Деятельностный подход в обучении физике
В современном мире существует множество походов к обучению подрастающего поколения, базирующихся на разных принципах и на разных преставлениях о самом ученике, как о субъекте получения знаний. Однако в гуманитарных науках на сегодняшний день сильно распространена точка зрения, согласно которой учеба – это один из видов деятельности, стоящий в одном ряду с рабочей и игровой. В связи с этим, как правило, ребенок уже воспринимается основной как активный участник учебного процесса. Именно на этом положении и базируется деятельностный подход в обучении вообще. Подробнее рассмотрим сущность и основные положения деятельностного подхода в обучении физики.
Деятельностный подход в обучении, разработанный в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, соотносится словосочетанием «учебная деятельность». И при рассмотрении данного словосочетания как научной категории, могут стать понятными и некоторые моменты деятельностного подхода в обучении.
Учебная деятельность в сравнении с другими типами человеческой деятельности обладает рядом особенностей. Они могут быть связаны как с организацией процессов, так и с целевым направлением действий в нем. Первое и очевидное это то, что субъект не является прямым организатором деятельности. В основной школе субъектом деятельности является ученик, но организует ее преподаватель. Несмотря на то, что учитель задает ритм работы и является наставником в ходе изучения материала, все таки субъектом, а, следовательно, активным участником деятельности остается обучающийся. Отсюда возникает нетипичное для других видов деятельности положения, когда в сущности, возможным является неизвестность задачи для субъекта обучения. Задачи задаются обучающим. Так субъект и объект учебной деятельности могут совпадать. Продуктом учебной деятельности является полученная система знаний, которая неотторжима от субъекта. Мотивация, тем не менее в учебной, деятельности выражена слаба, а в некоторых случаях отсутствует вовсе.
Одно из массовых заблуждений учителей и преподавателей (да и многих- многих людей вообще) заключается в их вере в главенство знаний, в их самодостаточность. Нет, наверное, другого слова, которое бы так часто повторялось и которое бы играло такую важную роль в жизни человека, как «знание». В школу идут за знаниями, затем за знаниями идут и в институт. Многие преподаватели рассматривают цель педагогической работы, как необходимость передачи знаний. Ради этого они и проводят учебный процесс, ради этого и организуется учебная деятельность. Главным образом это, конечно, так. Однако многие авторы, такие как Атанов Г.А., психолого-педагогической литературы выступают против такого «несостоятельного подхода».[1]
Образование как раз и есть система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество (социализацию), и в то же время – взаимодействия людей с предметным миром (т. е. процессов деятельности человека в мире). Вообще «в функциональном отношении человек и среда выступают всегда вместе, как единое целое» . Значит, развитие личности человека – это развитие системы «человек–мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное, творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путем самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.
Деятельностный подход Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова в своей сущности не имеет не конкретной техники исполнения, не упорядоченного алгоритма действий для преподавателя. Деятельностный подход не базируется на «рецепте», а основывается на принципах.
Принципы могут быть по большей части могут быть отображены основными положениями деятельностной теории:
1. Конечной целью обучения является формирование способа действий;
2. Способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью;
3. Механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью.
Более детально положения деятельностной теории учения можно сформулировать следующим образом:
1. Психика человека неразрывно связана с его деятельностью и ею обусловлена;
2. Существуют два специально организуемых вида деятельности людей, в процессе которых они усваивают опыт предыдущих поколений – воспитание и учение;
3. Конечной целью обучения является формирование способа действий;
Однако до этого мы говорили о деятельностном подходе в системе обучения в целом, стоит рассмотреть деятельностный подход применительно к физике. Не вызывает сомнения, что всякий подход имеет свои специфические свойства в определенных дисциплинах, а так как физика по организационным и методологическим моментам является сильно обособленным от остальных предметов.
Элементы знания, которые изучаются в школьном курсе физики по теме: «световые волны», принято делить на следующие основные группы: понятия о световых объектах, световых явлениях, световых величинах; световые законы; научные факты о световых волнах; теории о природе света; измерительные приборы и технические устройства. Каждый элемент знания является результатом определенной деятельности, которую принято называть деятельностью по созданию знания. Как видно, метапредметность в физике особенно наглядна, поэтому необходимо усиление физического образования, которое должно происходить на основе системного обновления содержания, методики и технологий обучения физике. Основные условия и механизмы процесса познания, а также структура учебной деятельности наиболее полно описывается системно-деятельностным подходом. При преподавании физики это означает следующее: окружающий мир - объект познания учащимися, он имеет системную организацию. Любой исследуемый физический объект рассматривается, с одной стороны, как некая сложная система, состоящая из отдельных взаимодействующих между собой элементов. С другой стороны, эта система, являясь частью более общей системы, взаимодействует с другими системами, т.е. с окружающей средой. Исследуемый в физике объект не может существовать вне систем. Подход изучения таких объектов называется системным. В результате обучения учащийся должен приобрести универсальные умения и освоить универсальные действия. При таком подходе результатами школьного образования должны стать умения учиться и познавать мир, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации, ставить и решать задачи. Деятельностный подход при изучении физики ориентирует учащихся не только на усвоение отдельных понятий, положений и законов физики, и вообще знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие творческого потенциала ученика. Деятельность рассматривается как процесс развития личности через ряд последовательных самостоятельных действий обучаемого.
В процессе обучения физике учащийся должен приобрести личный опыт с учетом общественно выработанного опыта предыдущих поколений. Знания не являются самодостаточными - они не являются основной целью физического образования, они выполняют лишь второстепенную роль, выступая как средство обучения. При этом целью учителя является организовать деятельность учащихся по решению практических задач, формирование способов действий, обеспечивающих в будущем решение конкретных задач данной личностью. Изменение содержания физического образования не может рассматриваться в отрыве от применения современных эффективных технологий обучения по проектированию, организации и проведению учебного процесса с активным участием детей. Деятельностный характер обучения должен стать основным критерием выбора той или иной технологии, ее направленность на поддержку индивидуального развития учащегося, предоставление ему свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора способов образования и методик оценивания результатов. От нынешнего ученика требуется умение управлять своей образовательной деятельностью на рефлексивной основе, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями 5 методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.
Можно сформулировать следующие дидактические принципы деятельностного подхода в обучении физике:
1) Принцип деятельности. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.
2) Принцип целостного представления о мире. Еще Я.А.Коменский отмечал, что явления нужно изучать во взаимной связи, а не разрозненно. У ребенка формируется обобщенное, целостное представление о мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
3) Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
4) Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Физика – это один из немногих школьных предметов, в ходе усвоения которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания – от наблюдения явлений до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и экспериментальных выводов. Таким образом, деятельностный подход основывается на принятии того, что жизнеспособная система знаний в голове ученика является продуктом его собственной деятельности. Проведение творческих уроков, в которых учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабатывать. Результаты свидетельствуют и о том, что эффективность развития творческой активности и повышения качества обучения зависит не только от мотивации извне (со стороны учителя), но и от внутренней мотивации (со стороны учащихся).