Прокурорский надзор за деятельностью ОМСУ.
Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц МСУслужит выявлению случаев нарушений органами и долж. лицами МСУ ФЗ, законов субъектов РФ и уставов МО, которые являются основанием наступления ответственности данных органов и должностных лиц перед государством.
Прокуратура РФ осуществляет функции надзора в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением КРФ, законов органами МСУ, рассматривают и разрешают заявления, жалобы и иные обращения граждан, в том числе касающиеся деятельности органов и должностных лиц МСУ).
Работники прокуратуры вправе (беспрепятственно входить в помещения органов МСУ, иметь доступ к их документам; требовать от руководителей органов МСУ представления необходимых документов, материалов; требовать от должностных лиц МСУ проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; вызывать должностных лиц МСУ для объяснения по поводу нарушения законов).
· В соответствии с законом прокурор опротестовывает противоречащие закону правовые акты МО, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании их недействительными (протест прокурора приносится в орган или должностному лицу МСУ, издавшим этот акт; подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок с момента поступления). Орган или должностное лицо МСУ обязаны незамедлительно сообщить прокурору о результатах рассмотрения в письменной форме (прокурор вправе участвовать в рассмотрении внесенных им протестов органами МСУ).
· Представление прокурора об устранении нарушений закона (вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения; подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, способствовавших им). О результатах принятых мер орган или должностное лицо МСУ обязаны сообщить прокурору в письменной форме (прокурор вправе присутствовать при рассмотрении своего представления).
· В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона (в случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке).
42) внутренний и внешний контроль в системе мсу.Статья 77. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
1. Органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
2. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
3. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования
43) Ответственность представительного органа МО перед государством наступает в случае, если судом установлено, что представительным органом МО принят НПА, противоречащий КРФ, ФКЗ, ФЗ, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу МО, а указанный орган в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решений суда (в том числе не отменил соответствующий НПА).
Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа гос. власти субъекта РФ) в течение месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодат. орган гос. власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представит. органа МО.
В случае принятия такого закона полномочия представительного органа МО прекращаются со дня вступления в силу указанного закона субъекта РФ (может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу; суд рассматривает жалобу и принимает решение в течение 10 дней со дня подачи).
44) Ответственность главы МО и главы местной администрации перед государством наступает в случае:
· издания указанным должностным лицом МСУ НПА, противоречащего КРФ и вышеупомянутым НПА РФ и субъектов РФ, если такие противоречия установлены судом, а должностное лицо в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
· совершения указанным должностным лицом МСУ действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативный характер, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству, территориальной целостности, национальной безопасности РФ и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, нецелевое расходование средств субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если это установлено судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.
В этих случаях высшее должностное лицо субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы МО или главы местной администрации (срок издания данного акта не может быть менее месяца и более 6 месяцев со дня вступления в силу последнего решения суда).
Глава МО или глава местной администрации, в отношении которых был издан правовой акт об отрешении от должности вправе обжаловать его в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования (суд рассматривает жалобу и принимает решение в течение 10 дней со дня подачи).
3) Одна из форм проявления ответственности перед государством – временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов МСУ в случаях:
· Если вследствие решений, действий (бездействия) органов МСУ возникает просроченная задолженность МО по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, превышающая 30% собственных доходов бюджетных обязательств МО в отчетном году, и (или) по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40% бюджетных ассигнований в отчетном году (при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджета субъекта РФ в отношении бюджета указанного МО).
В соответствующем МО по ходатайству высшего должностного лица субъекта РФ и (или) представительного органа МО, главы МО решением арбитражного суда субъекта РФ вводится временная финансовая администрация на срок до года (не может вводиться по ходатайству высшего должностного лица субъекта РФ в течение года со дня вступления в полномочия представительного органа МО).
Временная финансовая администрация в соответствии с ФЗ (принимает меры по реструктуризации просроченной задолженности МО, разрабатывает изменения и дополнения в бюджет МО на текущий год, проект бюджета МО на очередной финансовый год, представляет их в представительный орган МО на рассмотрение и утверждение (в случаях, предусмотренных законом – в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ для утверждения законом субъекта РФ), обеспечивает контроль за исполнением бюджета МО).
· Если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами МСУ было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение РКФ, ФЗ, иных НПА, установленные соответствующим судом.
Решение о временном осуществлении органами исполнительной власти субъекта РФ отдельных полномочий органов МСУ принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ с одновременным изъятием соответствующих субвенций.
Решения органов государственной власти РФ могут быть обжалованы в судебном порядке (суд должен рассмотреть жалобу и принять решение в течение 10 дней со дня ее подачи).
45) Статья 74.1. Удаление главы муниципального образования в отставку1. Представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
2. Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:
1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;
2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;
3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд;
4) несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";
5) допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов.
3. Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.
4. Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
5. В случае, если при рассмотрении инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, и (или) решений, действий (бездействия) главы муниципального образования, повлекших (повлекшего) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 настоящего Федерального закона, решение об удалении главы муниципального образования в отставку может быть принято только при согласии высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
6. Инициатива высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования вместе с проектом соответствующего решения представительного органа муниципального образования. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования уведомляется не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.
7. Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.
8. Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
9. Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем представительного органа муниципального образования