Педагогическая культура и личностные качества педагога
Личностные качества педагога: гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность.
Основные подструктуры личности педагога (гражданственная и профессионально-педагогическая направленность личности, личностные качества педагога, педагогические способности) их характеристика.
Общая культура педагога. Уровни культуры личности педагога. Педагогическая культура.
29. Конфликты в образовательной организации и способы их разрешения
Понятие «конфликт». Классификация конфликтов по различным основаниям. Факторы, основания возникновения конфликтов. Стадии развития конфликтов, их качественные характеристики. Правила преодоления конфликта.
Типы конфликтных личностей. Стили поведения конфликтных личностей. Содержание деятельности социального педагога и педагога-психолога на этапах разрешения конфликта.
Методы стимулирования активной познавательной деятельности обучающихся
Сущность понятий «активность», «познавательная деятельность». Методы стимулирования познавательной деятельности (методы эмоционального стимулирования; методы развития познавательного интереса; методы формирования ответственности и обязательности; методы развития высших психических функций, творческих способностей обучающихся) и их характеристика.
Семья как социальный институт. Семейное воспитание
Понятие «семья». Семья как социальный институт. Семья как малая социальная группа. Функции семьи и их характеристика. Семья как первичный институт социализации ребенка. Классификация семей и их характеристика. Родительские установки, стратегии и стили семейного воспитания. Особенности современной семьи. Правовые основы семейного воспитания.
32. Взаимодействия образовательной организации с семьей
Понятие «взаимодействие». Принципы взаимодействия образовательной организации с семьей. Виды взаимодействия: психолого-педагогическая диагностика и просвещение семьи, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, вовлечение родителей в управление образовательной организацией.
Содержание и формы организации взаимодействия: проведение лекций, семинаров, конференций, индивидуальных консультаций, родительских собраний, совета содействия семье и т.п.
33. Педагогическая поддержка ребенка в образовательной организации
Понятие «педагогическая поддержка». Способы педагогической поддержки: учет «зоны ближайшего развития ребенка», формирование адекватной самооценки, вера в себя и свои способности, способы «избегания ошибок». Ложные способы педагогической поддержки: гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества с сиблингами и сверстниками.
Конвенция о правах ребенка.
Технологии индивидуальной работы с детьми «группы риска»
в образовательной организации
Понятие «дети «группы риска»». Характеристика отдельных групп детей «группы риска». Диагностика личности ребенка и ее социальных связей. Взаимодействие с детьми «группы риска» как стратегия «развивающей помощи». Понятие «технология».
Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сопровождение: понятия, функция и виды. Определение понятий «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей». Нормативно-правовое обеспечение воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Льготы и гарантии, предоставляющиеся этим категориям детей. Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома, в приемной и патронатной семьях.
Методика воспитательной работы с детьми из семей мигрантов
в образовательной организации
Понятия «миграция», «мигранты». Виды миграции. Социально-правовая защита детей из семей мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев: объекты, субъекты, нормативно-правовые документы. Проблемы воспитания детей в семьях мигрантов и их решение в деятельности педагога образовательной организации. Методика воспитания детей из семей мигрантов в образовательной организации.
Девиантное поведение детей и подростков