Информация о сдаче экзаменов
Англия | Франция | Германия | Израиль | Швеция | |
Пытаются сдать (% от возрастной группе) | |||||
Успешно сдают (% от возрастной группе) | - |
Следует, однако, иметь в виду, что приведенная статистика отражает лишь данные о числе учащихся, получающих академическое образование. Как мы уже отмечали, не все учащиеся, например, в Англии изучают курсы, соответствующие рассматриваемым экзаменам (так называемого A-level): этим и объясняется в основном то, что более двух третей возрастной группы эти экзамены и не пытались сдавать – они и образование соответствующее не получали (заметим, что и среди сдающих эти экзамены, лишь очень малая часть сдает экзамены по математическим дисциплинам – для тех, кто продолжит образование, например, по гуманитарным специальностям, последним математическим экзаменом становится экзамен за курс основной школы (пользуясь российской терминологией).
Считается, что вСША национальных экзаменов по предметам нет. Вместе с тем до определенной степени сходную роль играет тест SAT I (Scholastic Aptitude Test – тест на способность к обучению), в котором есть математическая часть и результаты которого обычно требуются высшими учебными заведениями. Имеется и вторая – предметная – часть этого теста (SAT II), сдаваемая отдельно и, как правило, играющая заметно меньшую роль в определении будущей карьеры, хотя тоже иногда требуемая некоторыми университетами. Ряд штатов (Нью-Йорк, Калифорния) проводит свои выпускные экзамены и, соответственно, наряду с обычными дипломами выдает специфические дипломы (считающиеся более престижными). Так в Нью-Йорке проводятся так называемые Regents-экзамены и выдается Regents-диплом. Как правило, учебные заведения в штате требуют именно этот диплом, а не обычный, который можно получить, экзамены не сдавая. Вместе с тем в других штатах этот диплом зачастую свою роль теряет. Бриттон и Райзен в качестве американской параллели выпускным/вступительным экзаменам и вовсе рассматривают экзамены по курсам повышенной трудности, которые можно сдать, еще учась в школе (нам этот подход кажется ошибочным). В любом случае полного аналога обязательным российским выпускным экзаменам (равно как и вступительным) в США нет (хотя на практике абсолютно подавляющее большинство школьников, ориентированных на дальнейшую учебу, сдают и SAT, и экзамены, проводимые штатом).
В Японии выпускного экзамена нет вообще. Школьник получает аттестат (сертификат) лишь на основе результатов обучения (причем по решению педсовета школы он может быть оставлен для повторного обучения в заключительном классе). В стране, однако, существует централизованная система проведения вступительных экзаменов, результаты которых используются (в разной мере) всеми вузами, притом, что каждый вуз устанавливает свое соотношение между весами централизованного и своего экзаменов. Так, например, у Токийского университета на долю централизованного экзамена отводится лишь 20%, в то время как типичным считается 40-50%, а некоторые университеты прямо принимают по результатам общенационального экзамена. Вместе с тем ряд частных университетов не требует сдачи централизованного экзамена, обходясь своими экзаменами, а также производя прием по рекомендациям, даваемым школами. Следует заметить, что японское министерство образования все время подчеркивает важность использования разных методов при отборе будущих студентов (включая устные собеседования, школьные рекомендации и т.п.), не уповая лишь на оценки экзаменов.
Кроме отмеченной функции – отбора обучающихся в высших учебных заведениях – экзамены практически повсеместно играют еще важную роль в качестве зримого воплощения национального (регионального) стандарта – именно таким образом в ряде стран конкретизируется содержание и стиль математического образования (например, в Англии именно примерные экзаменационные тексты и соответствующие программы, распространяемые экзаменационными комиссиями, являются тем документом, по которому ориентируется учитель).
Используются экзамены в определенной мере и для выяснения качества образования и влияния на него. Сошлемся здесь лишь на британский опыт публикации в массовых и общедоступных газетах результатов экзаменов, что, очевидно, оказывает огромное воздействие на родителей потенциальных учащихся, вплоть до того, что цены на жилье в окрестностях хороших школ заметно повышаются, а в окрестностях плохих наоборот падают.