Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога
Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы процесса обучения
Процесс обучения можно определить как взаимодействие учителя и учащихся, в котором учащиеся с помощью и под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире и формируют научное мировоззрение, всесторонне развивают интеллект и умение учиться, а также нравственные качества и ценностные ориентиры в соответствии с личными и общественными интересами и потребностями.
Существуют различные подходы в определении структуры учебного процесса. Одним из таких подходов является соотнесение звеньев учебного процесса с этапами научного познания. При этом выделяются специфичные для учебного процесса звенья: подготовка к восприятию знаний, закрепление знаний и выработка на их основе умений и навыков, контроль за качеством усвоения содержания образования (Данилов, Сорокин, Бабанский,Махмутов и др.)
Общие закономерностисвойственны любому образовательному процессу, они охватывают своим действием всю систему обучения:
•закономерности цели обучения.
Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;
•закономерности содержания обучения.
Содержание обучения зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей учащихся; г) уровня развития теории и практики обучения; д) материально-технических и экономических возможностей учебных заведений;
•закономерности качества обучения.
•закономерности методов обучения.
•закономерности управления обучением.
Действие частных закономерностей распространяется на отдельные стороны системы обучения:
• собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя и т. д.);
• гносеологические (результаты обучения зависят от познавательной активности учащихся, умения и потребности учиться и т. д.);
• психологические (результаты обучения зависят от учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и т.д.);
• социологические (развитие индивида зависит от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от стиля общения учителя с учащимися и т. д.);
• организационные.
Принципы: 1. Принцип природосообразности и научности; 2. Принцип соответствия содержания, форм, методов и условий обучения ее целям. 3. Принцип плановости, систематичности, последовательности,
преемственности и согласованности обучения. 4. Принцип интереса, активности, сознательности и самостоятельности. 5. Принцип доступности, наглядности и посильности. 6.Принцип прочности. 7. Принцип сочетания групповой и индивидуальной работы. 8. Принцип связи обучения с воспитанием, развитием, с фундаментальным просвещением, образованием
Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога
Как и у всякой другой, у педагогической профессии есть свои особенности.
1. Преемственно-перспективный характер деятельности педагога;
2. «Объектом» педагогической деятельности является воспитанник или группа учащихся, которые в то же время являются субъектами собственной деятельности, а значит, имеют свои потребности, цели, мотивы, интересы, ценности и т.п., которые регулируют их деятельность и поведение;
3. Педагогическая деятельность имеет групповой характер, так как трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи в процесс и результат образования воспитанника;
4. Профессиональная деятельность педагога многофакторна. Педагогу приходится вести поиск благоприятных влияния такого мощного фактора как социальная среда и «бороться» с неблагоприятными её воздействиями;
5. Творческий характер педагогической деятельности;
6. Гуманистический характер профессии педагога вытекает из цели педагогической профессии — развития личности воспитанника;
7. Отдаленность по времени результатов педагогической деятельности;
8. Непрерывное образование.
Профессиональные качества педагога:
— высокая гражданская ответственность и социальная активность;
— любовь к детям, гуманистическая направленность;
— духовная культура, интеллигентность;
— инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, высокий профессионализм;
— физическое, психическое здоровье, профессиональная работоспособность;
— потребность и готовность к постоянному самообразованию.
3.Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности. Документы, регламентирующие содержание образования
Для успешного осуществления образовательного процесса большое значение имеет само содержание образования. Так как образование имеет целью не только интеллектуальное, но так же морально-эстетическое развитие человека, содержание образования можно условно разделить на две части. Первая включает комплекс систематизированных научных, профессионально-направленных знаний, умений и навыков, а так же методы обучения полноценного и правильного использования их в будущей профессиональной деятельности. В качестве содержания второй части образования выступает государственная политическая и культурная идеология, социальный статус общества, исторический опыт и нравственно-эстетические идеи.
В педагогической науке разработана целая система требований к содержанию образования. Один из пунктов системы указывает на то, что содержание образования должно быть направлено на формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Именно по этой причине в школьную программу включены не только предметы, дающие знания научных основ, но и такие дисциплины как физкультура, музыка, изобразительное искусство. Важным требованием к содержанию образовательной программы является построение материала на строго научной основе. Это значит, что учащиеся должны предлагаться для усвоения, только твердо устоявшиеся и проверенные научные факты. Содержание образования должно строиться с учетом взаимосвязей между отдельными предметами.
Любое образование должно сочетать теоретические основы и практические навыки и должно соответствовать возрастным особенностям учащихся. Школьное образование должно в полной мере обеспечивать ученика знаниями и умениями достаточными для следующего этапа получения образования.
Гуманистическое образование направлено на формирование оптимистических взглядов на жизненный процесс, навыков самоорганизации и саморегуляции поведения. Каждый предмет преподносится с позиции конкретного применения в целях усовершенствования уровня человеческой жизни.
В условиях современного состояния экологической ситуации в мире, в систему образования включены дисциплины, имеющие основной целью развить у человека представлении о неразрывности существования человека с природой.
Использование мировых научных и культурных достижений предполагает периодическое пополнение и видоизменение содержания образования в соответствии с мировыми переменами в различных научных и культурных областях. Значительное влияние на весь образовательный процесс оказало развитие в области информационных технологий.
Учебные планы. В практике используется несколько типов учебных планов:1) базисный; 2) типовой; 3) учебный план школы.
.
4.Личность ученика как субъекта образования и развития
В прежние годы к ученику зачастую относились как объекту обучения и воспитания, а это означало, что ученик должен был слушать, воспринимать и делать так, как повелевает учитель. В результате формировался стереотип послушного, дисциплинированного, шаблонно мыслящего ученика.
Задача педагога —развивать творческие качества ученика всеми доступными педагогическими средствами обучения и воспитания. Для того чтобы решить такую задачу, нужно знать природу и уникальность человеческой личности, потенциальные возможности и движущие силы ее развития.
Эффективность использования потенциальных возможностей (дарований) индивидуума зависит от глубокого понимания учителем индивидуальных и возрастных особенностей личности, создания условий дома и в школе, а также от умения и желания (мотивов, интересов, потребностей) самого ученика.
Таким образом, учащийся не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция (отношение) к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием), или же оставаться пассивным. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам, личностного развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а также вся совокупность его чувств и переживаний (отношений), которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к внутренним факторам. С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой.