Тема І. Морфемика: общие понятия и терминология.
Языки разделяются с точки зрения морфологической структуры слова на языки синтетического строя, если лексическое и грамматическое значение выражаются в пределах одного слова (столик-а, ид-у, голуб-ого), и языки аналитического строя, если эти значения выражаются раздельно, т.е. грамматические значения передаются служебными словами, порядком слов, интонацией и другими средствами.
Вопрос: К какому структурному типу относятся русский и украинский языки? Покажите на примере. Если можете, сравните с английским языком.
От науки грамматики и словообразования отделилась морфемика. Это раздел науки, объектом которого является морфема, значимая составляющая часть слова. Морфемика изучает: виды морфем по их функциям; типы значений, которые выражаются морфемами; формальные видоизменения одной и той же морфемы; принципы их вычленения в составе слова; правила сочетаемости при построении лексем и форм слова; звуковые изменения, связанные с сочетаемостью, – и многие другие конкретные особенности значимых частей слова.
Вопрос: Почему морфемика русского языка на протяжении многих лет обучения обстоятельно изучается в средней школе (вспомните принципы орфографии)? Что дает морфемика людям, изучающим русский язык как иностранный? Какую «экономию средств» дают однокоренные слова разных частей речи для составителей толковых словарей? Обратных? Словообразовательных? Этимологических? Существенны ли морфемы для изучения орфоэпии?
Морфемику можно изучать в синхронии и диахронии. Синхрония – это состояние языка в определенный момент его развития как система взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов; будем говорить о современном состоянии языка - единственной и подлинной реальности, как это определил де Соссюр. А что такое диахрония?
Слова в русском языке устроены так сложно, что общее определение морфемы может быть основано не на всех ее признаках, а только на ведущих. Морфема - это минимальная единица языка, которая отвечает признаку дуализма языкового знака: за определенной звуковой формой (означающее) закреплено определенное содержание (означаемое). Морфема не членится на более простые единицы того же рода.
Задание 1. Пользуясь школьными знаниями, разбейте слова на морфемы и определите значение каждой: школьник, синеватого, веселить, по-весеннему. Чем морфема отличается от фонемы?
Другие важные признаки морфемы: экономная для языка регулярность, повторяемость в сериях слов (не абсолютная, т.к. существуют суффиксы «единичного использования», уникальные – например, -ол в слове козел); звуковая непрерывность; несамостоятельность (в отличие от слова) и реализация значения лишь в комбинации с другими морфемами, т.е. функция в определенной модели (ср. значение приставки пере- в словах перебежать и переклеить); знаковый характер морфемы, отличающийся, как и в слове, асимметричностью (одно значение может выражаться разными морфемами: им. мн. ч.: стол-ы, город-а; одна и та же морфема может иметь разные значения: серебр-ист-ый – «похожий на серебро», гор-ист-ый – «имеющий горы в изобилии»); синкретизм, т.е. выражение в одной единице нескольких грамматических значений (весел-ому – д.п., ед.ч., м. или ср. р.); в производном слове морфема выполняет роль кода, в котором зашифрован смысл (писатель – «тот, кто профессионально занимается писательской деятельностью»; ср. писарь, писец, писака). Морфемика не имеет «своего» языка для описания значений морфем (метаязыка) – имманентную, виртуальную сущность морфем можно описать только с помощью естественного языка, который используется и для описания значений слов (трактор-ист – «лицо, которое работает на тракторе»); морфема не способна перемещаться в пределах слова; ее место строго фиксировано по отношению к корню и др. морфемам.
Задание 2. а) Покажите серийность существительных с суффиксами –чик/-щик;
б) Исходя из принципа регулярности, повторяемости, как ответить на вопрос: чего больше в языке – слов или морфем?
в) Чем отличается морфема от слова?
г) В комбинации с глаголами какого типа приставка в- обозначает «внутрь»?
д) Какими грамматическими морфемами (окончаниями) может быть выражено значение род. пад. мн.ч. существительных?
е) Какие значения выражает окончание -у в глаголе?
ж) Что обозначает суффикс –ак в соединении с корнем пис-?
з) Как подтвердить утверждение, что морфемы, как и слова, хранятся в памяти говорящих на этом языке? Благодаря чему они осознаются?
Какие виды морфем изучались в средней школе?
Задание 3. Покажите способы графического обозначения морфем на примере слов: подснежник, белеющий, неразумный, ходят.
В научной морфемике, кроме корня, приставки, суффикса, окончания, выделяются и другие типы морфем. Это постфиксы – особые аффиксы, которые всегда следуют за окончанием («частица» -ся /-сь возвратных глаголов, «частицы» -то, -либо, -нибудь в местоимениях); интерфиксы, «соединительные гласные» в сложных словах: вод-о-воз, земл-е-мер); конфиксы (или циркумфиксы), участвующие только в комбинированном образовании слов, а на морфемном уровне распадающиеся на две, даже три морфемы: при-гор-ок, у-велич-и-ть, при-бедн-я-ть-ся. В сфере суффикса есть сегменты, которые имеют не содержательное, а внутриструктурное значение – за ними закреплены соответствующие термины (см. Тема 7. Суффикс).
Задание 4. Просклоняйте местоимение что-то. Изменит ли свое место постфикс –то? За какой морфемой он следует?
Проспрягайте в 3-х временах глагол мыться, образуйте от него причастия. За какой морфемой следует –ся?
Водовоз – «тот, кто возит воду»; как участвует –о- в выражении этого смысла и участвует ли?
Непроизводные, т.е. в современном языке «ни от чего не образованные» слова типа молчать, гореть, строить имеют древние основообразующие, так называемые тематические гласные а, е, и. Формально это суффиксы, но имеют ли они значение?
Значимые единицы в составе слов, морфемы, могут фонетически видоизменяться, модифицироваться, при этом смысл остается тем же самым, а конкретная реализация изменяется. В конкретных словоформах вычленяются морфы – представители одной и той же морфемы. С точки зрения звукового вида морфы могут различаться. Это свойство вариативности языковеды объясняют тем, что единицы языка имеют свойство экземплярности. Один из видов идентификации (отождествления) морфов в одну морфему называется алломорфностью. Корни при тождестве смысла и любых звуковых изменениях
в разных словах являются алломорфами (пи-ть, п’j-у, пей, пой-л-о). Суффиксы и приставки в зависимости от соседства звуков могут различаться: 1) одним звуком (-чик/-щик); 2) начальным или конечным звуком в сторону уменьшения или увеличения (передел-ыва-ть – запе-ва-ть – сжиг-а-ть – все глаголы с помощью алломорфов суффикса –ыва-/-ива-/-ва-/-а- обозначают несовершенный вид; разо-гнаться – раз-бежаться - алломорфы приставки раз-/разо-). Может влиять и соседство целой морфемы (степ-н-ой, но идеал-ист-ичн-ый: суффикс –н- не соединяется с суффиксом –ист-). Если различные морфы могут встречаться в одной и той же словоформе, то это варианты: варианты морфемы всегда заменяют друг друга (вод-ой – вод-ою, смех-у – смех-а) и создают варианты одного и того же слова.
Задание 5. Пронаблюдайте, как изменяется корень в родственных словах и словоформах: день, земля, свет, мыть. Выделите корневые алломорфы, запишите их в соответствии с приведенным выше образцом.
Задание 6. В приведенных словах найдите алломорфы и варианты морфем: оконце – ружьецо – маслице; житие – давление – сознание; белее – белей; братство – отечеств;, старание – старанье; полнехонький – полнешенький; орешек – орешка; лисий – лисьего.
Задание 7. Проследите, после каких звуков выступают –ся и –сь; -чик и
–щик.
Таким образом, в строго научном понимании в составе конкретного слова мы имеем не морфему, а морф, который может иметь алломорфы и морфы-варианты. Морфема – это обобщенное (абстрактное) название единицы особого уровня языка. Однако не только в учебной, но и в научной литературе термин морфема используется для обозначения конкретного морфа, морфемы данных морфов (алломорфов и вариантов) и всего класса морфем.
Задание 8. Прочитайте по Лингвистическому энциклопедическому словарю (ЛЭС) статьи Морфемика, Морфема, выберите из текста те положения, которые относятся к русскому языку. Приготовьте вопросы к утверждениям, которые для Вас трудны для осмысления.
В классификации морфем корень как обязательная морфема в слове противопоставляется аффиксам - факультативным, служебным морфемам.
Тема 2. Морфемика на службе грамматики и словообразования (пополнения лексики).
Вспомним, что такое лексическое значение слова. Какого рода содержание закрепляется в сознании человека с помощью слова?
В слове, помимо лексического, есть ещё обязательное для пользования добавочное значение, связанное с устройством, строем, организацией – грамматикой языка. Грамматику слова обслуживают в русском языке морфемы. Грамматика слова – это система тех «грамматических признаков» частей речи, которые вы изучали в школе. Научно они называются грамматическими (морфологическими) категориями (ГК): род, число, падеж, наклонение… Из школьного перечня надо исключить склонение и спряжение как лишённые содержания и добавить категорию залога, связанную с возвратными глаголами – с постфиксом –ся (с залогом вы знакомились в школе, изучая причастие).
Задание 1. Перечислите грамматические категории любой из знаменательных частей речи – существительного, прилагательного, глагола.
Каждая из категорий имеет своё грамматическое значение (ГЗ): грамматическая категория числа означает…; грамматическая категория вида означает…. От лексического грамматические значения отличаются большей отвлечённостью, обязательностью для функционирования слова, регулярностью, стандартностью; они обозримы и существуют как противопоставленные в своих разновидностях – оппозициях (м.р. – ж.р. – ср. род).
Задание 2. Вспомните, в чем состоит грамматическое значение несовершенного и совершенного вида глаголов; значение числа – ед. и мн.; значение времени – наст., прош. и буд.
Грамматические категории существуют в единстве со средствами их выражения, которые называются грамматическими формами. В русском языке в абсолютном большинстве случаев средством выражения грамматических значений являются морфемы. Такие морфемы, являющиеся носителями грамматических значений, называют грамматическим формантом. Строго говоря, грамматическая категория – это система противопоставленных друг другу форм с однородным значением (единство значения и выражения), регулярное видоизменение слов определённых частей речи.
Задание 3. Разделите слова на морфемы, выделите грамматические форманты и определите их значения: напиши, споёшь, твоих, красного.
Все грамматические категории и грамматические значения делятся на две группы: словоизменительные и классифицирующие. Первые – называются словоизменительными (модифицирующими, дифференцирующими). В соответствии с этими категориями слово изменяется по этому признаку, не теряя своего тождества (смысла). Видоизменение является непостоянным, меняющимся (в школе выделялся «непостоянный» грамматический признак). Формой словоизменительных категорий, за единичными исключениями, является окончание (формула определения: «слово изменяется по…»). Сюда относят все морфологические категории, кроме рода существительных (существительное по родам не изменяется) и, по мнению большинства ученых, вида глагола.
Вопрос: По каким словоизменительным грамматическим значениям изменяются слова: город, стенной, два, я, пить? Разделите эти слова на морфемы, выделите словоизменительные форманты, определите все возможные формы одной из лексем.
Совокупность всех форм данной лексемы называется полной парадигмой. Конкретные члены парадигмы, противопоставленные друг другу, называются словоформами. Полная парадигма включает частные. Например, полную парадигму существительного образуют две частные парадигмы – ед. и мн. ч.
У им. сущ. полная парадигма – 12 словоформ: 6 падежных словоформ ед.ч. и 6 падежных словоформ мн.ч. Словоизменительные ГК проявляют себя в оппозициях – реализуются в системе противопоставленных друг другу словоформ, которые и составляют парадигму лексемы. Число членов парадигмы зависит от ГК, например, ГК падежа состоит из шести членов, а ГК рода – из трех.
Задание 4. Образуйте все возможные словоформы лексем (инфинитив, причастие, деепричастие и степени сравнения не включайте): тень, разумный, он, никто, сто, любить. Выберите одну словоформу, разделите ее на морфемы, определите грамматическое значение и выражающую его морфему.
Строго говоря, любое изменяемое «слово» является словоформой, даже основная, начальная, словарная форма отвечает этому признаку.
Задание 5. Назовите начальные, словарные словоформы существительного, прилагательного, числительного, глагола: грустную, березой, двух, ни с кем, не у кого, ее, сделал, страшнее (прил.), раньше (наречие).
Вторую группу грамматических категорий (грамматических значений) составляют род имени существительного и вид глагола. Они не могут быть представлены формами одного и того же слова и поэтому называются классифицирующими, т.е. разделяющими лексику по этому признаку. Это фиксированные, “постоянные признаки” лексемы и ее словоформ. Формула определения: “слово принадлежит к …”.
Задание 6. Докажите, что противопоставление по роду (оно иногда возможно в связи с соответствием род - пол) относится не к грамматике, а к словообразованию. Разделите слова на морфемы: слон–слониха, генерал–генеральша, шалун–шалунья.
Задание 7. Укажите средство (способ) образования вида этих глаголов; разделите слова на морфемы: раскрашивать, стукнуть, побелить, запевать.
Есть слова неизменяемых частей речи, которые не имеют ГК (ГЗ) и тем более форм словоизменения. Есть особые неизменяемые формы слова и отдельные слова в целом изменяемой части речи - эти последние имеют ГЗ, но не имеют их выражения.
Задание 8. Выделите и охарактеризуйте их: можно, до, около, нельзя, навсегда, (у) кафé, сегодня, ух!, или, дома, домашний, жить, (из) кино, разбивая.
Кроме флексий, носителями грамматических значений могут быть формообразующие, или грамматические, суффиксы, с помощью которых образуются особые формы. Особые формы – это степени сравнения прилагательных и наречий, формы причастий и деепричастий; проблематичным является инфинитив (в РГ-80 относится к начальной форме словоизменения). Особый статус этих форм имеет ряд обоснований, главными из которых являются 1) отсутствие соответствующей ГК и оппозиций, 2) возможность собственного словоизменения. Эти особые формы входят в полную парадигму лексемы. Следует заметить, что в некоторых современных школьных учебниках причастия и деепричастия названы отдельными частями речи.
Задание 9. Определите особые формы лексем, разделите их на морфемы, укажите суффиксы, с помощью которых образованы эти формы: сидя, сидящий, белевший, смелейший, дружнее, тягчайший, любить.
Задание 10. Слова медвежий, пилить, грустнее разберите по следующей схеме: выделите грамматический формант, укажите часть речи; начальную словоформу; словоизменительные и классифицирующие категории, особые формы, их словоизменение (если оно есть), полную парадигму.
От грамматических признаков слова, от словоизменения следует отличать словообразование. Словообразование – это образование других, «новых» слов от уже существующих при помощи морфем. Слова, образованные от уже имеющихся в языке слов, называются производными независимо от времени их появления. Непроизводными называются слова «ни от чего не образованные» или такие, которые представляются «первичными» с позиции синхронии. Производное слово может быть образовано «по цепочке» от уже производного (клей–клеить– клееный -клеёнка).
Задание 11. Сгруппируйте производные и непроизводные слова. Разделите их на морфемы; специально выделите грамматические и словообразующие части слова: медведь, моего, двойного, тишь, медвежий, по-моему, сшитый, двое, шить, два, сшивать, по-медвежьи, перешивая, тихий, удвоить, медвежоночек, двоечка, тише.
Задание 12. Лексемы (словоформы) пяти строчек любого текста проанализируйте в соответствии с материалом этого раздела.