Способы конспектирования лекций
Эффективное слушание любого выступления, в том числе и лекции,— важнейшее условие правильного составления конспекта. По отношению к записям слуховое восприятие должно носить опережающий и регулирующий характер: начинать записывать что-либо (кроме тех случаев, когда об этом специально просит преподаватель) следует в тот момент, когда мысль воспринята в ее относительно законченном виде, иначе записи могут оказаться механическими и ненужными.
Очевидно, что слушание лекций является лишь одной стороной единого процесса усвоения материала. Даже самая хорошая память не в состоянии удержать огромного потока информации, сообщаемой лектором. Поэтому лекцию необходимо уметь записывать. Однако некоторые студенты считают, что не нужно тратить время и силы на конспектирование лекций, если есть учебники, библиотеки, конспекты других студентов. Ведь можно все узнать из них.
Между тем, исследования показали, что
! студенты, умеющие составлять толковые конспекты лекций и прочитанной литературы, учатся гораздо лучше тех, кто их пишет либо только для проформы — для преподавателя, либо списывает
у других студентов.
Во-первых, конспект — это запись материала лекции или учебника, сделанная вами самостоятельно.
Во-вторых, конспект помогает восстановить в памяти все содержание лекции или книги.
В-третьих, составление конспекта дисциплинирует студента, не дает ему расслабляться: завтра будет новый материал, и его надо будет тоже законспектировать.
В-четвертых, работа над составлением конспекта — это очень важный прием обучения.
Опытный лектор старается излагать трудный материал так, чтобы его можно было легко понять и законспектировать. Делая конспект, вы, по сути, составляете краткое резюме, только не с печатного текста, а со слов лектора. Даже если вам удалось записать всего несколько предложений, то и это поможет вдальнейшей работе.
Как научиться конспектировать лекции
Чтобы научиться вести краткие записи, где отражались бы наиболее важные положения лекции, целесообразно использовать следующие приемы.
1. Запись обычно производится в специальной тетради или на листах А4.
2. Пишите разноцветными ручками, карандашами, выделяя цветом разные идеи, события, даты и т.п.
3. В зависимости от ваших представлений пространственно разносите записи в разные части листа, т.е. разбивайте информацию на логические блоки.
Понятия лучше записывать в одной части листа, их определения — рядом, лучше в столбик, выделяя ключевые слова. Например:
Xapaктер — совокупность устойчивых свойств индивида
в которых выражаются:
- способы его поведенияи
- способы эмоциональногореагирования.
4. Основные понятия и подчиненные имстоит фиксировать в разных частях зрительного пространства. Мозгу будет легко «сканировать» логику.
5. Вы можете использовать систему рамок так, чтобы определенному типу понятий строго соответствовала определенная форма рамок: прямоугольных, овальных, фигурных...
6. Легко разработать систему стрелок, скобок, логических значков,указывающих на причинно-следственные отношения тех смысловых частей, которые вы уже закодировали пространственно.
7. Ни в коем случае не экономьте бумагу!Оставляйте свободное место между различными смысловыми единицами, блоками. Для того чтобы глаз мог мгновенно выхватить необходимый зрительный объект, на пространстве листа он не должен сливаться с остальными.
8. В конспекте лекции необходимо оставлять широкие поля (не менее 5 см), на которых можно записать свои мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы в ходе самостоятельной работы над материалом лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Кроме того, поля необходимы для мелких чертежей, рисунков, поясняющих схем и диаграмм, которые занимают по многим предметам значительную часть лекции. На полях можно поместить цитаты, взятые из учебника или восстановленные по памяти из содержания лекции при обработке ее конспекта. Для уточнения деталей лекции требуется ее перечитывание.
Конспект статьи, монографии, лекции работает на вас эффективнее,
если поля будут находиться слева!
Дело в том, что информация из правого зрительного полуполя перерабатывается левым полушарием мозга, а из левого полуполя зрения - правым полушарием.
(Полушарие, которое регулирует осуществление той или иной функции, называется доминантным,ведущим. Доминантным по речи, по произвольной регуляции поведения в целом, по осуществлению логических операций у большинства людей является левоеполушарие.
Доминантным по восприятию цветовых, предметных, пространственных образов, мелодии, речевой интонации, тембра голоса, непроизвольной переработке информации является правое полушариеголовного мозга)
Поэтому зарисовки и пометки лучше делать на полях (слева), а текст записывать справа. (Вспомните, что самое дорогое рекламное место в газете - правый верхний угол).
6.Составляя конспект лекции, необходимо между строчками оставлять некоторый интервал. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания отдельных слов или целых групп слов (чтобы привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают или отмечают маркером правила, определения, выводы.
7.Записи по ходу слушания должны быть вцелом достаточно полными по содержанию, удобными для последующей работы с ними и экономными по технике их выполнения.
8.Обязательно выделяйте главные положения, ключевые слова и опорные пункты в тексте. Основные положения выделяйте абзацами, отступами. Отдельные слова пишите прописными буквами, подчеркивайте важные фразы и предложения. Все это способствует привлечению внимания к самому главному. Некоторые студенты пишут на лекциях «сплошным потоком» — не делая абзацев, не используя подчеркивание и даже не оставляя полей. Такие записи очень неудобны для последующей работы.
9.Разработайте свою собственную систему сокращений, запомните их значения и не меняйте их. Лучше всего значение сокращений записать в конце вашей рабочей тетради, иначе через некоторое время вы можете запутаться в своих записях.
10. Приводите в порядок свои конспекты сразу после лекции. Работа с конспектами — один из лучших способов самостоятельной учебы. Перечитывая записи, вы видите, что пропущено, что непонятно. Пока информация еще свежа в памяти, можно все поправить. Лучше всего заново переписать наспех сделанный конспект, это поможет лучшему пониманию материала. Никогда не ведите конспекты небрежно: не раз потом пожалеете. Хороший конспект — это один из путей, ведущих к успешной учебе.
При повторении материала выделяйте разными цветами то, что считаете нужным.
Внимание! Не физиологично пользоваться яркими маркерами для кодирования информации. Ваши глаза не должны уставать! Используйте фломастеры или маркеры только пастельных тонов.
Основное отличие конспекта от текста — отсутствие или значительное снижение избыточности, т.е. удаление отдельных слов или частей текста, не выражающих существенной информации, а также замена развернутых оборотов текста более лаконичными словосочетаниями (свертывание). При конспектировании основную информацию следует записывать подробно, а дополнительные и вспомогательные сведения, примеры—очень кратко. Умение отделять основную информацию от второстепенной — одно из главных требований к конспектирующему.
Хорошие результаты в выработке такого умения дает прием, названный условно приемом фильтрации и сжатия текста, который включает в себя две операции:
1. разбивка текста на части по смыслу;
2. нахождение в каждой части текста слова, краткой фразы или обобщающей короткой формулировки, которые бы выражали основной смысл этой части. Такие слова или фразы называются ключевыми.
Не пишите того, что и так понятно.
Сравним три записи:
1. 988 год — Крещение населения столицы Древней Руси города Киева по распоряжению великого князя киевского Владимира. Вроде все по теме.
2. 988 г. — Крещение киевлян по распоряжению Владимира. Тоже правильно.
3. 988 — Крещение Киева Владимиром. И так можно сказать.
То, что было подчеркнуто в первой записи, называется «второстепенная информация».
Аккуратное выполнение конспекта должно сочетаться со скоростью записи. Нормальная скорость — 120 знаков в минуту, но при хорошей тренировке ее можно увеличить до 150 знаков в минуту. Студентам редко удается записывать лекцию дословно, да в этом и нет необходимости. Как правило, лектор диктует в замедленном темпе те положения лекции, которые считает особенно важными.
Дословная же запись лекции часто превращается в чисто механический процесс и приносит мало пользы. Конечно, надо записывать математические определения и доказательства, которые приводит на доске лектор, переносить в конспект его рисунки, таблицы и графики. Но следует помнить, что важнейшими являются именно те положения, фактические соображения, логические построения, для доказательства которых и делаются выкладки. Между тем нередко это основное не привлекает внимания студентов, и принципиальные мысли и положения не находят отражения в записях.
Ведение конспекта создает особенно благоприятные условия для запоминания прослушанного, так как в этом процессе принимают участие
слух,
зрение,
рука.
Эта работа помогает сосредоточиться. Однако она способствует запоминанию только в том случае, если студент понимает излагаемый материал либо прикладывает к тому максимум усилий. При механическом ведении конспекта, состоящем в простом записывании слов лектора, присутствие на лекции превращается в почти бесполезную трату времени.
?Как же совместить при конспектировании лекции эти два момента: с одной стороны, осмысленную, а не механическую, запись (это требует определенных затрат времени) и, с другой стороны, почти дословное фиксирование отдельных принципиальных положений?
Рекомендуется применять систему условных сокращений (Смотри приложение). В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Основные термины, повторяющиеся наиболее часто, могут быть выделены как ключевые слова и обозначены начальными заглавными буквами этих слов (аббревиатура). Ключевые слова записываются первый раз полностью, после чего в скобках дается их аббревиатура. Например, ультравысокая частота (УВЧ),дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК). Если аббревиатура состоит из одной буквы, то после неё ставится точка: конституция (К.). Для указания на принадлежность к аббревиатуре полезно подчеркнуть вводимое сокращение: далее в тексте будет фигурировать только аббревиатура (без скобок иподчеркивания). Ключевые слова и словосочетания могут быть двух видов:
1. глобальные для данного курса, дисциплины, они проходят через весь курс или крупный раздел. Так, для курса физики можно использовать следующие обозначения: жидкость (ж.), газ (г.);
2. частные, используемые в пределах данной лекции или двух-трех смежных лекций (например, сельскохозяйственный (с/х); производительные силы (пр. с.), идеальный газ (ид. г.), критический (кр.).
Ключевые слова могут выделяться студентами самостоятельно либо с помощью лектора.
Количество ключевых слов не должно быть очень большим
(иначе может возникнуть путаница в их использовании): не более 10 глобальных и 2—3 по данной лекции.
Наиболее удобно сокращать слово по начальной его части, базируясь на корне. Например, аппарат (апп.), коэффициент (коэфф.), однократный (однокр.). В отдельных случаях целесообразна сокращенная запись латинским алфавитом:максимум (max), минимум (min), температура (t°).
Почему при беглом чтении мы часто не замечаем явных опечаток? Да потому, что мы читаем не по буквам, а «схватываем» слова по ходу фразы. Опыт народов Востока говорит, что можно писать, пропуская почти все гласные буквы, а текст достаточно хорошо понятен. Такой прием (он, кстати, лежит в основе стенографии) не вызывает затруднений при чтении конспекта, поскольку при мысленном воспроизведении текста эти буквы всё равно произносятся более или менее ясно. Как мы уже говорили, слово «велосипед» легко узнается в сокращении влспд, «центро-бежный» — цнтрбж, «парламент» — прлмнт. Однако, этот прием сокращенной записи усваивается труднее, чем предыдущие, и редко используется студентами при конспектировании.
Сокращенная запись лекции является очень заманчивой, ведь она экономит наши силы и время. Однако при этом необходимо учитывать два момента:
1) чрезмерное сокращение слова (особенно если оно повторяется не очень часто и сокращение не является привычным) может затруднить последующую работу с конспектом;
2) сокращение многих слов подряд, особенно если оно сопровождается изъятием окончаний, приводит к потере структуры фразы: становятся неясными падеж, лицо и число. Поэтому
сокращенные слова следует чередовать с несокращенными
или с теми, в которых при сокращении вы сохранили окончания.
Процесс записи облегчается при использовании сокращений общепринятых вспомогательных слов: так как (т.к), например (напр.), так далее (т.д.), таким образом, главным образом (т.о.; гл. обр.), смотри (см.), может быть (м.б.), так называемый (т.н.). Этот список может быть продолжен.
Кроме того, полезно найти и постоянно использовать удачные сокращения часто встречающихся слов, например: кт. или ктр. — который, нек. — некоторый, неск. — несколько и т.п.
Значительно ускоряет запись и облегчает ее чтение унификация сокращений группы синонимов. Так, для сокращенной записи близких по смыслу вводных слов — таким образом, так как, поэтому, в связи с этим, по этим причинам — обычно достаточно одной и той же аббревиатуры, основанной на сочетании «таким образом»: т.о. (конечно же, не исключаются и другие формы сокращенной записи, например «поэт.»). Разумеется, такая унификация в отдельных случаях (когда надо подчеркнуть какие-то оттенки фразы) может оказаться непригодной, но в большинстве случаев она применима.
О символах, используемых при сокращенной записи.Приемы сокращенной записи не предусматривают жестких правил: различные слова и словосочетания могут быть сокращенно записаны различными способами. Кроме того, существует целый ряд символов, которыми целесообразно пользоваться при ведении конспектов.
Для сокращенной текстовой записи может быть с успехом использована математическая символика. Так, во фразе «чем, больше температура, тем меньше плотность газа при постоянном давлении» слова «больше» и «меньше» могут быть заменены символами > и <. Слово «предел» заменяется обозначением lim, вместо слова «выводы» удобно писать знак суммы Σ и т.д. Влияние каких-либо факторов на процесс можно изобразить знаком функциональной зависимости f(x).
К математической символике примыкает грамматическая знаковая символика, позволяющая кратко выразить отношение к конспектируемому материалу: подчеркивание особо важных фрагментов предложения, запись их крупными буквами, восклицательный знак в скобках после основной или ударной фразы (или вопросительный, выражающий сомнение в правильности записанного).
Однако использование символов часто носит индивидуальный характер. Такие сокращения — это ваша «личная собственность». Их вы не найдете в словарях, но от этого они не становятся хуже, напр.:
?ить — спросить,
?ил — спросил,
?ала — спрашивала,
+ — а также.
Цифры тоже можно использовать для ускорения записи. Например: 10 км — десять километров, 10-й км или 10. км — десятый километр. В качестве примера индивидуальных находок приведем те, которые легко понимаются сразу: об1ил — объединил, об1ние — объединение, у2ние — удвоение, па3от — патриот, 4ь — четверть, о5 — опять.
Символы денежных единиц можно использовать для обозначения стран. Например: J проиграла 2. мир. войну, F, V победили. — Япония проиграла Вторую мировую войну, Франция, Великобритания — победили. Но тут надо следить, чтобы «американизация» не перепуталась с «долларизацией» ($изация).
49) Приемы работы с текстом: конспектирование, тезирование, планирование, цитирование, реферирование, рецензирование, аннотирование.
Конспект нужен для того, чтобы:
— научиться перерабатывать любую информацию;
— выделять в тексте самое необходимое и нужное;
— упростить запоминание текста;
— накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, статьи, дипломной работы)
Конспектируя любой текст, мы имеем дело прежде всего с содержанием. Содержание — это тема, это то, о чём идёт речь.
Формы конспектирования:
а) выписки — простое переписывание части текста в виде цитат;
б) план — последовательный перечень проблем;
в) тезис — краткое изложение основной мысли;
г) план-тезисы — это план, который включает в себя тезисы;
д) аннотация — кратчайшая форма изложения всего текста;
е) рецензия — критический анализ и оценка текста, с использованием в качестве доказательств тезисов и цитат;
ж) реферат — краткое описание текста с набором ключевых слов и основных понятий;
з) опорный конспект — это форма изложения авторских идей при помощи схем, рисунков.
Техника конспектирования:
конспект должен быть логичным, целостным, способным при обращении к нему вызывать в памяти весь исходный текст.
1 шаг: беглый просмотр (с определением непонятных слов и терминов).
2 шаг: повторное чтение и анализ (это позволит разделить текст на части).
3 шаг: выделение главных мыслей (это может быть так же понятие, закон, факты,события и т.п.).
Тезирование – один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, т. е. авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные положения-тезисы.
Тезисы являются одним из наиболее устойчивых, с точки зрения нормативности, жанров научного стиля. По этой причине нарушение чистоты, жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы. Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. Подобное смешение свидетельствует об отсутствии у автора научно-речевой культуры. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей.
Планирование
процесс текущего планирования состоит из нескольких стадий:
- выявление проблемы;
- определение возможных действий;
- предварительный выбор одного из определенных возможных действий;
- анализ возможных последствий;
- окончательный выбор действия[8].
Цитирование:
Цитата – точная, буквальная выдержка из текста.
Необходимым условием любой научной работы является цитирование. Цитата авторитетного ученого подтверждает правильность вашей точки зрения, делает доклад, реферат, курсовую работу весомее и значительнее. Но здесь важно соблюсти меру. Цитата должна подтверждать вашу мысль, а не заслонять ее.
Цитата должна быть неразрывно связана с текстом (доказывать или подтверждать авторские положения).
Цитата должна приводиться в кавычках, точно по тексту, с теми же знаками препинания и в той же грамматической форме, что и в первоисточнике.
Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании обозначается многоточием.
При цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест. Каждый такой отрывок должен оформляться как отдельная цитата.
При цитировании каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник (библиографическая ссылка).
Реферирование
Реферирование – это сложный творческий процесс. В основе реферирования лежит умение выделять главную информацию из текста первоисточника.
Рефератом называется связный текст, который кратко выражает не только центральную тему или предмет какого-либо документа, но и цель, применяемые методы, основные результаты описанного исследования или разработки. Рефераты обычно составляют к научно-техническим документам
Реферирование включает в себя некоторые сведения, касающиеся автора статьи, времени ее написания, указания на главную идею статьи, а также изложение нашего отношения к статье и описываемым в ней мыслям, утверждениям.
Когда мы начинаем работу по реферированию, то, прочитав текст, определяем для себя: 1) основной смысл статьи;
2) основные структурные составляющие статьи (абзацы);
3) основной смысл каждого абзаца;
4) ключевые слова, которые несут основную смысловую нагрузку во всем тексте и в каждом из абзацев.
Рецензия – это один из видов компрессии текста. Этот вторичный научный жанр представляет собой жесткий способ построения текста, имеющий свои структурные особенности и языковые стандарты-клише.
Рецензия (осмотр, обследование): 1. Статья, целью которой является критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, спектакля, кинофильма; 2. Отзыв о научной работе или какое-либо произведение перед их публикацией, защитой.
В рецензии приводится оценка методов исследования, особенностей классификации фактов, определение значимости полученных результатов и применения их на практике.
Особое место в рецензии занимают замечания и пожелания, которые следуют после аргументации каждого тезиса или в конце рецензии.
Рецензия осуществляется через рассуждение-доказательство и рассуждение-размышление.
Структура рецензии. В содержательной структуре рецензии обязательно наличие следующих компонентов (частей):
1.Предмет анализа; 2. Актуальность темы; 3. Краткое содержание; 4. Оценочная часть; 5. Выводы.
В первой части указывается, что представляет собой рецензируемая работа: дипломный проект, диссертация …
Во второй части отмечается важность затрагиваемых в работе вопросов, их значение и т.п.
В третьей части рецензент осмысливает содержание прочитанного и связывает его с имеющимися знаниями…
В оценочной части обычно в начале дается общая оценка. Затем отмечаются достоинства работы: новизна, глубина раскрытия темы, аргументированность выводов. При выявлении и констатации недостатков предполагается доброжелательное отношение к работе и ее автору, поэтому все замечания делаются в корректной форме.
Аннотацией называют краткое изложение содержания документа, дающее общее представление о его теме и содержании. Таким образом, если реферат в краткой форме знакомит читателя с сутью излагаемого в документе содержания (фактами, методикой, экспериментами и т.п.), то аннотация выполняет лишь сигнальную функцию, сообщая о том, что опубликована статья или книга на определенную тему. Процесс составления аннотации называется аннотированием.
Аннотация выполняет следующие функции:
дает возможность установить основное содержание научной статьи, определить ее релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту статьи;
используется в информационных, в том числе автоматизированных системах для поиска информации.
Аннотация должна включать характеристику основной темы, проблемы научной статьи, цели работы и ее результаты. В аннотации указывают, что нового несет в себе данная статья в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.
Аннотация должна быть:
-лаконичной
-клишированной (соответствовать нормам изложения)
-учитывать вид научно-технической литературы
-соблюдать точность перевода
-использовать общепринятые сокращения
-иметь единство терминов и обозначений
-Объем аннотации– 60-100 печатных знаков. Средний объем по ГОСТУ 500 печатных знаков (ГОСТ 7.9-95 СИБИД).