Этапы педагогического эксперимента
Обязательной и финальной стадией процесса по изучению какой-либо широкой и сложной темы является проверка знаний, то есть проверка эффективности учебной деятельности, а также соответствующей методики изучения. При этом этап проверки соотносится с характером обучающей методики, то есть если в основе методики изучения световых волн в основной школе лежал деятельностный подход, то и в ходе проверки нужно стремиться выявить практические знания и навыки, а не заученные теоремы.
В данной части работы приведены результаты педагогического эксперимента, целью которого является выяснение степени усвоения знаний учащимися основной школы.
В ходе эксперимента ориентирами служили следующие психолого-педагогические рекомендации:
1. желание и готовность учителя(лей) к экспериментальной работе;
2. наличие у экспериментатора определенной гипотезы, которая предполагала бы введение в педагогический процесс какого-либо нового элемента для получения определенного результата;
3. тщательная разработка вмешательства в педагогический процесс, обеспечение условий наблюдаемости педагогического воздействия и его следствий;
4. соблюдение принципа «не повреди»;
5. обеспечение обязательных результатов обучения, предусмотренных учебным планом;
6. тщательная фиксация условий и результатов эксперимента;
7. научная честность и добросовестность, стремление к достоверности при формулировании выводов, взаимопонимание между исследователем и детьми, благожелательное отношение к эксперименту со стороны окружающих: администрации, родителей и детей.
В действительности, эти принципы можно применить по отношению к любому психолого-педагогическому эксперименту.
Этапы педагогического эксперимента проводимого в рамках настоящей работы включают в себя следующие пункты:
1) Диагностика метода обучения;
2) Разработка формы проверки знаний учеников, после прохождения темы «Световые волны»
3) Анализ работ учеников и заполнение формы статистики;
4) Выводы по статистическим данным об успеваемости учеников.
Диагностический этап.
Необходимость эксперимента возникает на почве анализа и осмысливания хода и результатов работы отдельного учителя, руководителя или всего педагогического коллектива — диагностирования педагогической действительности. Основными объектами педагогической диагностики являются:
- личность школьника (интересы, способности, уровень знаний, умений и навыков, уровень воспитанности и др.);
- качества школьных коллективов (классных, клубных, общественно-политических, неформальных объединений);
- мастерство учителей, воспитателей, руководителей;
- содержание, методы, организационные формы и средства обучения;
- отдельные направления воспитательного процесса: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое;
- передовой педагогический опыт.
Диагностированию подвергается также общественное мнение: образ мыслей и отношение к учебе учащихся, воспитанников, суждение о школе родителей, производственников, общественных кругов.
Методика педагогического диагностирования достаточно разработана и описана (см. лит.). В результате диагностирования идеи эксперимента приобретают конкретные формы, определяются отдельные направления — возникают проблемы, для решения которых и создается педагогический эксперимент.
Прогностический этап.
Прогностический этап эксперимента представляет предположительное нахождение путей решения выдвинутых проблем, разработку целей и задач, построение гипотез и конструирование плана—программы эксперимента.
Целью, как известно, называется идеальный образ желаемого результата; в неявном виде она содержится уже в постановке проблемы и темы. Главной целью эксперимента является решение намеченной проблемы, а дополнительные, сопутствующие цели возникают в силу системности педагогического процесса, по принципу «дерева целей» их постановка (и достижение) зависит от возможностей экспериментатора и условий эксперимента.
Особое место в проведении данного педагогического эксперимента занимает разработка контрольно-измерительных материалов. В эксперименте КИМы применяются со следующими целями:
1. Возможности квалифицированной «обратной связи» относительно образовательных достижений и пробелов
2. Повышение прозрачности и объективности процедур контроля и оценки
3. «Доказательность» заявленных образовательных результатов
Помимо всего сказано, важно чтобы изучение и проверка знаний по физической теме вписывалась в систему общего образования. В связи с этим возрастает ценность КИМов, поскольку такой подход применяется на всех уровнях современной системы образования. Таким образом данный этап эксперимента приближен к экзаменам, которые учащиеся основной школы будут сдавать в будущем.
Таким образом, КИМ представляет собой контрольный вариант проверки знаний учащихся. Однако нельзя ограничится проверкой чисто-теоретических знаний, это бы противоречило сущности деятельностного подхода, лежащего в основе рассматриваемой методики изучения световых волн. Необходимо узнать о той системе знаний, которая сформировалась у учеников из реальных, действительно-понимаемых ими положений.