситуации, задания, цели, задачи…

Словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова определяет приключение как происшествие, неожиданный случай в жизни. В педагогических смыслах приключение представляет собой взаимосвязь сложных психологических, социальных и досуговых компонентов. Миновская О.В. в книге «Приключение как внешкольная практика образования и детского досуга» рассматривает приключение как «ситуацию взаимодействия человека с миром и самим собой, в которой он субъективно переживает новизну и силу внешних обстоятельств» [9]. Учёная пишет, что педагогическое приключение всегда предусматривает ситуации, создающие связь между внешним и внутренним эмоциональным переживанием.

Приключение – это событие детства!

Элементы «приключенческого принципа» присутствуют в различных педагогических технологиях. Отличие в том, что «оЗООрном проекте» эти элементы становятся приоритетными и базисными.

Что это за элементы, какие составляющие педагогики приключений применимы в детском оздоровительном центре?

1. Необыденная среда, новое место проживания, отличная от постоянного времяпровождения.

2. Дополнение к первому пункту: время проведения игр (вечер, сумерки, ранее утро и т.д.).

3. Эмоционально-коммуникативная составляющая: романтика, лирика, чувственность и т.д. Напряженность, яркость и завершенность эмоциональных переживаний в ходе приключения.

4. Наличие игровой интриги, флёра загадочности.

5. Мотивы самих участников, их желание активно участвовать в происходящем действии, не быть объектами игры (ситуации, сюжета), но быть её субъектами. Отсюда все принципы и подходя для формирования лидеров.

6. Неопределенность ситуации, наличие множества решений и неочевидность верного решения [9].

7. Наличие у участника по завершении приключения конкретного практического опыта, субъективная значимость этого опыта и произошедших личностных изменений [9].

Таким образом, цель проекта звучит следующим образом:

Создание условий и управление обстоятельствами, которые сопряжены с восстановлением и укреплением физических и духовных сил подростков; развитие потенциальных способностей в различных видах деятельности; формирование коммуникативных и организаторских навыков, популяризация досуговой культуры.

------------------------------------------------------------------------------------

P.S. Заключение вступления

(безуСЛОвНое пожелание самому себе и тем,

кто будет реализовывать проект)

Чтобы дети не слонялись без дела, предоставьте им возможности, заслонки от безделья. Не вваливайтесь, как слон в посудную лавку, в детский мир без спроса. Иначе наши замыслы станут для детей, как слону дробина - бесполезно формальными: не взволнуют, не обеспокоят, не вдохновят. С другой стороны, не раздувайте большую проблему из маленькой неприятности, не делайте из мухи слона. Задача простая – польза, интерес. Такое сочетание и слона заставит плясать!

Поменьше уСЛОвНостей, и - творите!

Теория возрастных кризисов Л.С. Выготского - student2.ru

ГЛАВА 2. КоРОТенько, не глядя кратко о проекте  

1. Название: программа смены «оЗООрной проект».

2. Целеполагание (цель + задачи):

цель: создание условий и управление обстоятельствами, которые сопряжены с восстановлением и укреплением физических и духовных сил подростков; развитие потенциальных способностей в различных видах деятельности; формирование коммуникативных и организаторских навыков, популяризация досуговой культуры.

Задачи:

формировать культуру здорового образа жизни подростков;

развивать творческий потенциал, коммуникативные навыки, организаторские способности подростков;

вос­питывать потребности в культурно-организо­ванном досуге;

воспитывать эмоцио­нальную культуру, толе­рантное поведение, взаимовыручки и взаимопонимание;

воспитывать уважительное отношение к представителям животного мира.

3. Возраст: проект рассчитан на младший подростковый возраст,

12-13 лет.

4. Предполагаемое количество участников: 250 детей.

5. Основные виды деятельности: познавательная, творческая, коммуникативная, организаторская.

6. Игровой контекст: тема зверей, зоопарков, защиты животных.

7. Сюжетно-игровая фабула проекта: отряд представляет собой организацию по защите животных. Игровая задача: получить ключ, пройдя приключение, освободить клетки со зверями.

8. Периоды и модули: проект предусматривает четыре периода. Первый, одинарный, из трёх дней. Второй, бинарный, из 4 дней (2х2). Третий период, трёхмерный (тернарный), из трёх дней. Подробное описание представлено ниже.

9. Количество дел и творческих конкурсов (организационных форм), непосредственно предусмотренных программой: 16 (4 творческих заданий и 12 игровых и шоу-программ).

Теория возрастных кризисов Л.С. Выготского - student2.ru

ГЛАВА 3. Психология неотступной зебры чёрно-белые полосы психологии подростка  
Для эффективной реализации проекта важно знать возрастные особенности его непосредственных участников. Как было сказано выше, «оЗООрной проект» рассчитан на младший подростковый возраст, 12-13 лет. Ниже приводится несколько подходов к теории возрастной периодизации.

Периодизация Д.Б. Эльконина

Учёный выделяет следующие периоды:

Раннее детство:

· младенчество (0—1 год);

· ранний возраст (1—3 года);

Детство:

· дошкольный возраст (3—7 лет)

· младший школьный возраст (7—11/12 лет)

Отрочество:

· подростковый возраст (11/12—15 лет)

· ранняя юность (от 15 лет)

---------------------------------------------------------------

Проектирование летней смены в НДЦ «Зубрёнок» предусматривает разработку пяти досуговых проектов, классификация которых учитывает взаимосвязи официально принятых в нашей стране возрастных периодизаций.

«оЗООрной проект» рассчитан на младший подростковый возраст (12-13 лет). Ниже в формате тезисов («чёрных и белых полос») приводятся основные характеристики данного возраста[4].

--------------------------------------------------------

Полоса белая

Начало подросткового периода характеризуется качественным сдвигом в развитии самосознания: у подростка начинает формироваться позиция взрослого человека, появление которой означает, что он субъективно уже вступил в новые отношения с окружающим миром взрослых, с миром их ценностей. По содержанию самосознание подростка есть социальное сознание, перенесенное внутрь (Л.С. Выготский). По определению Д.Б. Эльконина, это «новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность».

Полоса чёрная

Но виды взрослости, по мнению учёной Т.В. Драгуновой, бывают разными. Например, подражание внешним признакам взрослости: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, подражание взрослым в одежде и прическе, т.е. поверхностное представление о взрослости с акцентом на специфическое свободное времяпровождение;

Полоса белая

Стремление подростков-мальчиков соответствовать представлению о «настоящем мужчине», воспитать у себя силу воли, выносливость, смелость – позитивный вид подражания! Кроме этого, развивается социальная взрослость. Складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как помощника, часто в семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, стремится овладеть практическими умениями, оказать реальную помощь.

Полоса чёрная

Необходимо помнить, что чувство взрослости обнаруживает себя и реализуется по-разному.

Полоса белая

Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка Л.С. Выготский считал проблему интересов. Он выделил две фазы подросткового возраста (негативную и позитивную), связывая их с видоизменениями в сфере интересов. Младший подростковый возраст характеризуется расширением познавательных интересов, пик любознательности приходится на 11-12 лет.

Полоса чёрная

В негативной фазе происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются сексуальные влечения, отсюда - снижение работоспособности, ухудшение успеваемости, грубость, повышенная раздражительность подростка, недовольство самим собой, беспокойство.

Полоса белая

Позитивная фаза характеризуется зарождением новых, более широких и глубоких интересов, развивается интерес к психологическим переживаниям других людей, к собственным переживаниям, обращенность подростка в будущее реализуется в форме мечты. В переходный период происходят кардинальные изменения мотивации: на первый план выходят мотивы, связанные с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни.

Полоса чёрная

Однако проявления любознательности поверхностны. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов часто кроются в отсутствии ярких интересов у окружающих подростка взрослых, увы...

Полоса белая

Доминирующие потребности подросткового возраста (Д.Б. Эльконин): потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым. Подростку важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства с точки зрения прав.

Полоса чёрная

Конфликты и трудности подростка в общении со взрослым возникают из-за расхождения их представлений о характере прав и степени самостоятельности подростка: если взрослый не изменяет своего отношения к подростку, то он сам становится инициатором перехода к новому типу отношений. По мнению Т.В. Драгуновой, конфликт - это следствие неумения или нежелания взрослого считаться с развитием личности в подростковом периоде и найти подростку новое место рядом с собой.

Полоса белая

Для девочек характерны: эмоциональная восприимчивость, реактивность, гибкое приспособление к конкретным обстоятельствам, конформность поведения, склонность апеллировать к суждениям взрослых, к авторитетам семьи, стремление опекать младших, высокий интерес к своей внешности, сочетание кокетства с застенчивостью и стыдливостью, аккуратность, исполнительность.

Полоса чёрная

Мальчики менее конформны, более раскованы в поведении, хуже подчиняются общепринятым требованиям, в неблагоприятных условиях у них легче возникает отрицательное отношение к школе, значительную роль в сознании и поведении приобретают сексуальные интересы.

Полоса белая

Новообразованием подросткового возраста является развитие рефлексии, формирование которой становится основным фактором регуляции поведения и личностного саморазвития подростков.

Чёрная полоса

В 12-13 лет наряду с общим принятием себя сохраняется отрицательное отношение подростка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего, сверстников. Комплекс «Гадкого утенка»: переживая сильную неудовлетворенность собой, подросток в душе надеется на перерождение.

Полоса белая

Эмоциональная сфера характеризуется большой яркостью, силой, устойчивостью. Исследования показали, что подростки чаще испытывают сильные положительные или сильные отрицательные эмоции и реже находятся в нейтральном состоянии (Р. Ларсон, М. Ричардс). В этот период повышена потребность в эмоциональном насыщении, в жажде ощущений (отсюда - любовь к громкой музыке, рискованные формы поведения). Выражение эмоций бурное и непосредственное, подростки часто не могут сдерживать радость, гнев.

Чёрная полоса

Особенность эмоционального реагирования - сравнительно легкое возникновение эмоциональной напряженности. В этот период наблюдаются достаточно частые и продолжительные аффективные реакции. Особенностью аффекта является полная поглощенность им, своеобразное сужение сознания, когда эмоции полностью блокируют интеллектуальный план и происходит их разрядка в виде выброса. У подростков в кризисный период часто встречается «аффект неадекватности» - эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу, что связано с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний.

Полоса белая

Важнейшим моментом развития личности в этот период является то, что предметом деятельности подростка становится он сам. Без полноценного проживания подросткового периода многие качества личности, индивидуальные особенности оказываются неразвитыми или развитыми недостаточно, многое в дальнейшем корректируется с трудом. Кризис перехода к юности связан со становлением человека как субъекта собственного развития (К.Н. Поливанова).

В общем, больше белого!

«оЗООрной проект» – это сюжетно-ролевая игра. Педагогический замысел описан выше – удовлетворение потребностей подростков в познавательной, креативной, игровой деятельности, а также предоставление возможностей в реализации организаторских навыков. Важная составляющая игры – соревнование («доминанта усилия»). То есть, определение лучшего. Соревнование является неотъемлемой частью практически любой игры: в шахматах и в футболе, в крестиках-ноликах и в поло, в «Что? Где? Когда?» и в бридже - везде необходимо выявить лучших. Именно этим активный отдых отличается от пассивного, поэтому летний отдых в лагере должен быть насыщен различными соревнованиями.
Теория возрастных кризисов Л.С. Выготского - student2.ru
ГЛАВА 4. ТеорИя иГРы описание игровой идеи: модель, сюжет, роли.  
Проекты бывают разными. В переводе с латыни проект означает «брошенный вперёд», т.е. то, что должно произойти завтра, исходя из действий, совершённых сегодня. Проект – это замысел, точнее реализация замысла. Игровой проект – это реализация замысла игровыми средствами. Что значит игровые средства? Если в метафорических смыслах рассматривать игру как репетицию жизни, то, играя, подросток осваивает новые роли, сюжеты, правила, модели. А это значит, что в игровом проекте должны быть роли, модели, сюжеты. Это и есть игровые средства.

Творческое соревнование называется конкурсом; спортивное - единоборством, состязанием. Словесные, коммуникативные единоборства именуют дебатами, ток-шоу и т.д. Все эти форматы имеют определённое ограничение по времени: как правило, они продолжаются от нескольких минут до нескольких часов. Но есть игровые соревнования, которые продолжаются относительно длительное время (несколько дней, недель) - сюжетно-ролевые игры, организационно-игровые проекты, большая игра и т.д. Основной сущностный показатель данного формата: соревнование продолжается всю смену, объединяет в себе иные конкурсы и служит для определения лучшего (отряда, группы, класса). Заслуживает внимание и тот факт, что данная форма аккумулирует в себя самые эффективные способы развития деловых качеств (т.е. развитие лидерских качеств). Среда, на базе которой формируются сюжеты проекта, обозначаем как игровой контекст.

Вернёмся к проекту зверей! Итак, контекст, модель, сюжет, роль, задача.

Контекст:

Игровой контекст «оЗООрного проекта» – животный мир в широком смысле и жизнь зоопарка в узком, конкретном исполнении.

Модель:

Отряд представляет собой организацию, которая занимается охраной, зажитой животных. Это может быть:

- «Фонд защиты животных»;

- «Общество охраны братьев наших меньших»;

- «Лига справедливости»;

- «Фауна-щит»;

- и т.д.

Игровой сюжет (фабула):

«В одном очень хорошем городе очень хорошие животные попали в плохую историю: их похитили! А животные, сами понимаете, любят свободу!».

Игровая задача:

Определяется игровая задача: животных необходимо освободить. Чтобы открыть клетку и выпустить животных, необходимо получить ключ, а для этого пройти приключение. Как известно, приключение включает различные преграды, которые в проекте называются препятствиями!

Препятствие:

Препятствие – это условие, которое необходимо выполнить, или задача, которую нужно решить. Она может быть любого содержания, интенсивности и направленности. Каждый день участникам проекта необходимо преодолевать препятствия, чтобы получить ключи, которыми необходимо открыть клетку с животным. За освобождение зверей отрядам начисляется игровая валюта, зверики. Количество начисленных звериков зависит от вида освобождённого зверя (от 200 до 300). Системно это выглядит так:

1. На утреннем разговоре дети узнают, какого зверя необходимо спасти.

2. Для этого, как правило, необходимо сделать две вещи: пройти («конкурсное приключение», квест) и выполнить небольшое задание (как правило, это логическая задачка или оригинальная головоломка).

3. На сборе капитанов автор проекта сообщает, кто получает ключ. Кроме ключа вручается отличная карта (образовательный компонент проект, см. ниже).

В итоге:

Зверики можно заработать и иными способами (описаны ниже, в главе «Классная Отрядная Территория»). Все заработанные игровые деньги суммируются, таким образом определяется победитель проекта. Кроме ключей, участники игры, преодолев препятствие, «открыв» клетку и «выпустив» на свободу зверя, получают…

ОК!

… образовательную карту (в игровых терминах называется «отличной картой»). Выполняет учебную функцию досугового проекта. Это - практические советы, оригинальные рекомендации, интересные наказы, полезная инфографика, любопытные лайфхаки и т.д. Образовательный компонент так или иначе сопряжён с миром зверей.

Структура

В игровых смыслах смена подразделяется на четыре периода: три одинарных, два бинарных, один трёхмерный и период-плюс. Первый период состоит из трёх дней, в котором необходимо ежедневно освобождать зверей. ТО есть: один день – один зверь! Второй период состоит из четырёх дней, но освободить необходимо только двух животных: два дня на каждого. И третий период состоит из трёх дней – время, за которое необходимо освободить одного зверя.

Период-плюс – заключительный день большой игры, ориентирован на самых активных участников проекта. Здесь: виды животных и способ их освобождения предлагают самые результативные отряды! По этой причине данный период называется «Тёмная лошадка». Таким образом, участникам проекта необходимо освободить 6+1 зверей в течение всей смены.

Периоды называются конами.

Животные для игровых периодов подобраны не случайно. Названия зверей сопряжены с названием периода: если на освобождение отводится один день, значит так или иначе животное должно быть связано с единицей. Например, условием одной из двушек является освобождение двугорбого верблюда (бактриана)[5].

Структура проекта (на примере 1-й летней смены).

    Заезд Предыгровой кон
1-я игра 2-я игра 3-я игра 4-я игра Родительские дни Родительские дни
5-я игра 6-я игра   7-я игра  
Итоги   Разъезд  
           

Безусловно, реализация проекта тесным образом сопряжена с активизацией деловых и познавательных качеств детей. Проект и есть эффективная технология развития таких качеств.

Известно, что в «Зубренок» приезжают активные дети. Овладение навыками организации жизнедеятельности вне дома, умением управлять текущими событиями, создание условий для проявления природных способностей и творческих потенциалов – актуальные задачи для подростков, приехавших в центр. Важным звеном в цепочке решения данных задач является создание условий для организации детского самоуправления.

Работу с лидерами в организационный период можно осуществлять по следующей схеме:

1. Организация педагогического наблюдения, т.е. целенаправленного и систематического восприятия педагогом действий и поведения воспитанников.

2. Проведение игр на выявление лидерских и организаторских способностей. Подобные игры организуются на игровых площадках.

3. Организация и проведение игры «Деловые люди», в ходе которой избирается отрядное детское самоуправление.

Названия должностей представлены ниже:

Актив команды
Долж­ность Обязанности
Командир Руководит деятельностью отряда, распределяет работу по решению творческих задач, руководит деятельностью профильных отрядов, органи­зует отрядные игры, представляет отряд и т.д.
Помощник командира Является прямым заместителем командира отряда, решает те же задачи.
Дежурные командиры Организуют и контролируют соблюдение гигиенических требований, решает текущие бытовые и организационные дела дня (пункту­альный сбор на отрядное место, уборка отрядного места, дежурство в столовой и т. д.).
  Физорг команды   Принимает активное участие в спортивной жизни центра, лагеря; планирует с инструкторами по спорту соревнования; кон­тролирует проведение утрен­ней зарядки, посещение спор­тивных графиков, секций, прогулок, представляет отряд в «СОЮЗе», спортивном объединение юных зубрят.
Креативная группа Занимаются оформлением отрядного места, выпуском печатной продукции отряда, а также решением заданий проекта

За победу в конкурсах насчитывается игровая валюта (зверики). Оцениваются победы следующим образом:

Дела проекта (массовые)

1-ое место – 300 звериков;

2-ое место – 250 звериков;

3-е место - 200 звериков;

участие - 100 звериков.

Дела проекта (индивидуальные)

1-ое место – 200 звериков;

2-ое место – 150 звериков;

3-е место - 100 звериков;

участие - 50 звериков.

Спортивные дела (массовые)

1-ое место – 200 звериков;

2-ое место – 150 звериков;

3-е место - 100 звериков;

участие - 50 звериков.

Спортивные дела (индивидуальные)

1-ое место – 150 звериков;

2-ое место – 100 звериков;

3-е место - 50 звериков;

В следующей главе подробно описываются периоды, препятствия (конкурсные приключения), а также образовательные компоненты («отличная карта») проекта.

Теория возрастных кризисов Л.С. Выготского - student2.ru

ГЛАВА 5. Игра на широкую лапу непосредственное описание конкурсных приключений.  
Ниже описываются периоды, препятствия-приключения, а также образовательные компоненты («отличная карта») проекта.

Предыгровой период(низкий старт)
№ дня Название дня Описание
1-й день Привет, «Зубрёнок!» В первый день дети знакомятся с зубрёнком, точнее, с «Зубрёнком». В этот день зубрёнок должен стать самым милым зверем на свете, а «Зубрёнок» - самым родным местом! Содержание дня описывается в главе «И ежу понятно!».
2-й день Белка и Стрелка! «Поехали!», – как сказал Юрий Гагарин и полетел в космос, в своё самое великое приключение жизни! Но перед полётом человека, в космос летали собаки Белка и Стрелка. С тех пор и повелось: доброе дело упреждается подвигом зверей! А наша смена – тоже доброе дело! Содержание дня описывается в главе «И ежу понятно!».

ПЕРВЫЙ КОН. ИГРА 1-я, «ТРИ МЕДВЕДЯ:

БУРЫЙ, БЕЛЫЙ И ПАНДА»[6]

Третий день смены – традиционное открытие смены! В гостях в «Зубрёнка» – три медведя. А поскольку летом каждая смена – международная, то и медведи международные.

Но!

Препятствие: медведи похищены!

Приключение: капитанский квест, открытие смены!

Как освободить: победить в капитанском квесте (конкурс только для актива отряда, описывается в финальной версии сборника). На открытии смены вести себя очень дружно; никому не оказывать медвежью услугу (то есть, не нарушать правила «Зубрёнка»), и не проспать, как медведь, конкурсы: необходимо заработать максимальное количество зубриков, узнать ответы на «Медвежье задание». Ключ получает отряд, который выполнит эти условия. И, кстати, отрядное место не должно напоминать медвежий угол (страшное неубранное захолустье!)

«Медвежье задние»

Из предложенных гербов городов, на которых изображены медведи, найти белорусский город.

Теория возрастных кризисов Л.С. Выготского - student2.ru   Теория возрастных кризисов Л.С. Выготского - student2.ru Теория возрастных кризисов Л.С. Выготского - student2.ru Теория возрастных кризисов Л.С. Выготского - student2.ru
Теория возрастных кризисов Л.С. Выготского - student2.ru   Теория возрастных кризисов Л.С. Выготского - student2.ru  
Теория возрастных кризисов Л.С. Выготского - student2.ru   Теория возрастных кризисов Л.С. Выготского - student2.ru Теория возрастных кризисов Л.С. Выготского - student2.ru

«Отличная карта!» от медведей

Как избежать встречи с медведем, и что делать,

если всё же встреча произошла?

1. При передвижении держитесь преимущественно открытых мест и редколесий, где приближение зверя можно заметить заблаговременно. Избегайте длительного продвижения через густые заросли. Также следует избегать движения в сумерки и на рассвете, а также ночью. Помните: ночь – время медведя!

2. Теория возрастных кризисов Л.С. Выготского - student2.ru Если весной, когда еще лежит снег, вы натолкнетесь на след бурого медведя, поверните обратно или постарайтесь обойти место предполагаемого нахождения зверя по открытым местам. Медведь не совершает длительных переходов по глубокому снегу, он находится где-то рядом!

3. Знайте, вероятность медвежьей агрессии по отношению к группе, гораздо ниже, чем к одиночке!

4. При встречах с бурым медведем постарайтесь не пан

Наши рекомендации