Способы эффективного конспектирования лекций. Система условных сокращений, применяемых при конспектировании лекции.
Конспектирование- процесс, результатом которого является запись, позволяющая студенту через некоторый срок восстановить полученную информацию с необходимой полнотой. Студенту полезно вырабатывать свою методику конспектирования, т.е. правильно графически располагать записываемый материал, оформлять записи, а именно:
1. Выделять абзацы;
2. Подчеркивать главные мысли, ключевые слова;
3. Заключать выводы и определения в рамки;
4. Использовать разноцветные ручки или фломастеры;
5. Для важных мест можно использовать абривиатуру NB.
Необходимо вести краткий конспект. В новой информации необходимо выбрать важное и записать подробнее, изменяя фразу для записи, чтобы не потерять главной информации. Необходимо сохранять фразы, блоки, ключевые слова лектора. Ране известная информация записывается более кратко (свернуто). В этом случае рекомендуется использовать систему условных сокращений. Записывать лекцию дословно трудно и часто в этом нет необходимости.
Необходимо правильно оформлять конспекты. Оставлять поля для заметок, вопросов, ключевых слов и других дополнительных сведений. Между строками оставлять интервалы, чтобы во время проработки лекций некоторые сокращенные слова записать полностью.
При сокращении необходимо использовать сокращения:
1. Сокращенная часть слова должна оканчиваться на согласную;
2. Ключевые слова записываются в первый раз полностью, после этого в скобках указывается сокращения, и в последствии используется только сокращение. Ключнвое слово выделяется студентом самостоятельно. Количество ключевых слов не должно превышать 12-13 штук.
3. Процесс записи лекции облегчается при использовании общепринятых сокращений.
В любом конспекте должны быть полностью представлены:
1. Точная формулировка темы;
2. Вопросы;
3. Литература;
4. Задания;
5. Основные положения материала лекции;
6. Выводы.
13. условия полноценного усвоения знаний. способы оптимизации усвоения знаний.
В самом общем виде усвоение определяется как процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения практических и теоретических задач, т.е. использования этих знаний в форме умения на основе этих знаний решать новые задачи. По определению С.Л. Рубинштейна, «процесс прочного усвоения знаний - центральная часть процесса обучения. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включаются восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя.
Оптимизация обучения требует такого планирования и организации учебного процесса, которые дают максимально возможные (находящиеся в зоне ближайшего развития каждого ученика) результаты образования, воспитания и развития при минимально необходимых затратах времени учеников и учителей, или во всяком случае без превышения установленных школьной гигиеной нормативов для каждого класса. методологической основой оптимизации обучения являются диалектико-материалистический системный подход к управлению учебно-воспитательным процессом, выбор наилучшего варианта его в данных конкретных условиях. Только системный целостный подход позволяет всесторонне обосновать наилучший вариант обучения. Реальность этой задачи подтверждается не только нашей опытно-экспериментальной работой, но и тем, что многие опытные учителя владеют целым рядом элементов оптимизации.
К числу основных способов деятельности преподавателя, которые одновременно ведут к повышению эффективности воспитания и предупреждают превышение норм затрат времени и усилий педагогов, относятся:
1. Комплексный подход к подбору и решению задач обучения, к построению его содержания, методов, средств и форм деятельности.
2. Конкретизация задач, содержания, методов, средств, форм деятельности учителя с учетом имеющихся условий и возможностей.
3. Выделение главного, существенного при планировании задач, содержания, форм, методов деятельности.
4. Сравнительная оценка различных вариантов методов, средств, форм обучения в целях выбора наилучшего из них по соответствующим критериям.
5. Дифференцированный подход к выбору задач, содержания, методов, форм обучения с учетом особенностей отдельных групп учеников.
6. Создание необходимых условий для обучения.
7. Оперативное корригирование обучения с учетом меняющихся условий и возможностей.
8. Ориентация на экономию времени, усилий, средств в процессе обучения.
В сокращенной формулировке общими способами оптимизации обучения можно назвать комплексное планирование задач, конкретизацию, генерализацию, сравнительную оценку и выбор вариантов, дифференциацию, оперативную коррекцию, экономизацию всех компонентов учебного процесса.
14. здоровый образ жизни как необходимое условие качественного обучения
Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие.
Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.
Формирование здорового образа жизни в ВУЗе включает в себя четыре составляющих: информирование обучающихся о негативном влиянии факторов риска на здоровье;воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности обучающихся, внеклассные и внеколледжные мероприятия, фестивали, конкурсы и т. д.); профилактика аддиктивного поведения;мотивация молодежи к активному образу жизни.
Каждый школьник, учащийся и студент должен знать, что основными критериями здорового образа жизни являются: гигиеническая обоснованность поведения человека, физиологически оптимальный режим труда, достаточная двигательная активность, отказ от вредных привычек, рациональное питание, правильно организованный, направленный на восстановление сил отдых, полезные для личности, семьи, общества формы досуга, оптимальные межличностные отношения и т.д.
Последовательное приобретение учащимися знаний об основах формирования ЗОЖ позволит акцентировать их внимание на том, что ЗОЖ - это не только специальная деятельность, направленная на осознание необходимости сохранения и совершенствования его здоровья, но и организующее начало для формирования жизненных ценностей на различных этапах развития.
При организации деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни в системе непрерывного образования, следует предусмотреть следующее:
- рациональный режим труда (учебы) и отдыха, основанный на индивидуальных биоритмологических особенностях;
- оптимальная и систематическая физическая активность;
- научно-обоснованное, эффективное закаливание;
- нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания;
- комплекс психогигиенических и психопрофилактических воздействий;
- учет и коррекция влияния окружающей среды на здоровье;
- вред и польза самолечения;
- аргументированная и действенная пропаганда вредных для здоровья факторов - алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании;
- обучение по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.
Установлено, что здоровый образ жизни - это наука и искусство помогать людям изменить их образ жизни для достижения состояния оптимального здоровья.
15. рациональная организация и гигиена учебной и интеллектуально-творческой работы. способы оптимизации учебного труда.
Рациональная организация пары — важная составная часть здоровьесберегающей работы ВУЗа. От соблюдения гигиенических психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние студентов в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние преподавателя, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье обучающихся.
Существующая в настоящее время система относительно жестких учебных планов, графиков учебного процесса, учебного расписания строго регламентирует жизнь учащегося в течение всего периода обучения — все это делает его заложником предельно интенсивного ритма жизни, причем ритма, не зависящего от индивидуальных особенностей, специфики его установок, традиций, биоритмов. Последнее обстоятельство оказывается исключительно важным, так как именно с ритмическим характером жизнедеятельности связан основной критерий эффективности и производительности умственного труда — работоспособность.
Работоспособность школьников и студентов во время учебной деятельности изменяется в том закономерном соответствии: в начале она повышается (врабатывание), затем устанавливается на высоком уровне (устойчивая работоспособность) и постепенно снижается (развитие утомления). Причем такая закономерность свойственна любым периодам учебной деятельности: уроку(паре), дню, неделе, четверти и году. В соответствии с такой особенностью, естественно, начало каждого указанного периода должно быть облегчено. Так, если исходить из классификации трудности изучения учебных дисциплин, то наиболее трудные дисциплины в течение учебного дня следует включать в расписание 2-4 парами, но не первыми и последними. При учебной пятидневке в расписании может быть предусмотрено одно двухдневное плато оптимальной работоспособности — в среду—четверг.
16. роль здоровья в обучении и самообразовании.
В ходе исследования узнала, что здоровый образ жизни – визитная карточка успешного обучения. Как показывают многие исследования, студентам, которые соблюдают здоровый образ жизни, намного легче усваивать материал. Наоборот, несоблюдение ЗОЖ может влиять на способность кобучению, умению концентрироваться.
Чтобы быть здоровым нужно:
1. Не курить
2. Не употреблять спиртные напитки
3. Не употреблять наркотические вещества
4. Заниматься спортом
5. Соблюдать режим питания
6. Чаще бывать на свежем воздухе
7. Соблюдать режим дня
8. Ограничить времяпровождение за компьютерами, телевизорами и т.д.
9. Всегда пребывать в хорошем настроении
17. роль интеллектуальных способностей в обучении, в частности, в процессе усвоения учебного материала.
интеллект – это определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, способности понимания и осмысления. Эта основа познания и поведения людей (рационализм) в обществе. виды: вербальный, логический, пространственный, физический, музыкальный, социальный, эмоциональный, духовный, творческий - их можно развивать на протяжении всей жизни. Высокий интеллект способствует сохранению работоспособности, быстрому усвоению и применению учебного материала и жизнелюбия на протяжении всей жизни.
Развитие интеллектуальных способностей личности требует длительной, целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование развивающих задач не принесет желаемого результата. Интеллектуальные способности человека совершенствуются посредством овладения знаниями, умениями и навыками, требуемыми для профессиональной деятельности.
18. компоненты умственного развития человека и их роль в обучении.
Умственное развитие - это сложная система изменений, происходящих в интеллектуальной деятельности человека в связи с обучением, с условиями среды, возрастными и индивидуальными особенностями психики, а также обогащением опыта человека.
Когнитивное (умственное) развитие человека определяется рядом факторов: генетическими факторами, течением беременности у матери, факторами окружающей среды, составом и социальным положением семьи, влиянием школы, личностными особенностями ребенка и родителей.
Существует несколько схем умственного развития человека. В курсе изучаются два варианта - теория Пиаже, который рассматривает умственное развитие ребенка как непрерывный процесс, и теория Валлона, где это развитие - прерывистая цепь реорганизаций.
До 60-летнего возраста умственные способности у человека не снижаются, а по многим аспектам интеллекта - повышаются (особенно если это связано с профессиональными потребностями человека). Резкое ослабление умственной деятельности может наблюдаться у людей незадолго перед смертью.
Факторы интеллектуального развития
Генетические факторы - тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от родителей. От этих факторов в определенной степени зависит направление интеллектуального развития индивидуума.
Факторы, возникающие во время беременности. Во время пренатального развития ребенок живет практически одной жизнью с матерью. Поэтому сильные нарушения физического и психического равновесия у матери в это время могут оказывать влияние, подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка.
Факторы окружающей среды. Недостаточность или алиментарные нарушения питания у ребенка особенно сказываются в первые 6 месяцев. Однако если в дальнейшем ребенок начинает питаться нормально и жить в стабильных условиях с достаточной психической стимуляцией, то он уже к 4-5 годам догоняет своих обычных сверстников. Психическая стимуляция уже с первых месяцев жизни может иметь решающее значение для интеллектуального развития ребенка, быть может, даже большее, чем правильное питание или физический уход.
Число детей в семье. Можно было бы предположить, что умственное развитие ребенка будет тем лучше, чем больше у него братьев и сестер. Однако на самом деле это не так: чем больше в семье детей, тем ниже их IQ; первенцы всегда более развиты, чем остальные дети.
Социальное положение семьи. Между социальной средой, в которой живет ребенок, и его школьной успеваемостью существует тесная связь: у детей, родившихся в бедных семьях, но воспитанных в семьях из привилегированного слоя, IQ примерно на 20 баллов выше, чем у их братьев и сестер, воспитанных родителями.
19) развитие интеллекта как условие эффективного обучения и самообразования
Интеллект – это особое качество человеческой психики, включающее в себя способность адаптироваться к различным жизненным ситуациям, обучаться и усваивать информацию на основе полученного опыта, понимать и применять абстрактные концепции и имеющиеся знания с целью управления окружающей действительностью. Говоря проще, интеллект является общей способностью человека познавать и преодолевать трудности, объединяющей в себе такие сферы как мышление, воображение, представление, память, восприятие и ощущение. Именно развивая свой интеллект мы развиваемся сами. Так как для развития интеллекта нужно усердная работа над самим собой.
20)Значение самообразования в системе профессиональной подготовки и профессиональной деятельности бакалавра, специалиста
Проблема качества профессиональной подготовки бакалавра является одной из приоритетных в современных условиях высшего образования. Эта проблема сегодня находит широкое обсуждение в правительстве, в научном сообществе и среди работодателей. Высокий статус обозначенной проблемы является вполне закономерным, так как высшее образование выступает ведущим механизмом воспроизводстваобразованияв целом и кадровой политики государства.
Оценивая современные образовательные стандарты, отметим, что они ориентированы на подготовку компетентных бакалавров, способных к непрерывному профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию. При этом высока роль самообразовательной деятельности. Об этом свидетельствует тот факт, что более 50 % в учебных планах отведено на самостоятельную подготовку обучающихся. Отмеченное позволяет с уверенностью говорить о необходимости развития самообразовательной компетентности бакалавров как важного условия качественной профессиональной подготовки специалистов. Таким образом, самообразование играет огромнейшуюроль в подготовке качественных специалистов, без самообразования, без работы над самим собой, в современном мире, человек не сможет достичь высоких результатов.
21)Работа с научной литературой: обработка понятий, составление планов, тезисов, конспектов.
Для того, чтобы при наименьших затратах сил и времени узнать и усвоить из прочитанного как можно больше, необходимо читать продуктивно, используя рациональные методы и приемы. Продуктивное чтение предполагает и умение самостоятельно осуществлять поиск нужных источников. Поиски нужной литературы желательно начинать с просмотра библиотечных систематических каталогов.
Записи, сделанные при чтении литературных источников, во-первых, помогают глубже и разностороннее понять прочитанное; во-вторых, увеличивают объем и качество запоминания прочитанного (не случайно записи иногда называют "письменной памятью"); в-третьих, вырабатывают умение лаконично и точно излагать мысли; в-четвертых, дают возможность постепенно накапливать собственный материал, который может стать и рабочим справочником и ценным индивидуальным пособием для педагогической и научной работы.
Качество записи зависит от глубины анализа прочитанного, а формы записи обусловливаются характером чтения. Поэтому нельзя вести, например, конспектирование, одновременно с первым прочтением литературного источника. Любые формы записи - это завершающий этап работы над книгой, статьей.
Таким образом, чтобы приобрести прочные знания, одного чтения мало. Работа с учебной и научной литературой помимо чтения требует определенных навыков, умения записывать прочитанное. К основным видам записей относятся: выписки, планы, конспекты и тезисы.
Выписка - это запись только отдельных, наиболее важных мест текста. Чаще всего в ней фиксируется фактический, иллюстративный материал. Выписки нужны для того, чтобы выбирать из литературных источников только наиболее существенное.
План, как один из видов записей характеризуется следующим:
- он краток, не требует много времени для составления;
оставляться может прямо по ходу чтения;
- отражает последовательность изложения материала источника;
- раскрывает содержание источника и помогает восстановить в памяти прочитанное;
- помогает организации самоконтроля и ускоряет проработку материала.
тезисы - это основные положения статьи, книги, аудио- или видеоматериала кратко сформулированные самим читателем. И если план только перечисляет вопросы, рассмотренные в источнике, то в тезисы включаются принципиально важные, ключевые положения, обобщающие и раскрывающие содержание изучаемого источника.
Конспекты представляют собой краткое изложение содержания какого-либо письменного, аудио- или видеоисточника. При творческой работе над конспектом происходит «уяснение вопросов самому себе». Конспектирование воспитывает критическое отношение к прочитанному, развивает память, помогает выработать свой стиль изложения.