Коммуникативная культура как условия здоровья и успеха в жизни
формирование коммуникативной культуры;
- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку
- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.
36.Роль психических свойств личности в формировании самоорганизации и самообразования.
Внешние факторы, в том числе воспитание и обучение оказывают влияние на формирование личности только через стимулирование ее внутренней активности, саморазвития и самосовершенствования. Поэтому одной из главных задач воспитания, образования в целом выступает формирование способности растущей личности к самовоспитанию и самообучению (самообразованию).
Самовоспитание — сознательная и систематическая деятельность индивида, направленная на саморазвитие и формирование у себя тех или иных свойств и качеств, базовой культуры личности в целом. Способность ребенка к самовоспитанию развивается по мере развития его сознания до уровня самосознания, когда ему становится доступным самопознание. Самосознание — это, во-первых, сознание себя как активного начала, субъекта деятельности; во-вторых, сознание своих психических свойств, своего отношения к окружающему миру (это предполагает достаточно развитое абстрактное мышление); в-третьих, социально-нравственная самооценка. Сознание, как известно, включает акт познания. Познание — процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и усвоение знаний. Если предметом познания выступает сам человек, то речь идет о самопознании.
Самосознание и самопознание основаны на механизме рефлексии. Рефлексия — обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические состояния и качества. Самосознание человека работает путем постоянного сравнения реального поведения с «Я-концепцией», тем самым оно регулирует поведение человека. Поэтому «Я-концепция» личности играет важную роль в её самовоспитании и воспитании. («Я-концепция» — совокупность всех представлений личности о себе (Я-образ), ее самооценка, принятие себя, а также ее потенциальные поведенческие реакции).
Результатами самопознания могут быть: объяснение своего поведения и деятельности, их мотивов; знание потребностей, которые удовлетворяются в деятельности и поведении; знание своих черт характера и другое. Результаты самопознания — знания о себе реальном. Они обогащают «Я-концепцию», изменяют её в сторону адекватности реальному «Я». Процесс самопознания индивида опирается на имеющиеся у него психологические знания. К средствам самопознания можно отнести также литературу (научную, художественную и т.д.), искусство. Основное же средство самопознания - деятельность субъекта познания. Результаты наблюдений за собой в различных видах деятельности, анализ этих результатов полезно фиксировать письменно, например, в дневниках. Самопознание — первый шаг к самовоспитанию, его психологическая основа. Достаточно высокого уровня самосознания человек достигает обычно в подростковом и юношеском возрасте. Именно с этого возраста самовоспитание в полном смысле этого слова и становится возможным. Более того, воспитание в этом возрасте вообще невозможно без самовоспитания. Вместе с тем, воспитывать у ребенка потребность, стремление и умения самовоспитания необходимо с самого раннего детства.
С процессом самовоспитания личности тесно связано ее самообучение. Самообучение — процесс обучения, организуемый самой личностью; целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение ею знаний в какой-либо области науки, техники, культуры. Как единый процесс самовоспитание и самообучение составляют процесс самообразования. Самообразование — получение образования в ходе самостоятельной деятельности самой личности, которая устанавливает цели и задачи, отбирает содержание, средства, методы, формы и рефлексирует результаты этой деятельности.
Самообразование выступает формой активного бытия человека в культуре. Выделяют (М. Князева, В.Д. Диденко) следующие функции самообразования: экстенсивная (накопление, приобретение новых знаний); ориентировочная (определение себя в культуре и своего места в обществе); компенсаторная (преодоление недостатков в полученном (школьном, вузовском и др.) образовании); саморазвития (развитие самосознания, познавательных процессов, рефлексивных способностей); методологическая (формирование образа мира, своего места в нем; определение смысла профессионального бытия и т.п.); постоянная адаптация к изменяющейся профессиональной деятельности, её технологиям; коммуникативная (установление связей между науками, профессиями, специальностями, возрастами); развитие творческого потенциала личности; психотерапевтическая (сохранение жизненной энергии, силы личности; переживание полноты бытия); омолаживания (преодоление инерции мышления, предупреждение застоя в профессиональном росте); геронтологическая (поддержание связей с миром и через них — жизнеспособности организма).
Источниками самообразования являются все компоненты культуры общества: разнообразные виды деятельности (учебно-познавательная, исследовательская и др.), наука, искусство, литература, СМИ, Интернет, профессиональная деятельность по основной или сопутствующим специальностям; обучение на разных курсах, хобби и другие.
37.Мотивационно-волевая и эмоциональная сферы личности как фактор самоорганизации и самообразования
Влияние эмоций и воли на успешность учебной деятельности не требует специальной аргументации. Давно известно, что задержка в развитии эмоционально-волевой сферы приводит к дезинтеграции мыслительной деятельности. Последняя проявляется в недостаточной гибкости мышления, склонности к мыслительным стереотипам, а также в склонности к шаблонным действиям, в том числе и в обучении.
К старшим курсам количество людей с высокой личной тревожностью возрастает. Эти студенты не способны быстро переключаться на новую деятельность при изменении условий. Им требуется больше времени на подготовку к ответу на экзамене, они теряются при вопросах «в лоб», они не готовы к немедленному ответу. Поэтому для них серьезным испытанием становится тестирование, особенно с использованием компьютера, в жестком временном режиме. Однако есть ситуации, когда высокотревожные хорошо работают. Медлер и Саразон (1952) показали, что высокая тревожность не мешает, если действия автоматизированы; отсутствует связи между качеством выполненного задания и самооценкой; предыдущее задание успешно завершено; а также в том случае, когда преподавателями, окружающими и самим человеком не проводится параллели между успехом в конкретном задании и способностями человека.
Понятие самообразования и самообучения.
Один из основоположников теории «всеобщего качества» Эдвард Демингеще в 1986 году писал: «Необходимо поддерживать образование и самосовершенствование каждого. В чем нуждается организация, так это не просто в хороших людях, а в людях, которые совершенствуют себя в образовании»
Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.Самообразование является мощным фактором, восполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.
Современная педагогика считает формирование умений и навыков самообразования высшим этапом обучения и одним из необходимых условий осуществления непрерывного образования.
Самообучение является аналогом обучения. Самообуче- ние – это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Здесь огромную роль играет внутренний мир человека: не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, а также умение учиться не только учителя, но с помощью книг, у других людей, у природы. Самообучение основывается на потребности в знаниях.
Для развития умственной самостоятельности, как основы самообучения, человеку необходимо приобрести опыт осуществления по отношению к самому себе функций учителя: научиться анализировать, планировать, регулировать и оценивать собственную учебную деятельность.Основополагающими являются анализ и оценка результатов учебной деятельности. Средствами являются самоанализ и самооценка. Последняя позволяет не только определить успешность своих действий, но и определить, на что направить основные усилия в будущем. Следовательно, оценка не только контроль, но и стимул действия, в отличие от отметки, которая часто является формальным выражением оценки и ее обозначением, оценка является необходимым содержательным элементом в структуре учебной деятельности. Поэтому умение оценить себя – сильный фактор активизации самостоятельной учебной деятельности.
Компьютеры и самообучение.
В числе положительных моментов применения информационных технологий в образовании большинство ученых отмечают возможность самостоятельного обучения с открытым доступом к обширные информационные ресурсы и наличие обратной связи. Использование Интернета способствует смене авторитарного стиля обучения на демократический, когда обучающийся знакомится с различными токами зрения на проблему, сам формулирует свое мнение. У обучающегося легче формируются навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности. Он может работать в своем индивидуальном темпе.
Однако, включение Интернета в учебный процесс имеет ряд проблем. Прежде всего, это проблема самой информации,находящейся в сети: она может быть некорректной, искаженной, может быть направлена на достижение отнюдь не образовательных целей, а, например, экономических, политических и др. Вторая проблема, как и при работе с бумажными носителями, связана сналичием соответствующей подготовленностик работе с такой информацией. Обучающиеся интерпретируют ее в зависимости от знаний, возраста, жизненного опыта, культурной среды, менталитета и пр. адекватность восприятия информации будет зависеть от того, обучен или нет учащийся:
· аналитической работе с информацией;
· обладает ли критическим мышлением;
· обладает ли достаточными знаниями, чтобы произвести оценку достоверности информации;
· может ли соотнести новую информацию и имеющиеся у него знания;
· сумеет ли правильно организовать информационный процесс.
Третья проблема заключается в том, что компьютер только в определенной степени может моделироватьмежличностную коммуникацию преподавателя и учащегося, суть которой составляют отношения сотрудничества и поддержки, невербальные компоненты человеческого общения. Так, при изучении феномена потребности в «общении» с компьютером были обнаружены следующие особенности такого общения: выявилась потребность пользователя в антропоморфном интерфейсе и эмоционально окрашенной лексике; обнаружен феномен персонификации компьютера, а также различные формы компьютерной тревожности. В качестве объяснения выдвигается гипотеза о проявлении у субъекта тенденции к неосознаваемому уподоблению себя компьютеру, сравнение собственных интеллектуальных способностей и возможностей компьютерной системы.
В целом же, успешность работы с компьютером при самообразовании зависит, в первую очередь, от склонности к обучению. Люди, стремящиеся к получению новых знаний и навыков на протяжении всего жизненного пути, успешнее адаптируются в нашем быстро меняющемся мире. Они же более уверенно чувствуют себя при освоении компьютерных технологий, испытывают меньшую компьютерную тревожность. При углубленном подходе к обучению студенты довольно быстро начинают получать удовольствие от работы с компьютером, уровень компьютерной тревожности у них невысокий. Будучи склонными к углубленному обучению, они активно пользуются множеством компьютерных приложений.
Самообразование и саморазвитие имеют важное значение для формирования личности студента. Исследователи определяют самообразование как сознательную, самоуправляемую репродуктивно-познавательную деятельность человека, направленную на воспроизводство (освоение) опыта общества с целью удовлетворения личностно и профессионально значимых потребностей (В. В. Байлук) [1]. В связи со значительными различиями между организацией учебного процесса в школе и ВУЗе у многих студентов возникают сложности в адаптации, что непосредственно влияет на качество получаемых знаний и дальнейшей трудовой деятельности. Студент должен сам развивать себя в области выбранной профессии, мотивировать себя на получение знаний и овладение профессией, иметь цели на становление себя как специалиста, иметь позитивный эмоциональный настрой, т. е. брать на себя ответственность за организацию своей деятельности.
38. Воздействие познавательных процессов личности на самоорганизацию и самообразование.
Психика как единый процесс отражения в коре головного мозга воздействия предметов и явлений реального мира. Активное отражение действительности как важнейшее свойство человеческого мозга. Психика и сознание. Человек как носитель сознания. Рефлексия как деятельность направленного на себя сознания, как способность сознания к самоосмыслению.
Способности как психическое свойство личности. Задатки и способности. Виды способностей. Способности как качества личности, обеспечивающие успешность ее деятельности. Способности как индивидуальные особенности личности. Индивидуальность способностей (зритель-слушатель, гуманитарий-технарь, теоретик-практик, «сова»-«жаворонок» и др.). Рекомендации по возможной коррекции некоторых индивидуальных особенностей личности (по развитию речи, внимательности, наблюдательности, усидчивости и др.). Роль индивидуальности в жизни и учении. Условия и способы развития способностей.
Интеллект как психическое свойство личности, позволяющее ей рационально функционировать в окружающем мире. Основные структуры интеллекта и способы их развития. Связь интеллекта с обучаемостью. Интеллект как основа успешности в обучении, самообразовании и саморазвитии.
Работа интеллекта как гарантия личной свободы, самодостаточности и индивидуальности личности, как условие объективной оценки и анализа происходящего, противодействия манипуляциям. Основные компоненты умственного развития личности: знаниевый (система усвоенных знаний) и процессуальный (способы и приемы умственной деятельности).
Скорость протекания умственных действий как показатель успешности в любых интеллектуальных действиях. Показатели уровня интеллектуального развития личности: умение эффективно воспринимать информацию, умение перерабатывать информацию, умение применять разные способы кодирования информации. Скорость переработки информации и способность переносить усвоенные способы действий, умения и навыки в измененную ситуацию как одни из основных показателей интеллектуально развитой личности. Принципы развития интеллекта. Стремление получать как можно больше информации как основной принцип развития интеллекта. Методы развития интеллекта.
Интеллектуальные способности и их виды. Критерии оценки интеллектуальных способностей. Критерии интеллектуальной зрелости личности. Объективное представление о собственных индивидуальных интеллектуальных качествах (особенностях собственных познавательных способностей, эмоционально-волевых качеств, умственных действий и т.п.) как важнейший критерий интеллектуальной зрелости личности.
Некоторые критерии интеллектуальной зрелости личности: умение эффективно использовать свои познавательные способности; умения выбирать различные приемы и способы умственной деятельности для достижения поставленных целей, решения проблемных ситуаций; умения оценивать свои результаты познания и при необходимости корректировать свою познавательную деятельность; готовность использовать приемы стимулирования и настройки работы собственного интеллекта (приемы интеллектуальной самонастройки).
Развитие интеллекта как условие эффективности учебно-познавательной деятельности учащегося. Возможные причины недостаточного уровня интеллектуального развития обучающихся. Условия и способы развития интеллекта.
Сущность и виды психических процессов. Познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление, речь. Эмоционально-волевые психические процессы. Взаимосвязь познавательных и эмоционально-волевых процессов. Рациональная организация познавательных процессов. Познавательные процессы и познавательные способности.
Познавательные способности как разновидность интеллектуальных способностей. Развитие познавательных способностей как основа формирования рациональных приемов умственного труда, общеучебных умений. Условия и способы развития познавательных способностей.
Роль интеллектуальных способностей, в частности, познавательных в жизни, обучении, самообразовании, процессе становления личности.