Этапы педагогического эксперимента

Обязательной и финальной стадией процесса по изучению какой-либо широкой и сложной темы является проверка знаний, то есть проверка эффективности учебной деятельности, а также соответствующей методики изучения. При этом этап проверки соотносится с характером обучающей методики, то есть если в основе методики изучения световых волн в основной школе лежал деятельностный подход, то и в ходе проверки нужно стремиться выявить практические знания и навыки, а не заученные теоремы.

В данной части работы приведены результаты педагогического эксперимента, целью которого является выяснение степени усвоения знаний учащимися основной школы.

В ходе эксперимента ориентирами служили следующие психолого-педагогические рекомендации:

1. желание и готовность учителя(лей) к экспериментальной работе;

2. наличие у экспериментатора определенной гипотезы, которая предполагала бы введение в педагогический процесс какого-либо нового элемента для получения определенного результата;

3. тщательная разработка вмешательства в педагогический процесс, обеспечение условий наблюдаемости педагогического воздействия и его следствий;

4. соблюдение принципа «не повреди»;

5. обеспечение обязательных результатов обучения, предусмотренных учебным планом;

6. тщательная фиксация условий и результатов эксперимента;

7. научная честность и добросовестность, стремление к достоверности при формулировании выводов, взаимопонимание между исследователем и детьми, благожелательное отношение к эксперименту со стороны окружающих: администрации, родителей и детей.

В действительности, эти принципы можно применить по отношению к любому психолого-педагогическому эксперименту.

Этапы педагогического эксперимента проводимого в рамках настоящей работы включают в себя следующие пункты:

1) Диагностика метода обучения;

2) Разработка формы проверки знаний учеников, после прохождения темы «Световые волны»

3) Анализ работ учеников и заполнение формы статистики;

4) Выводы по статистическим данным об успеваемости учеников.

Диагностический этап.

Необходимость эксперимента возникает на почве анализа и осмысливания хода и результатов работы отдельного учителя, руководителя или всего педагогического коллектива — диагностирования педагогической действительности. Основными объектами педагогической диагностики являются:

  • личность школьника (интересы, способности, уровень знаний, умений и навыков, уровень воспитанности и др.);
  • качества школьных коллективов (классных, клубных, общественно-политических, неформальных объединений);
  • мастерство учителей, воспитателей, руководителей;
  • содержание, методы, организационные формы и средства обучения;
  • отдельные направления воспитательного процесса: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое;
  • передовой педагогический опыт.

Диагностированию подвергается также общественное мнение: образ мыслей и отношение к учебе учащихся, воспитанников, суждение о школе родителей, производственников, общественных кругов.

Методика педагогического диагностирования достаточно разработана и описана (см. лит.). В результате диагностирования идеи эксперимента приобретают конкретные формы, определяются отдельные направления — возникают проблемы, для решения которых и создается педагогический эксперимент.

Прогностический этап.

Прогностический этап эксперимента представляет предположительное нахождение путей решения выдвинутых проблем, разработку целей и задач, построение гипотез и конструирование плана—программы эксперимента.

Целью, как известно, называется идеальный образ желаемого результата; в неявном виде она содержится уже в постановке проблемы и темы. Главной целью эксперимента является решение намеченной проблемы, а дополнительные, сопутствующие цели возникают в силу системности педагогического процесса, по принципу «дерева целей» их постановка (и достижение) зависит от возможностей экспериментатора и условий эксперимента.

Особое место в проведении данного педагогического эксперимента занимает разработка контрольно-измерительных материалов. В эксперименте КИМы применяются со следующими целями:

1. Возможности квалифицированной «обратной связи» относительно образовательных достижений и пробелов

2. Повышение прозрачности и объективности процедур контроля и оценки

3. «Доказательность» заявленных образовательных результатов

Помимо всего сказано, важно чтобы изучение и проверка знаний по физической теме вписывалась в систему общего образования. В связи с этим возрастает ценность КИМов, поскольку такой подход применяется на всех уровнях современной системы образования. Таким образом данный этап эксперимента приближен к экзаменам, которые учащиеся основной школы будут сдавать в будущем.

Таким образом, КИМ представляет собой контрольный вариант проверки знаний учащихся. Однако нельзя ограничится проверкой чисто-теоретических знаний, это бы противоречило сущности деятельностного подхода, лежащего в основе рассматриваемой методики изучения световых волн. Необходимо узнать о той системе знаний, которая сформировалась у учеников из реальных, действительно-понимаемых ими положений.

Наши рекомендации