Этапы развития волонтерского движения в России
Этап развития волонтёрской деятельности в России | Характеристика волонтёрской деятельности в данный период |
1 этап(до 988 г.) | благотворительность в ДревнейРуси. |
2 этап(988—1551 гг.) | благотворительность с принятием христианства (≪нищелюбие≫). |
3 этап(1551—1649 гг.) — | сотрудничество светских и церковных властей в благотворительной деятельности. |
4 этап(1649—1750 гг.) | борьба с нищенством за счет развития государственной благотворительности. |
5 этап(1750—1917 гг.) | благотворительность — форма социального служения, принципы и формы которой определяются Церковью и членами императорской семьи. |
6 этап(1917—1990 гг.) | развитие идей добровольчества в советский период. |
7 этап(1990 г.- настоящеевремя) | добровольческая деятельность как форма социальной взаимопомощи признается государством, совершенствуется политика самого государства. |
1 этап(до 988 г.) -благотворительность в Древней Руси.
Благотворительность носила простейший характер родственной или соседской взаимовыручки и заключалась главным образом в кормлении, одевании и приюте наименее защищенных членов своей общины - стариков, одиноких женщин, детей.
Анализ научной литературы показал, что в те времена о волонтёрстве упоминалось в таких источниках, как: «Русская правда», «Поучения Владимира Мономаха», «Домострой».
Начальная русская летопись гласила: «повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимативсяку потребу, питие и ядение»[34].
По мнению Л.Е. Сикорской пример волонтёрского труда можно встретить и в крестьянской общине: взаимопомощь, взаимоподдержка сделали крестьянскую общину одним из самых устойчивых институтов, влияние,которого сохраняется и поныне [51].
2 этап (988—1551 гг.) — благотворительность с принятием христианства («нищелюбие»).
При княжении Владимира Святославича, было велено всякому нищему и убогому приходить на княжий двор, «брать кушанье и питье, и деньги из казны», а дряхлым и больным посылал телеги, груженные хлебом, мясом, рыбой, «овощем разным», медом в бочках и квасом. При нем были построены первые богадельни, больницы и странноприимные дома.
В 996 г. он издает устав, по которому поручает призрение надзору патриарха и подчиненных ему церковных структур. В годы монгольского нашествия благотворительные функции берет на себя русская православная церковь. Церковь внушала людям мысль о том, что помогать нуждающимся — дело богоугодное, подавала пример такого отношения во времена стихийных бедствий, войн, голода.
При монастырях возникают богадельни, бесплатные больницы и детские приюты. Однако благотворительность в форме подаяния милостыни способствовала развитию нищенского промысла и бродяжничества.
3 этап (1551—1649 гг.) -сотрудничество светских и церковных властей в благотворительной деятельности.
На Стоглавом соборе, который состоялся в 1551 г., царь Иван Васильевич Грозный издал указ, по которому в каждом городе должны быть построены богадельни и больницы для мужчин и женщин. Собор, отметивший чрезмерный рост нищенства и тунеядства, высказался за упорядоченность помощи нуждающимся, т. е. за организованное призрение. Средства на эти цели должны поступать от частных лиц, а контроль за их расходованием отдавался в руки духовенства и целовальников (так назывались тогда должностные лица). В России начался переход к системе общественного призрения с дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи. Ведомство благотворительных учреждений взяло под свою опеку воспитательные дома, а также почти все образовательные учреждения для детей.
4 этап (1649—1750 гг.) — борьба с нищенством за счет развития государственной благотворительности.
В царствование Алексея Михайловича создаются специальные приказы, занимающиеся призрением бедных, начинает функционировать приказ, касающийся строительства богаделен.
И.Н. Гаврилова считает, что в период правления Петра I происходит перестройка всех областей жизни общества, которое повлияло и на систему воспитания детей, и на социальное развития общества в стране.
Искоренение нищенства началось с публикации указа от 30 ноября 1691 г. «О забирании нищих, притворяющихся увечными, и о наказании их». «Вразумляющее принуждение» к труду выглядело как насильственное определение здоровых нищих мужчин для работы в «смирительные дома», а женщин — в «шпингаузы», т. е. в прядильные дома.
В 1710 г. появляется государственная политика защиты детей и сирот.
В 1712 году был обнародован указ «Об учреждении во всех губерниях госпиталей», в котором предписывалось «учинить госпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелых; также прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены» [20].
В научной работе Н.Ю. Слабжанина «Как эффективно работать с добровольцами» указывается ещё и тот факт, что Екатерина Великая и императрица Мария Федоровна проявляли себя в качестве благотворителей. Именно Смольный институт является результатом такой благотворительности[53].
7 ноября 1775 г. Екатериной II был принят законодательный акт «Учреждения для управления губерний Российской империи», направленный на создание в каждой губернии приказов общественного призрения — системы государственной помощи, осуществлявшей всю социальную политику в стране. Вместо телесных наказаний вводится система принудительного труда и трудового призрения нищих. Первый воспитательный дом с госпиталем для бедных рожениц был открыт в 1764 г. в Москве как государственное учреждение. Строили этот дом на частные пожертвования.
Появились в екатерининскую эпоху и так называемые сиротские дома, т. е. учебные заведения для детей неимущих родителей - купцов, чиновников, канцелярских служащих, мещан и цеховых, - которые «по бедности своей не имели средств устроить детей в какие-либо училища».
По данным Л.Е. Сикорской одними из инициаторов каких-либо добровольческих акций, являлись и представители русской интеллигенции: безвозмездная деятельность представителей интеллигенции (учителей, врачей и т.д.) в сфере культуры - это «хождение в народ».
«Хождение в народ» - пример организованного волонтёрского труда в сфере интеллектуального просвещения, это была широкомасштабная акция, ставившая своей конечной целью переустройство общества. Но организации, поддерживающие данное мероприятие, были нелегальными и оппозиционными действующей власти; мероприятие потерпело неудачу[51].
5 этап(1750—1917 гг.) - благотворительность - форма социального служения, принципы и формы которой определяются Церковью и членами императорской семьи.
Создаются сиротские дома при храмах. Ведомство благотворительных учреждений взяло под свою опеку все воспитательные дома, а также почти все образовательные учреждения для детей.
Так же, по мнению Л.Е.Сикорской одним из крупнейших в российской благотворительности было Императорское человеколюбивое общество (ИЧО), образованное в 1802 году по инициативе Александра I и призванное оказывать помощь нуждающимся «без различия пола, возраста и вероисповедания, при всех проявлениях их нужд отмладенческого возраста до глубокой старости». Первоначально ИЧО финансировалось преимущественно «от щедрот монарших», однако постепенно частные и общественные пожертвования стали превышать казенные субсидии.
Личное участие в данной деятельности воспринималось обществом как морально-нравственный поступок, благородство души и считалось неотъемлемым делом каждого [59].
В свою очередь Стародымов Н.А. указывал, что массовым добровольческим движением явилось движение сестёр милосердия, произошедшее во время Крымской войны (1853-1856 гг.). Первыми в мире женщинами, которые добровольно и организованно отправились на фронт для оказания помощи раненым воинам, были сестры милосердия московской Никольской обители [56]. Основным мотивом их движения являлся альтруизм.
Данный пример нацеливает внимание на активное участие церкви в развитии волонтёрства. Движение имело мировой резонанс в виде появления международной волонтёрской организации Красного Креста.
В данный период благотворительность приобретает светский характер: основываются богоугодные заведения, различные благотворительные общества, богадельни, приюты, дома призрения, ночлежные дома.
Первое официальное упоминание о волонтерской деятельности в России относится к 1894 г. Именно в этом году по предложению члена Московской Городской думы профессора Владимира Герье были учреждены городские участковые попечительства о бедных, собирающие добровольные пожертвования, в которых трудились волонтеры. Попечительство занималось оценкой потребностей нуждающегося населения, сбором средств дляоказания адресной помощи[71].
В 1909 г. в России зародилось скаутское движение (первым скаутом был цесаревич Алексей), которое привлекало к волонтерской деятельности молодежь.
Ещё один пример волонтёрского движения, отражён в трудах Н.Ю. Слабжанина: в 1911 г. была создана Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом. Во многих городах открылись отделения лиги, работавшие самостоятельно.
В августе того же года в городе прошел первый День белого цветка, главной целью которого было распространение информации о болезни, и сбор средств больным. Врачи читали лекции о туберкулезе, добровольные помощники раздавали информационные листки.
За два года принятые лигой меры оказались настолько действенными и своевременными, что необходимость в дальнейшей мобилизации средств населения отпала [53].
6 этап(1917—1990 гг.) - развитие идей добровольчества в советский период.
Все годы советской власти благотворительности как явления в своем первостепенном значении не существовало.
В«Большой советской энциклопедии» благотворительность характеризовалась как «помощь, лицемерно оказываемая представителями господствующих классов». Однако следует отметить, что образ комсомольца-добровольца присутствует во всех значимых событиях советского периода истории России. Внутри советских общественных организаций для молодого человекаоткрываются возможности для общественно полезной, социально значимой, добровольческой деятельности.
После октября 1917 года волонтерство в России приобрело «добровольно-принудительный» характер. Если раньше инициатива принадлежала общественным организациям, то в послереволюционный период всё перешло в руки государства. Последняя негосударственная волонтерская организация, российский филиал Международного Красного креста, была закрыта в 1930-е годы [35, с.37].
В СССР существенно исказился имидж добровольчества иблаготворительности. Вводились«добровольно принудительные» акции.
Добровольцами считались люди, которые ездили работать на целину или БАМ, участвовали в массовых субботниках, сборе макулатуры, вносили членские взносы воВсероссийское Общество Охраны Природы (ВООП) ив Добровольное общество содействия армии, авиации ифлоту (ДОСААФ) [20]. Не существовало никакого закона о добровольческом труде.
7 этап(1990 г. — настоящее время) -добровольческая деятельность как форма социальной взаимопомощи признается государством, совершенствуется политика самого государства.
С середины 90-х гг. XX века появились российские благотворительные структуры, специализирующиеся в разных сферах: поддержка научных, учебных программ, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение.
Это, например, благотворительные фонды Владимира Потанина, Олега Дерипаски, Дмитрия Зимина и др. Сейчас происходит объединение различных фондов, способных оказывать более масштабную помощь.
Создаются различные фонды и благотворительные организации: Фонд культуры, Детский фонд, Фонд милосердия и здоровья.
Происходит появление общественных молодежных и подростковых объединений различной направленности.
В1995 году благотворительность в Российской Федерации законодательно была признана правовым видом деятельности.
Это предоставило возможность физическим и юридическим лицам всех организационно-правовых форм (ст. 4 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» N 135 от 11.08.1995 года) участвовать в благотворительной деятельности в рамках целей, определенных Федеральным законом (статьи 2 и 4 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» N 135 от 11.08.1995 года).
10. Реформирование профессионального образования в контексте социально-экономических преобразований конца XX - начала XXI вв.
Социально-экономические преобразования российского и мирового масштаба на рубеже XX–XXI вв. актуализировали вопросы, связанные с исследованием функциональных характеристик и закономерностей процессов реформирования и модернизации образования. При этом мы считаем, что система образования может выступать как стабилизатором, так и дестабилизатором общественных процессов. Стабилизирующим фактором общественного развития система образования является только в том случае, когда она информационно и организационно открыта, т.е. наиболее полно отражает динамику способов освоения мира и создает необходимые условия для реализации личностных возможностей. Научно-технический прогресс привел к изменению
самих подходов к образованию, к росту потребности в образовании, что выражается в количественном росте людей, включенных в образовательный процесс: в наиболее развитых странах подавляющее большинство молодежи стало оканчивать среднюю школу, и более
половины из них продолжают обучение в колледжах, институтах и университетах. В процесс обучения, которое принимает формы переподготовки, повышения квалификации кадров, послевузовского и дополнительного профессионального образования, вовлечена не только молодежь, но и все население. С одной стороны, задача образования состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов, профессионалов в конкретном виде деятельности, обладающих высокими личностными качествами, прогрессивным мировоззрением, духовностью, а с другой – в поддержании этих качеств на всем протяжении активной жизнедеятельности личности. Вместе с тем современное состояние системы образования многими исследователями признается кризисным, причем этот кризис приобрел общемировые масштабы. Его осознание началось с конца 60-х гг. ХХ в. Встреченный вначале с недоумением, ныне термин «кризис образования» стал использоваться повсеместно во всех странах. Помимо девальвации традиционных социальных ценностей и поисков нового мировоззрения, данный кризис характеризуется все более возрастающим различием в уровне и качестве образования между развитыми и развивающимися странами, а также внутри стран между социальными слоями.
Сущность мирового кризиса образования нам видится прежде всего в противоречии между революционным по своей сути переворотом в современных производительных силах, в развитии информационных технологий и эволюционно-экстенсивным развитием образования в рамках традиционных его парадигм. Преодоление кризиса возможно на основе качественного изменения всей системы образования, его содержания, форм и методов в соответствии с требованиями современного общества. При этом необходимо иметь в виду многообразие составляющих этого кризиса: педагогической, технологической, экономической, социально-политической. В этой связи рассмотрение основообразующих особенностей процесса реформирования позволяет выделить в качестве приоритетных культуросохраняющую и
цивилизационно-прогностическую функции образования.
Культуросохраняющая функция реформирования образования проявляется в сохранении и развитии «социума культуры» (Е.Н. Шиянов). Формирующиеся социокультурные условия начала XXI в. Поставили человека перед необходимостью выбора собственного социума культуры, в котором он смог бы осуществлять духовное самоопределение, выступать связующим звеном между прошлым и будущим, решать поставленные профессиональные задачи.
Важным резервом обновления образовательной системы, приведения ее в соответствие с современными требованиями выступает модернизация, основная цель которой видится прежде всего в создании механизма устойчивого развития системы образования, в приведении ее в состояние соответствия с социально-политическими потребностями страны. Если понимать модернизацию как процесс поиска новых форм организации образовательной системы, адекватных сложившимся социальным условиям, необходимо определить основные параметры развития.
В качестве таких основных параметров концепцией модернизации образования определены качество, доступность и эффективность образования [1]. Таким образом, развитие (в отличие от процесса функционирования) возможно определить через динамику данных параметров при обеспечении стабильности образовательной системы.
Как известно, существенной особенностью процесса развития является сохранение в новом контексте положительных элементов прошлого. В результате в процессе развития на его высших ступенях происходит своеобразное повторение некоторых сторон и черт низших ступеней, но при этом прошлое вы ступает в преобразованном виде. При этом реформирование образования может быть рассмотрено как инновация, а его научно-методическое обеспечение – как новшество, вносящее стабильность в функционирование системы и реализуемое в деятельности
инноваторов. Рождение реформаторских инициатив, как и рождение образовательной инновации, имеет объективно-субъективную природу: оно обусловлено необходимостью приведения целей, содержания, методов и форм обучения и воспитания в соответствие с
постоянно меняющимися требованиями общества и личности. В то же время объективный характер природы реформирования объясняется традиционным несоответствием темпов развития образования и мирового сообщества.
Региональное образование, выступая составной частью единой социальной среды, не в состоянии решить проявившиеся проблемы самостоятельно. В этой связи образование становится содержанием политики, а политика, будучи изначально ориентированной на изменение ситуации, в значительной степени становится образовательной. Как указывает В.И. Солдаткин, «наличие в спектре политических отраслей образовательной политики – современный феномен общественной жизни» [4, с. 47].
Вместе с тем, на наш взгляд, следует различать понятия «политика в области образования» и «образовательная политика». Политика в области образования, как указывает О.Н. Смолин, охватывает комплекс мер, предпринимаемых или программируемых государством, его органами, политическими партиями и другими субъектами политического действия в отношении образования как социального института. Образовательная политика, помимо этого, включает в
себя образовательные компоненты и образовательное воздействие других направлений политики (экономической, социальной, информационной и т.п.). Далее автор делает вывод о том, что в 90-е гг. ХХ в. президент,правительство и парламент Российской Федерации гораздо больше внимания уделяли политике в области образования, нежели образовательной политике в ее широком значении, что «в известной мере можно отнести к факторам, препятствующим выходу системы
образования из кризиса» [2, с. 25].
Полагаем, что социальные императивы и приоритеты современной региональной образовательной политики должны формироваться с учетом следующих позиций.
1. Реализация гуманистического, личностно ориентированного подхода, направленного на преодоление технократизма в образовании. Научно-техническая революция подчинила развитие человека идее наращивания экономического могущества. В силу сложившегося представления о второстепенной роли образования в развитии государства данной сфере не уделялось должного внимания, что привело к проявлению многих социальных проблем, социальной нестабильности, преодоление которых требует выработки целенаправленной государственной политики.
2. Создание необходимых условий для реализации ценностно-культурных функций образования, связанных с решением задач социализации личности, передачей социального опыта от одного поколения к другому. Именно куль тура выступает важнейшей сферой наращивания интеллектуального опыта человечества, формирования цивилизационных перспектив развития общества. С упадком культуры связывается социальная деградация образования в мировом
масштабе в целом и в национальных образовательных системах в частности. В этой связи считаем,
что основой государственной образовательной политики должно явиться сопряжение образования с ценностно-культурными основами развития общества, всемерное укрепление его цивилизационных и общече ловеческих оснований.
3. Разработка новых приоритетов в философии образования и адекватной современным социальным условиям образовательной парадигмы. В настоящее время наиболее четко обозначился переход от парадигмы «поддерживающего образования» к парадигме «инновационного образования». Именно в наращивании человеческого капитала, превращении образования в приоритетную «производственную» отрасль видится дальнейший магистральный путь развития постиндустриального общества. Если традиционные производственные ресурсы могут быть развиты лишь до определенных пределов, то человеческий капитал (культура,знания, умения, творческие способности и др.) безграничен в своих возможностях.
Образовательная политика основывается на рассмотрении образования как специальной сферы социальной жизни, в рамках которой формируются новые социальные и культурные ценности и создаются внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе освоения ценностей культуры. Следует рассматривать такую образовательную политику, которая способствует развитию педагогической культуры как части культуры общества и которая в своем становлении и развитии ориентирована не только на трансляцию и освоение ценностей культуры, но и на их воспроизводство и развитие в новых социальных условиях.
Еще в начале 1990-х гг. при разработке Программы развития образования В.С. Собкиным и П.С. Писарским отмечалось, что в реформировании образования в Российской Федерации определяющими будут два вектора: один связан с вхождением системы образования в рыночную экономику (формирование рынка труда в сфере образования, рынка образовательных услуг и рынка капитала в сфере образования); другой связан с общими политическими и социокультурными тенденциями регионализации образовательных систем [3, с. 8].
Вместе с тем в последующее десятилетие данная общая логика, определяющая направления в реформировании образования, не была в полной мере осмыслена и не выступила в качестве реального ориентира в проведении последовательной государственной образовательной политики. Механизм реализации основных направлений образовательной политики как функциональной характеристики реформирования образования осуществляется в следующей последовательности:
1) в контексте традиционной парадигмы образования в ходе совершенствования бразовательной
практики возникает новая жизнь, новые человеческие смыслы, новые формы социокультурной жизни;
2) на основе осмысления инновационных процессов определяется стратегия образования, отражающая в том числе основные этапы реформирования;
3) разрабатывается система необходимых социальных условий и способов достижения задач
реформирования на каждом этапе.
Именно такой подход актуализирует значимость научно-методического сопровождения процесса реформирования образования. Специфика современного этапа реформирования образования связана с отказом образования от «фантома однообразия», от искусственного подведения всех под одну унифицированную норму и определением индивидуальности обучающихся главной ценностью образования, что воплощено в концепции личностно ориентированного образования. В то же время социокультурная ситуация конца ХХ – начала XXI в. характеризуется принципиально иным типом взаимодействия традиций и инноваций, проявляющимся в том, что собственно ситуация сама вырабатывает критерии оценки новыхпроцессов развития.
Национальный проект «Образование» как способ решения проблем российской идентичности.
Приоритетный национальный проект «Образование» явился организационной основой государственной политики РФ в области образования. Он определил стратегию приоритетного развития системы образования, меры ее реализации, предусмотрев обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы.
В финансировании реализации проекта предусматриваются как выделение средств из бюджетов всех уровней, так и дополнительное целевое финансирование мероприятий и проектов.
Главной целью стало развитие системы образования в интересах формирования социально активной, гармонично развитой, творческой личности во имя экономического и социального прогресса общества.
Органы государственной власти, общество, учреждения образования в итоге обеспечивают достижение следующих целей:
– предоставление гражданам общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые;
– создание социально-экономических условий для реализации конституционных прав граждан на образование;
– гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни;
– дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономических, организационных и содержательных основ реализации государственной политики в сфере образования;
– обеспечение правовых, социальных и экономических гарантий функционирования и сбалансированного, устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества и государства;
– сохранение и развитие единого образовательного пространства в РФ с учетом особенностей многонационального государства;
– формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием;
– совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в области развития системы образования;
– разграничение компетенций в области образования между органами государственной власти и местного самоуправления и заключение договоров, касающихся конкретных аспектов совместного ведения;
– достижение эффективности и высокого качества образования, научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений;
– равноправное, взаимовыгодное, социально и экономически целесообразное сотрудничество системы образования РФ с системами образования иностранных государств и международными организациями.
Основными государственными и социальными гарантиями обучающимся признаны:
– реализация права на бесплатное общее, в том числе среднее полное и начальное профессиональное образование, дополнительное образование детей;
– доступность получаемого впервые бесплатного (на конкурсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в сочетании с дополнительными гарантиями права на образование сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– возможность выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализации обучения, создания условий для профессионального самоопределения и трудоустройства обучающихся;
– полноценное питание обучающихся в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных условиях или бесплатно;
– финансовые льготы обучающимся при пользовании услугами организаций социально-культурного назначения и транспортом;
– самоуправление обучающихся в учебе и в быту;
– охрана жизни и здоровья обучающихся;
– получение профессионального образования гражданами с ограниченными из-за состояния здоровья возможностями;
– систематизация поощрения за успехи в учебе и научной деятельности;
– выделение бюджетных средств на содержание объектов социально-культурной инфраструктуры системы образования и социальную поддержку обучающихся;
– создание рабочих мест для обучающихся на период прохождения учебно-производственной практики (с оплатой работы);
– совершенствование правовых основ взаимоотношения педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).
Все это было предусмотрено в координационном плане совместных действий министерства образования РФ с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ.
Основными направлениями проекта явились:
– стимулирование инноваций в сфере образования;
– подключение школ к Интернету;
– поддержка талантливой молодежи;
– организация начального профессионального образования для военнослужащих;
– организация сети национальных университетов и бизнес-школ;
– дополнительные выплаты за классное руководство;
– поощрение лучших учителей (ежегодно 10000 лучших учителей получают по 100000 рублей);
– направление в сельскую местность школьных автобусов;
– укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием.8
Следует подчеркнуть, что результатом реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать достижение современного качества образования, адекватного социально-экономическим условиям.
В частности, поддержка на конкурсной основе лучших учителейишкол, внедряющих инновационные программы, способствует повышению восприимчивости системы образования к запросам общества.Поощрение талантливых молодых людейкладет основу для реализации инновационного потенциала россиян.
Внедрение новой системы оплаты труда учителей, в том числе вознаграждение за классное руководствои иные доплаты, стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.
Государственная поддержка инновационных программ вузов,учреждений начального и среднего профессионального образования,создание новых федеральных университетовнаправлены на повышение качества профессионального образования, его взаимосвязи с экономикой страны и отдельных регионов.Открытие новых бизнес-школтакже ориентировано на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.
Интернетизация нацелена на распространение современных технологий во все сферы производства и общественной жизни, выравнивание возможностей всех российских школьников и педагогов.
Можно сделать следующие выводы:
1. Совершенствование системы образования, являясь одним из принципов государственной политики, входит в число наиболее актуальных задач для современного общества.
2. С учетом всех путей возможного реформирования системы образования в Российской Федерации, в его границах сохраняются основополагающие гарантии, декларируемые Конституцией РФ.
3. В условиях демократизации общества образование приобретает все более гуманистический характер. На передний план в реализации приоритетного национального проекта «Образование» выходит задача формирования социально активной, гармонично развитой личности.
4. Изменение требований к системе образования в целом предполагает профессиональное совершенствование педагогических кадров, раскрытие их личностного и творческого потенциала.
5. Одним из основных принципов функционирования системы образования сегодня является его интернационализация в сочетании с сохранением культурной самобытности.
6. В числе главных целей реформирования системы отечественного образования ведущее место занимает достижение его реальной доступности для всех граждан РФ, соблюдение в данной социальной сфере принципа равноправия.
7. Главным результатом реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать достижение современного качества образования, соответствующего социально-экономическим запросам общества.
12. Содержательные аспекты модернизации отечественного образования.
Модернизация образования является важнейшей государственной задачей. Успехи в ее решении определяют, и будут определять динамику политических, экономических и социальных преобразований в российском обществе, обеспечивают как качественные, так и количественные параметры воспроизводства квалифицированных кадров и, что особенно актуально, способствуют формированию государственной идеологии как базы политического развития гражданского общества.
Представленный в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» анализ современного состояния мировой системы выявил общие тенденции ее развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования, которые описаны следующим образом:
- ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического социального и профессионального выбора вызывает необходимость повышения уровня готовности людей к такому выбору;
- переход к постиндустриальному, информационного обществу значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникативности и толерантности;
- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
- динамическое развитие экономики, рост конкуренции. Сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной мобильности;
- сложной глобальных проблем, стоящих перед человечеством в плане их решения, создания огромных транснациональных компаний, свидетельствует о невозможности выполнять работу в одиночку, о дефиците умений работать в команде, сотрудничать и развивать лидерские качества;
- возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 % национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное опережающее развитие образования, как молодежи, так и взрослого населения;
Модернизация образования имеет пять следующих основных аспектов:
1. Достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования (содержательный аспект);
2. Формирование в системе образования эффективных организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов (экономический аспект);
3. Развитие образования как эффективно управляемой открытой государственно-общественной системы (управленческий аспект);
4. Обеспечение всего процесса модернизации необходимой нормативной правовой базой (нормативно-правовой аспект);
5. Повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки (кадровый и социальный аспект).
13. Социологический и социально-психологический подходы в исследовании проблем образования.
Социологические, исследования выявили определенные противоречия между потребностями общества и качеством подготовки специалиста, противоречия, слабые места на стыке высш<