Классификация нетрадиционных уроков
1. Уроки в форме соревнования и игр.
- урок-конкурс; - урок-турнир;
- урок-эстафета; - урок -дуэль;
- урок - деловая игра; - урок - ролевая игра;
- урок-викторина; - урок - сюжетная игра;
- урок - грамматический (лингвистический бой).
2. Уроки, основанные на формах, жанрах работы известных в общественной практике:
- урок-исследование; - урок-изобретательство;
- урок-комментарий; - урок-репортаж;
- урок-интервью; - урок-рецензия;
- урок-слайд; - урок языком цифр;
- урок - мозговой штурм; - урок - анализа первоисточников.
3. Уроки нетрадиционной организации учебного материала
- урок мудрости; - урок открытие;
- урок - блок; - урок - дублер начинает действовать.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения:
- урок - конференция; - урок-аукцион;
- урок-бенефис; - урок-диспут;
- урок-митинг; - урок-панорама;
- урок-телепередача; - урок-референдум;
- урок -теле(радио) мост; - урок - устный журнал;
- урок-диалог; -урок-дискуссия.
5. Уроки, связанные с фантазий и воображением:
- урок - сказка; - урок-сюрприз;
- урок-подарок.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций:
- урок-ученый совет; - урок-суд:
- урок-следствие;
- урок-патентное бюро; - урок-заседание.
7. Уроки, основанные на имитации общественно-культурных видов деятельности:
- урок - заочное путешествие; - урок - заочная экскурсия;
- урок - литературная прогулка; - урок-гостиная.
8. Перенесенные в рамки урока традиционные формы внеклассной работ:
- урок-КВН; - урок-утренник;
- урок-концерт; - урок - посиделки;
- урок-заседание клуба знатоков; - урок-театр.
9. Трансформация способов организации уроков:
- урок - парный опрос; - урок-лекция:
- урок-опрос (экспресс-опрос); - телеурок;
-урок-зачет; - урок - защита проекта;
- урок-консультация; - урок-практикум;
урок - коллоквиум; -урок-семинар.
Подготовка учителя к уроку
1 этап. Изучение учебной программы и индивидуальных особенностей учащихся класса. Особое внимание обращается на основные цели и задачи учебного предмета и каждой темы.
2 этап. Изучение методической литературы и тематическое планирование.
3 этап. Изучение материала конкретного урока в учебнике. Продумывается методика изложения материала, выделяется труднодоступный для учащихся материал и упражнения для самостоятельной работы.
4 этап. Изучение и подготовка имеющихся в школе средств общения по теме урока.
5 этап. Разработка плана урока, на основе тематического плана. Указывается тема урока, его цели и задачи, структура урока (последовательность учебных ситуаций при изложении и освоении учебного материала), перечень и место учебных иллюстраций и демонстраций, время на каждый этап урока, необходимое оборудование и учебные пособия.
Семинарское занятие 5
Тема: Модели образования. Инновации в образовании
Вопросы для обсуждения:
1. Модели образования. 1, с.69-71.
2. Современные дидактические концепции как основа инновационных процессов. 1, с.105-108; 3, с.24-30; 4, с.204-210; 8, с.185-206.
3. Инновационные образовательные процессы. 1, с.123-124; 4, с.492-498; 6, с.181-209.
4. Авторские школы. 2, с.267-269; 7.
5. Типология и многообразие образовательных учреждений. 2, с.33-35; 6, с.209-219.
_____________________
После каждого вопроса указана литература для подготовки: номер источника по списку литературы для самостоятельной работы и страницы.
Ключевые понятия:модель обучения; инновации в образовании; авторская школа; общеобразовательная школа; лицей; гимназия.
Темы для сообщений
1. Оптимизация педагогической системы. 6, с.219-227.
2. Информатизация и компьютеризация учебного процесса. 5, с.186-190; 10, с.265-276.
3. Различные типы образовательных учреждений в мировой истории образования. 1, с.109-123.
4. Система единых государственных экзаменов (ЕГЭ). 9, с.32-46
Литература для самостоятельной работы
1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. – СПб, 2001.
2. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. – М., 2000.
3. Качалова Л. П. и др. Педагогические технологии. – Шадринск, 2001.
4. Педагогика / В. А. Сластенин и др. – М., 1998.
5. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1998.
6. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: В 2- кн. – Кн. 1. – М., 2000.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
8. Сластенин В. А. и др. Педагогика. – М., 2002.
9. Филиппов В. М. Модернизация российского образования: Обновление школы. Единый государственный экзамен: правда и домыслы. – М., 2002.
10. Харламов И. Ф. Педагогика. – М., 2000.
11. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика. М., 2010.
Подготовиться к Тесту 1
Задание 8. Охарактеризуйте модели образования, заполняя таблицу. Для выполнения задания воспользуйтесь изданием: Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. – СПб, 2001. С. 69-71.
Модели образования | Характеристика моделей образования |
Модель образования как государственно-ведомственной организации | |
Модель развивающего образования | |
Традиционная модель образования | |
Рационалистическая модель образования | |
Феноменологическая модель образования | |
Неинституциональная модель образования |
Теоретический материал для подготовки к семинару
Модель образования– это мысленно представленная система, отражающая тот или иной подход к образованию и включающая цели, содержание, организацию и результат образовательного процесса.
Есть несколько подходов к выделению моделей образования. Так, М.В. Кларин, А.С. Сиденко и др. считают, что все образовательные модели можно разделить на традиционные («знаниевые», целью которых является формирование у учащихся знаний, умений и навыков) и инновационные («развивающие», направленные на развитие личности ученика) (Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994. Сиденко А. С. Технологизация педагогического опыта. Возможна ли она? // Народное образование. 1999. № 1.). Традиционные модели образования основаны на субъект-объектном взаимодействии учителя с учеником и воспроизведении образцов знаний, деятельности, правил и алгоритмов. Основой инновационных моделей являются субъект-субъектные, сотрудничающие взаимоотношения между учителем и учеником, при этом обучение строится как решение проблем и подразумевает творчество и самостоятельность учащихся.
Н.В. Бордовская и А.А. Реан выделяют следующие модели образования:
- модель образования как государственно-ведомственной организации;
- модель развивающего образования (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.);
- традиционная модель (Ж. Мажо, Л. Кро, Д. Равич и др.);
- рационалистическая модель (П. Блум, Р. Ганье и др.);
- феноменологическая модель (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.);
- неинституциональная модель (П. Гудман, И. Иллич, Ф. Клейн и др.).
Инновациив образовании – это введение нового в цели, содержание, формы и методы обуче-ния и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя и учеников. Инновационность всегда была свойственна педагогической деятельности. Так, во времена Сократа метод «сократических» бесед был инновационным, Я. А. Коменский создал инновационную для своего времени дидактику и классно урочную систему обучения. В российском и советском образовании инновационные процессы нашли отражение в педагогическом опыте К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, учителей-новаторов (И. П. Волков, Е. Н. Ильин, В. Ф. Шаталов и др.).
Инновационный процесс в образовании– процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В. И. Загвязинский). Деятельность, направленная на осуществления инновационных процессов, получила название инновационной деятельности.
Основные направления инновационной деятельности:
- модернизация содержания образования в различных типах образовательных учреждений;
- разработка новых принципов, методов, форм, технологий, приемов и средств обучения;
- совершенствование организации учебно-воспитательного процесса;
- инновации в системе управления образованием в школе, городе, районе, регионе, стране.
Не всякое изменение в учебно-воспитательном процессе является инновацией. Критериями инновационностиявляются новизна, оптимальность, результативность, возможность применения в массовой практике.
Инновационный характер образования наиболее ярко проявляется в создании авторских школ, обучение в которых имеет существенные отличия от массовой практики.
Авторские школы– учебно-воспитательные учреждения, деятельность которых построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (Г. К. Селевко). Новизна авторских идей и технологий может заключаться в новых подходах к принципам и формам организации обучения, в оригинальности вариативной части учебного плана школы, в разнообразии внеурочного образования и т. д.
Общие черты авторских школ:
- инновационность (наличие оригинальных авторских идей, касающихся изменения педагогического процесса);
- альтернативность (отличие каких-либо компонентов учебно-воспитательного процесса от традиционных, принятых в массовой школе);
- концептуальность (осознание и использование в авторской модели учебно-воспитательного процесса научных оснований);
- системность и комплексность педагогического процесса (не отдельные разрозненные инновации, а единая система инноваций в данной школе);
- социально-педагогическая целесообразность (соответствие целей школы требованиям общества);
- реальность и эффективность (возможность получения хороших результатов в реально существующих условиях).
К авторским школам можно отнести опыт ряда педагогов-новаторов. Так, директор школы-интерната г. Владивостока Н.Н. Дубинин реализовал авторские идеи в процессе перевоспитания малолетних нарушителей.
Педагогический коллектив общеобразовательной школы г. Азова под руководством М.П. Щетинина существенно изменил учебно-воспитательный процесс, введя в него новые формы организации учебно-познавательной деятельности детей, осуществляя систему занятий по интересам во второй половине учебного дня, распределяя нагрузку на школьников в течение дня и недели по уровню сложности учебных предметов. В школе практиковались персональные задания для каждого ученика, широкое распространение получило ученическое самоуправление. М.П. Щетинин ввел в педагогическую практику «метод погружения», когда функции учителя, полностью или частично, передавались специально подготовленным ученикам-«консультантам».
Еще одним примером авторской школы является школа адаптирующего обучения (адаптивная школа), теоретически обоснованная и воплощенная в жизнь на базе 109-й школы г. Москвы Е.А. Ямбургом. Адаптивная школа предназначена как для обычных, так и для одаренных детей, а также для детей, требующих коррекционно-развивающего обучения (суть названия «адаптивная» и состоит в том, что школа «приспосабливается» к особенностям разных учеников и помогает им приспособиться к школе, к организации обучения и внеучебной школьной жизни).
Адаптация школы к ребенку достигается системой дифференциации учебно-воспитательного процесса, предусматривающей разнообразие уровней и вариантов содержания образования. Разнообразные образовательные программы адаптивной школы строятся на основе государственных образовательных стандартов. Идея дифференциации (разделения) обучения по уровню развития учащихся реализуется в виде трех учебных потоков-«траекторий»: 1) траектория образовательного стандарта; 2) траектория продвинутого (лицейско-гимназического) образования; 3) траектория компенсирующего обучения (для детей, нуждающихся в коррекции). Все траектории построены по вертикали от первого до последнего года обучения.
Адаптация ребенка к школе обеспечивается признанием его субъектом, работой в тесном контакте с его семьей, комплексом социально-экономической и психолого-педагогической поддержки семьи и детства.
Основные типы образовательных учреждений в РФ. В современной России существуют как государственные (к этому типу относятся также ведомственные и муниципальные образовательные учреждения), так и негосударственные образовательные учреждения (частные, общественные и религиозные). Сегодня отечественная система образования включает:
- дошкольные образовательные учреждения (детские ясли и сады);
- общеобразовательные школы, которые состоят из трех ступеней: начальной (1-3 или 1-4 классы), основной (неполной средней) (4-9 или 5-9 классы) и средней (полной) (10-11 классы);
- культурно-просветительские учреждения и учреждения дополнительного образования: дома и дворцы культуры (ДК), дома творчества юных (ДТЮ), библиотеки, школы искусств, художественные школы, детско-юношеские спортивные школы и др.;
- профессиональные училища (ПУ);
- средние профессиональные образовательные учреждения: техникумы, колледжи;
- высшие учебные заведения (вузы): институты, университеты, академии;
- институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также курсы повышения квалификации и переподготовки на базе вузов;
- магистратуры, аспирантуры и докторантуры на базе вузов и научно-исследовательских учреждений.
Наряду с общеобразовательными школами есть специализированные образовательные учреждения: школы-интернаты, санаторные школы, коррекционные школы, школы и др. В систему образования также входят учреждений дополнительного образования (спортивные, музыкальные, художественные школы, школы искусств, дома творчества юных, центры для одаренных детей).
Наиболее распространенным типом образовательного учреждения в РФ является средняя общеобразовательная школа, обеспечивающая передачу подрастающему поколению такого содержания образования, которое может быть освоено в пределах возрастных возможностей школьников в установленные сроки обучения. Обучение в школе направлено на формирование личности нужной и полезной обществу, сочетающую социально направленные качества со способностью удовлетворять свои потребности, приобщенную к культурным ценностям.
Углубленное образование по ряду предметов дают современные лицеи и гимназии.
Гимназия– среднее общеобразовательное учреждение с углубленным изучением учебных предметов, призванное обеспечить вариативность образования. В зависимости от избранного направления, в гимназии идет изучение основ наук по какому-либо профилю (ряду профилей): гуманитарному, естественнонаучному, эстетическому и др. Учащиеся гимназии могут выбрать изучение предметов по одному из имеющихся профилей. «Положение о гимназиях», утвержденное Министерством образования РФ, предусматривает создание гимназий гуманитарного, педагогического, технического направлений.
Лицей– среднее общеобразовательное учреждение с углубленным изучением учебных предметов по определенному профилю. В отличие от широкого гуманитарного образования гимназии, лицей имеет более узкую направленность, является более специализированным образовательным учреждением (например, лицей технико-математический, технический, биолого-химический, агролицей и т. п.).
Негосударственные образовательные учреждения занимаются преимущественно дополни-тельным образованием. Так частные школы обычно работают с одаренными детьми или детьми, требующими коррекции и реабилитации. Среди негосударственных образовательных учреждений выделяются религиозные: воскресные школы, духовные академии. В целом по стране доля негосударственных образовательных учреждений в системе образования относительно невелика.
Семинарское занятие 6