Решение проблемы нормы в специальной педагогике. Причины нарушений психофизического развития.
Норма (лат. norma) – узаконенное установление, признанный обязательный порядок; установленная мера, средняя величина чего-либо. Строго научного понятия «норма личности» не существует. Данное понятие может иметь различные значения. Среднестатистическая норма – уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Функциональная норма – это индивидуальная норма развития. С педагогической точки зрения «нормальным» считается развитие, которое дает возможность ребенку усваивать содержание образования в обычных педагогических условиях.
Основными критериями нормы могут выступать понятия «предметная норма» (отражается в стандартах образования); «социально-возрастная норма»; индивидуальная норма (рис. 4).
Показателями нормального развития ребенка являются: соответствие уровня развития ребенка уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является; соот-ветствие развития ребенка его собственному общему пути, определяю-щему формирование индивидуальных свойств, способностей и возможно-стей; соответствие развития ребенка требованиям общества, определяющим как актуальные формы его поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрело-сти.
Существуют различные классификации причин нарушений психиче-ского или физического развития.
Все нарушения в развитии в зависимости от времени возникновения подразделяются на врожденные и приобретенные. Врожденные нарушения связаны с заболеваниями матери во время беременности или с наследствен-ными (генетическими) поражениями. Приобретенные нарушения связаны с родовыми или послеродовыми поражениями организма ребенка.
В зависимости от происхождения по отношению к организму индивида выделяют эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние) причины [12].
К эндогенным причинам относятся:
• наследственные заболевания плода — генные аберрации (гены с искаженной информацией могут передаваться из поколения в поколение или каждому второму поколению);
• заболевания, связанные с изменениями в численности или струк-туре хромосом, — хромосомные аберрации (при этом причинами неполно-ценности родительских половых клеток могут быть как неблагоприятная наследственность, так и негативные внешние факторы);
Экзогенные причины подразделяются, в свою очередь, на причины, вызывающие нарушения в развитии в перинатальный (внутриутробный) пе-риод; натальный (родовой) период; постнатальный (после рождения) период (табл. 2).
Таблица 2. – Экзогенные причины нарушений психофизического развития
Период онтогенеза | Причины нарушений |
Перинатальный (внутриутробный) | Хронические заболевания родителей, особенно матери; инфекционные болезни; вирусные заболевания (краснуха, свинка, грипп, ветряная оспа); интоксикация (отравление) матери (в т.ч. алкогольная, наркотическая, никотиновая); недостаток питания (белки, микроэлементы, витамины и т.п.) матери во время беременности; резус-конфликт; травмы; влияние радиации и др. |
Натальный (родовой) | Родовые травмы; инфицирование плода; асфиксия (удушье) плода и др. |
Постнатальный (после рождения) | Остаточные явления перенесенных заболеваний (например, нейроинфекций (менингит, энцефалит)); различные травмы (черепно-мозговые; травмы анализаторов, конечностей и др.); интоксикации (алкогольные, наркотические, никотиновые и др.); несоблюдение санитарно-гигиенических норм |
По характеру расстройств выделяют органические (поражение матери-альной структуры мозга) и функциональные (дезинтеграция различных моз-говых структур) нарушения.
Различают также первичные и вторичные нарушения развития. Пер-вичные нарушения это биологические по своей природе повреждения орга-нов или систем (например, нарушение слухового или зрительного анализа-тора, нарушения различных отделов центральной нервной системы). Они могут быть врожденными и приобретенными. Коррекция первичных нару-шений осуществляется средствами медицины. Вторичные нарушения по сво-ей природе качественно отличаются от первичных, хотя и производны от них. Вторичные нарушения возникают тогда, когда первичные нарушения ограничивают доступ ребенка к культуре как источнику и средству развития высших психических функций и специфических человеческих способностей.
Различные формы нарушений развития индивида (онтогенеза) обозна-чают термином «дизонтогенез». Общими закономерностями психического дизонтогенеза являются: снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; трудность словесного опосредствования; замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности; риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.