Готовность учителя к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности.
Учитель является основным субъектом коррекционно–педагогической деятельности. Готовность учителя к осуществлению коррекционно–педагогической деятельности – составная часть его готовности к целостной про-фессионально–педагогической деятельности и важнейшее условие эффективности преподавания и воспитатель-ной работы.
Готовность учителя к осуществлению коррекционно–педагогической деятельности ученые–педагоги (А.Д. Гонеев, В.А. Сластенин, Ю.И. Турчанинова и др.) рассматривают как сложное интегративное качество (систему качеств), а также состояние личности, включающее взгляды, убеждения, отношения, мотивы, чувства, установки, ценностные ориентации, знания, умения, профессионально–личностные свойства, позволяющие успешно выпол-нять профессионально-педагогическую деятельность. Готовность учителя к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности формируется в процессе интеграции знаний основ коррекционной педагогики; уме-ний осуществлять коррекцию познавательных возможностей ребенка, его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, поведения; профессионально–личностных качеств педагога, необходимых для эффективной реа-лизации данного вида педагогической деятельности.
19. Личностно-профессиональные качества и компетенции педагогов, работающих в условиях образовательной интеграции и образовательной инклюзии.
В реализации интегрированного или инклюзивного обучения и воспитания детей с ОПФР наряду со специально подготовленными педагогическими работниками (учителя-дефектологи, социальные педагоги, педагоги-психологи) участвуют педагоги, непосредственно работающие в классах (группах) интегрированного обучения и воспитания и классах (группах) инклюзивного образования в качестве учителей-предметников и классных руководителей.
В этой связи личностно-профессиональные качества и компетенции педагога имеют решающее значение. Известный российский ученый-дефектолог В.П. Кащенко (1870—1943) так определял требования к профессиональным и личностным качествам педагога, работающего с детьми с ОПФР:
«1) никогда не упускать из виду, что трудные случаи не есть проявление злой воли, а результат известного влияния среды и предрасположения;
2) учитывать всю социально-биологическую картину своего воспитанника;
3) обладать достаточной теоретической и практической подготовкой;
4) уметь любить детей и уметь импонировать им;
5) «не должен обладать ни одной из форм возбудимости нервно-психической сферы и не выявлять отрицательных эмоций» [3].
20. Функциональные обязанности педагогических работников, осуществляющих коррекционно-педагогическую деятельность в учреждениях образования.
Важнейшими направлениями деятельности СППС являются профилактика и просвещение – развитие пра-вовой, психолого–педагогической осведомленности учащихся, их родителей, социально-педагогической культуры педагогических работников учреждения образования. Основным содержанием просветительской работы СППС для педагогов учреждения образования должно быть проведение психологического всеобуча, обучение методам и приемам взаимодействия с учащимися и их родителями, оказание методической помощи учителям в осуществле-нии педагогического диагностирования. Просветительская работа педагога–психолога и педагога социального осуществляется на заседаниях педагогических советов и методических объединений учителей, в ходе родитель-ских собраний, классных часов, в том числе с использованием интерактивных методов. Применяются и такие фор-мы работы, как телефон доверия, консультирование в печати учреждения образования, работа общественной при-емной, групповые консультации и т.п.