Работа с текстом. Приемы логической переработки текста. Ключевые слова и их использование.
Технология обработки информации
1. Поиск информации. В зависимости от поставленной учебной задачи, будь то подготовка доклада или написание курсовой работы, студенты определяют, в каких источниках может содержаться нужная им информация по исследуемой теме. Она может быть представлена в учебниках, монографиях, специализированных периодических изданиях, воспользоваться которыми можно в существующих библиотеках, в том числе и в электронных. Дав студентам творческое задание и распределив темы исследования, преподавателю следует рассказать учащимся, какими ресурсами информации желательно воспользоваться, где и как их можно найти. Это вовсе не означает, что студенты будут лишены права самостоятельного выбора источников, но рекомендации преподавателя помогут им обрести понимание того, какие источники считаются наиболее релевантными для выполнения данного задания, что существенно облегчит их работу на начальном этапе.
2. Изучение источников информации. Определившись с выбором соответствующих теме исследовательской работы печатных изданий и специализированных сайтов, студентам следует внимательно изучить их содержание, используя метод критического анализа, под которым мы понимаем детальное, всестороннее изучение, рассмотрение какого-либо факта, явления, события. Цель критического анализа - выявить, насколько полно в изучаемом источнике раскрыта заявленная тема, убедительна ли аргументация автора, нет ли в тексте противоречий, несоответствий, нарушений логики.
Данный метод может включать в себя разнообразные приёмы. Одним из таких приёмов может быть составление опросника для оценки качества представленной на сайте информации. Рассмотрим примерный перечень вопросов, на которые студентам следует ответить:
- кто создал этот сайт? С какой целью?
- какая информация содержится здесь?
- кто является автором публикаций?
- является ли автор экспертом в этой области?
- насыщенна ли его статья фактами, профессиональной терминологией? В каком стиле она написана?
- поможет ли мне этот источник информации хорошо исследовать проблему?
В качестве другого приёма можно использовать аннотирование текста. Чтобы лучше понять содержание статьи, студент чётко и лаконично формулирует в нескольких предложениях её суть, опуская подробности и делая обобщение прочитанного.
В аннотации необходимо определить основные идеи текста, его разделы, а затем представить их в сжатой форме. Язык аннотации должен быть простым и понятным, необходимо избегать сложной терминологии, которая может содержаться в самом аннотируемом тексте. Также необходимо опускать подробности, а оставлять лишь основную суть содержания.
Третий приём - определение свойств информации. Выше мы охарактеризовали свойства, которыми должна обладать качественная научная информация, а именно: точность, достоверность, научность, объективность, полнота, актуальность, полезность. Если сведения, опубликованные на сайте, соответствуют данным требованиям, то их с уверенностью можно использовать в научно-исследовательской работе.
При использовании этих и других приёмов на данном этапе у студентов развивается способность анализировать информацию с позиций логики, делать обобщения, выносить справедливые суждения и оценку, выбирать наиболее важные детали.
3. Конструирование собственного текста. В зависимости от поставленной учебной задачи, будь то написание статьи, реферата, курсовой или дипломной работы, либо подготовка устного доклада, презентации, выполнение творческого задания, каждый студент, используя собственный индивидуальный подход к исследовательской работе и свои творческие способности, создаёт новый информационный продукт. При этом важно иметь в виду, что найденные, изученные и отобранные источники информации по теме исследования являются лишь рабочим материалом для создания нового текста. Это означает, что студент должен не только цитировать найденные источники, но и видоизменять их, высказывать собственные суждения, располагать части текста в удобном для восприятия реципиентов порядке, в полной мере раскрывая заявленную тему.
Важную роль при этом играет использование метода логического структурирования текста, который включает в себя совокупность следующих приёмов:
- составление плана. Залогом успеха любой творческой работы является удачно составленный план, представляющий собой короткую форму изложения текста, а также его логическую схему в виде кратких формулировок. Традиционно эта логическая схема состоит из введения, основной части и заключения, далее приводится библиографический список использованных источников. При этом основная часть может содержать несколько подразделов, которые должны быть между собой логически взаимосвязаны и строго соответствовать общей теме исследования.
- расположение частей текста в соответствии с заранее определённой логической структурой. Следуя обозначенному плану, студент последовательно раскрывает содержание своей исследовательской работы, основываясь на информации, полученной из найденных источников, цитируя и интерпретируя тезисы других исследователей, приводя собственные комментарии, критику и анализ, доказательно обосновывая свою точку зрения по исследуемой проблеме. В целом этот процесс охватывает вычленение смысловых блоков и их расположение в определённом логическом порядке. К примеру, во введении, как правило, формулируется проблема исследования, излагается задача, которую ставит перед собой автор, и оценка путей её решения. Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем - новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования. Заключение - это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.
- оформление текста.В зависимости от формата исследовательской работы, она должна быть соответствующим образом оформлена. Соблюдение правил оформления помогает сделать текст всей работы хорошо структурированным и удобным для чтения. При написании рефератов, курсовых и дипломных работ студенты должны получить на профилирующей кафедре своего вуза перечень правил оформления работ и чётко ему следовать. При подготовке статей для конференций, научных журналов, необходимо выполнять требования к оформлению, предъявляемые редакцией. Презентации оформляются в виде слайдов, при этом текст презентации на слайдах не размещается, а произносится устно, слайды могут содержать лишь схемы, графики, рисунки, фотоизображения, ключевые слова и фразы, чтобы сделать визуальное восприятие аудиторией представленной информации простым и удобным.
9) подготовка студентов к лекционным, семинарским и практическим занятиям.
Подготовка к лекциям, семинарам и практическим занятиям представляет собой внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Самостоятельная подготовка студента к лекциидолжна состоять в первую очередь в перечитывании конспекта предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал новой лекции, опираясь на предшествующие знания. Стимулировать чтение конспекта предыдущей лекции может регулярная практика проведения преподавателем устного или письменно экспресс-опроса студентов по ее содержанию в начале следующей лекции.
Самостоятельная подготовка к семинарскому и практическому занятиюзаключается в прочитывании конспекта соответствующей лекции (если она читалась по данной теме), чтении соответствующего раздела учебника и первоисточников. Главными задачами этой подготовки обычно являются:
1. повторение теоретических знаний,
2. усвоенных в рамках аудиторной работы;
3. расширение и углубление знаний по теме занятия.
Знания, полученные в процессе такой самостоятельной работы, являются теоретической базой для обсуждения вопросов семинарского занятия, для выполнения лабораторной работы или практического задания.
Содержанием подготовки студентов к семинару или практическому занятию может быть не только чтение литературы, но и подбор примеров, иллюстративного материала по определенным вопросам, проведение несложных психологических опытов, описание результатов наблюдения и самонаблюдения, решение психологических задач. Это может способствовать продуктивной организации аудиторного занятия преподавателем.
Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям:
1. Если преподаватель дает план семинарского занятия, необходимо внимательно ознакомиться с ним. Если тема или отдельные вопросы рассматривались на лекциях, необходимо просмотреть записи, вспомнить какие знания из других учебных дисциплин можно использовать в своем ответе.
2. Подберите и просмотрите всю рекомендованную литературу, определите последовательность ее чтения. На некоторые вопросы плана можно изучить один источник, для ответа на другие может потребоваться работа с некоторыми источниками информации.
3. Используйте ознакомительное и изучающее чтение.
4. При подготовке к занятию необходимо сначала прочитать весь материал, осмыслить его с учетом поставленных вопросов, классифицировать и законспектировать.
5. Большое значение имеет работа с учебником. Учебник помогает лучше понять материал, запомнить его, сконцентрировать внимание на главном.
6. Готовясь к семинару определите, какую часть материала можете преподнести при ответе наглядно, какие термины и формулы напишите на доске, какие слайды подготовите к презентации.
7. Если самостоятельно найдете дополнительную интересную литературу, подготовьте краткую аннотацию и порекомендуйте другим обучающимся ознакомиться с этими книгами.
10) самообучение: цели, задачи, структура, этапы, принципы, методы, значения и условия успешного осуществления. Его место в самообразовании.
Суть самообучения заключается в «овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием»
Современные исследователи отмечают значимость самообразования для будущих поколений людей. Но для реализации механизмов самообразования требуется соответствующая образовательная среда. Создание данной среды, реализующей механизмы самообразовательной деятельности субъектов, становится основной задачей современной школы. Формирование интереса к самообразованию становится жизненно необходимым атрибутом современного молодого человека, ориентированного на успешное личностное развитие и профессиональный рост.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и другие.
Функции самообучения:
1. накопление, приобретение новых знаний;
2. определение себя в образовательном пространстве, своего места в обществе;
3. преодоление недостатков образования, ликвидация «белых пятен» в общей культуре;
4. развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей.
5. формирование образа мира, своего места в мире;
6. установление связей между науками, специальностями, возрастом;
7. доопределение, достраивание деятельности до уровня творчества;
8. преодоление инерции собственного мышления;
9. сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни;
Технология организации самообразовательной деятельности ученика может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – установочный. Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, выбор темы работы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап – обучающий. На этом этапе ученик знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.
3 этап – практический. На этом этапе происходит накопление фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – теоретический. В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной литературы; творческие отчеты о ходе данной работы.
5 этап – итогово – контрольный. На этом этапе ученик должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Система самообразовательной работы учащегося предусматривает:
1. текущее и перспективное планирование;
2. подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации;
3. овладение методикой анализа;
4. постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение обучающегося работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспекты, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.
Мотивы, побуждающие ученика к самообразованию:
1.ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку у ученика возникает необходимость поиска и анализа новой информации;
2.желание творчества;
3.стремительный научно-технический прогресс. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение;
4.общественное мнение. Ученику не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учеником!
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности ученика в самореализации путём непрерывного образования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием.
11) специфика и основное содержание учебной деятельности студента вуза.
Предмет какой-либо деятельности – это то, на что направлена данная деятельность. Учебная деятельность направлена на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Это и является ее предметом, ее содержанием.
Учебная деятельность в вузе направлена на:
1. формирование у студентов научного мировоззрения,
2. формирование системы современных профессиональных знаний,
3. развитие творческих способностей.
Эти задачи решаются в процессе обучения.Учение обуславливается и направляется содержанием образования, обучающей и формирующей деятельностью преподавателей и предусматривает самостоятельную работу студента. Содержание обучения включает в себя виде деятельности, освоение которых предусматривается соответствующей специальностью, и знания, на которых эти виды деятельности основаны.
Основными особенностями вузовского обучения являются следующие:
· Изучение науки и ее развития. Студент знакомится с научными проблемами, задачами и способами их решения. Происходит овладение процессом формирования научных знаний и методов.
· Приобретение научных знаний и практического опыта имеет профессиональную направленность.
· Происходит совмещение научного и учебного процессов. Учебно-познавательная деятельность студентов протекает совместно с исследовательской деятельностью.
· Учение в вузе является сложным процессом и требует мобилизации внимания, воли, сосредоточенности, самоорганизации, активности, сознательности, высокой работоспособности, рационального распределения времени на учебу и отдых.
Успех учебной деятельности в вузе зависит от ряда факторов, ведущее место среди которых занимают:
· мотивы – причины, побуждающие к учению;
· познавательные потребности и интересы;
· установки – психологический настрой или готовность к деятельности;
· волевые качества.
Учебная деятельность в вузе складывается из различных видов и форм учебной деятельности. В основе учебной работы лежат теоретические и практические занятия, взаимосвязанные между собой.
Учебный процесс включает в себя следующие элементы:
1. лекции;
2. лабораторные занятия;
3. семинарскиезанятия;
4. учебная практика;
5. производственная практика.
Среди многочисленных форм учебной работы в вузе важнейшая роль отводится лекции, которая одновременно является самым сложным видом работы и поэтому поручается наиболее квалифицированным и опытным преподавателям (как правило, профессорам и доцентам).
Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, а семинарские занятия направлены на расширение и детализацию этих знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности. Подготовка к практическим занятиям не может ограничиться слушанием лекций, а предполагает предварительную самостоятельную работу студентов в соответствии с методическими разработками по каждой запланированной теме.
Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия (ПЗ). Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны. Это родовое понятие: уроки иностранного языка, лабораторные работы, семинарские занятия, практикумы.
Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.
Лабораторные работы интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.
Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия
В зависимости от характера будущей специальности студенты выполняют ряд самостоятельных работ, требующих применения полученных знаний. В течение семестра по отдельным дисциплинам проводятся контрольные работы, устные опросы, коллоквиумы. В конце семестра студенты сдают зачеты и экзамены, а по окончании полного курса – защищают дипломные работы в государственных экзаменационных комиссиях и сдают государственные экзамены.